Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

И писатель Леонардо да Винчи…

Школьники дальнего и ближнего зарубежья впервые принимают участие в «Живой классике», а вот ученики центра образования №1449 г. Москвы в этом деле уже не новички. В прошлом году шестикласснице Кристине Лавшук удалось дойти до финала конкурса. Поэтому именно она открыла «Живую классику»-2013, передавая эстафету новым конкурсантам. Вся в белом, взмахнув руками словно крыльями, Кристина прочитала сказку Льва Толстого «Лебеди».

 

«Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхнувшимися волнами», - заканчивает Кристина рассказ о лебеде, который выстоял и не сдался стихии. Выступление задает тон конкурсу и призывает участников собраться и выступить как можно лучше. И ребята стараются. Таня Фомина бойко разыгрывает по ролям сказку Мамина-Сибиряка «Козявочка»: она и Козявочка, и Цветочек, и Червячок, и все у неё получается замечательно. Ксюша Сурикова читает рассказ Валентины Осеевой «Отомстила», держится на сцене уверенно, а после спускается в зал и плачет: растрогало произведение. Выступать на публику непросто, ребята волнуются. Родион Мазаев читает рассказ Пауло Коэльо «Секрет счастья» и сбивается. «Спасибо», - говорит ему преподаватель и предлагает спуститься в зал. «Я ещё не закончил», - отвечает Родион и достойно заканчивает выступление. Зрители дружно хлопают, оценив его мужество. Удивляет Рамиля Муртазина с притчей Леонардо да Винчи «Черёмуха и дрозды»: даже в жюри не все знали, что великий итальянец был ещё и писателем.

 

Все 18 участников чувствуют свои тексты и понимают, о чём рассказывают. Жюри ставит высокие баллы за артистизм и глубину проникновения в текст. Но есть ещё один важный пункт в системе оценки – выбор произведения. Школьники должны исполнить отрывок из любимой книги, и, согласно Положению конкурса, произведение должно быть вне школьной программы. Самые популярные темы выступлений в образовательном центре №1449 – природа и поучительные  рассказы о жизни. Из романтики - рассказ  «Письмо любимой» Василия Шукшина и пара отрывков из произведений Грина.

 

Действительно, все прочитанное – вне школьной программы. Но могут ли ребята назвать эти произведения любимыми? Данила Касаткин читает рассказ «Воробей и ласточка» Льва Толстого. Когда мальчика спрашивают, какие ещё произведения писателя он знает, Данила растерянно молчит. Рассказ для него выбрала учительница. Но нужно признать, что выбрала очень точно. Равно, как и для Тани Фоминой. «Козявка - это прямо про меня», - говорит все и всегда успевающая отличница Таня. «И мой рассказ - про меня, про мой въедливый характер» - добавляет даже с виду шустрый Дима Каранадаев, исполнивший по совету учительницы рассказ «Петька-микроб» Григория Остера.

 

«Современные дети читают, но больше детективы и фэнтези, внимание многих надо переключить на другие книги, причем не только для конкурса. Это повод расширить читательские интересы  школьников» - объясняет словесник Оксана Валентиновна Еливанова. «Живая классика» хороша ещё и тем, что не только участники состязаний, но и зрители в зале слушают в исполнении сверстников качественную литературу. Такие уроки не проходят бесследно» - добавляет замдиректора по дополнительному образованию Валентина Хасизовна Сердюк.

 

Эмблема «Живой классики» - юный человек, плывущий на книге, как на плоту,  по реке жизни - кажется этим педагогам весьма точной. В этом учебном центре многое делают для того, чтобы именно так воспринимали книгу ребята. В гости к детям нередко приходят современные поэты и писатели: уже прошли встречи с Юрием Поляковым, Виктором Липатовым, Алексеем Пьяновым, Владимиром Прониным, Виктором Луниным и другими. Постоянный гость здесь, настоящий друг школы на протяжении 10 лет, - писатель Виктор Широков, который и помогает в организации этих встреч. Всё это - и рукописный журнал «Ямб» (Я Могу Больше), и литературный музей  «Автограф», и конкурс «Живая классика» -  это дороги, пути, тропинки к книге.

 

Чтобы проложить их к современным «компьютерным» детям, нужно по-настоящему стараться, вот и «Живая классика» в этом году придумала два новых соревнования, сопутствующих конкурсу чтецов. Первый из них – веселый и шутливый –  «Чтение под одеялом». Участникам предлагают в прямом смысле залезть под одеяло и в этих необычных условиях записать на видео декламацию отрывка из любимого прозаического произведения. Сейчас конкурс в самом разгаре, видеозаписи можно присылать до 20-го апреля. Победителя пригласят в Москву и наградят планшетом. Второй конкурс организован специально для семиклассников. Предлагается написать эссе о любимом произведении. То есть объясниться в любви к литературе письменно. Это выход на новый уровень в общении с книгой. При художественном чтении ребёнок учится чувствовать произведение, сопереживать героям, при написании эссе – анализировать текст, выявлять его тему, идею, проблему.  «Живая классика-7» - это обращение ко всем школьникам, а особенно к бывшим участникам конкурса чтецов. Это напоминание; литература не только урок в расписании, здесь много интересного и неизведанного, каждый найдёт что-то для себя как в сочинении, так и в художественной декламации.

 

«Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно», - эти малоизвестные строки Александра Сергеевича Пушкина привлекают внимание всех, кто приходит в кабинет литературы центра образования №1449. Пусть Таня Фомина, Дима Карандаев и Ксения Сурикова, победившие в школьном этапе Международного конкурса юных чтецов «Живая классика», выступят в следующем окружном туре  именно с таким напутствием. Тогда и победа, и проигрыш не будут главным, потому что главным будет полученное знание и уже не покидающий их интерес к  книге.

 

 

 

Екатерина Мареева

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!