Библиотечное краеведение

Т.В. Рудишина

 

 

Текст выступления на выездном семинаре «Краеведческие среды для библиотекарей»

13 апреля 2011 г., библиотека № 60 им. Вс. Иванова

 

 

Школьная, детская, публичная, научная, сельская… – такие разные библиотеки, но непременно каждая, в той или иной степени, занимается краеведением.

 

В газете «Библиотека в школе» сложилась традиция раз в два года готовить краеведческий номер, где краеведение рассматривалось очень широко: история с географией, люди, дома и судьбы, этнография и родной язык. И конечно, информация, информация, информация…

 

Осенью 2011 года должен был быть очередной, пятой, краеведческий выпуск газеты. С тринадцатого номера мы стали журналом, тематического выпуска не предвидится. Однако, мы решили в одном из первых выпусков журнала дать подборку материалов о том, как библиотеки в разных уголках России занимаются краеведением: на западе (в Калининграде) и востоке (на Камчатке), на севере (в Мурманске), на юге (на Кубани), в Сибири (Иркутск), в Подмосковье.

 

 

Для начала несколько московских штрихов.

 

Готовя сообщение к очередному методическому занятию цикла библиотечных «Краеведческих сред», анализировала отчёты детских библиотек Москвы за 2010 год, который оказался не самым ярким годом московского библиотечного краеведения. Год был неюбилейным, шла смена всей системы власти в городе. Краеведческая литература выходила, но довольно дорогая, носила академический характер и была «непрофильной» для детской библиотеки. Город как бы замер в ожидании.

Однако…

 

Продолжалась кропотливая, нешумная краеведческо-просветительская работа в детских библиотеках города.

 

В Москве библиотечное краеведение имеет свои традиции. Но каждый год добавляет новые краски, новые ноты в этот постоянный процесс. Выявилось несколько любопытных, подчас противоречивых, тенденций:

  • Повсеместное освоение виртуального пространства и одновременно с этим тяготение к экскурсионной деятельности. Выход за стены библиотеки.
  • Уменьшение количества краеведческих кружков и клубов и, наоборот, создание краеведческих музеев в библиотеках.
  • Обращение в краеведческой работе библиотеки к «небиблиотечному» краеведению и осмыслению его применительно к библиотеке.
  • При всей кажущейся избыточности краеведческой литературы, её нехватка – отсюда желание выпускать брошюры, памятки по своему району.
  • Юбилей – как отправная точка в поиске краеведческих тем и выход на совершенно неожиданные, оригинальные краеведческие аспекты.

Проиллюстрируем эти тезисы.

 

 

Отрадно, что история собственной библиотеки начинает осмысляться шире, чем просто история отдельно взятой «культурной единицы». Так, зав. ЦДБ № 61 ЦБС № 1 ЦАО Н.Н. Воробьёва выступила с докладом на краеведческой конференции в библиотеке префекта Центрального округа столицы по теме «Детская библиотека № 61 – краеведческая составляющая истории Басманного района города Москвы». Доклад напечатан в сборнике «Краеведческая конференция «От прошлого к настоящему» (М. : ФАИР, 2010).

 

Как правило, библиотеки города расположены в типовых зданиях. Исключение составляют несколько библиотек центра. В ЦБС № 3 ЦАО разработана специальная краеведческая культурологическая Программа «Библиотеки в домах-памятниках». В рамках программы освещается тема «А.М.Горький в панорамных панно и уникальных художественно-орнаментальных росписях  в интерьере библиотеки». Детская библиотека № 23 им. А.М. Горького. Расположена в доме № 9 по Новинскому бульвару 1950-го года постройки. Здание спроектировано архитекторами Н.А.Хохряковой, В.И. Курочкной и Б.Д.Ланды. Здесь есть восьмигранные залы, парусные своды и коринфские колонны, для украшения интерьера авторы использовали античные орнаменты. Кроме того, под руководством А.Н. Каменского специально для библиотеки выполнены росписи по мотивам произведений А.С. Пушкина и А.М. Горького. Также в библиотеке сохранилась уникальная обстановка середины прошлого века.

 

Детская библиотека-филиал № 22 ЦБС «Кунцево», носящая имя И.Е.Забелина в год юбилея историка-краеведа занималась популяризацией его наследия, чему способствовали контакты с РГГУ, Историческим музеем, ГПИБ, Архитектурным музеем им. А. Щусева. Со школьниками Кунцева были проведены Забелинские чтения. Для нового издания издания книги «Наследие Кунцева» библиотекой подготовлен раздел «Вдохновлённые Кунцевом» (художники, писатели воспевшие этом уголок).  Библиотека продолжала работу над созданием краеведческих архивов «Фили-Давыдково».

 

Ещё одна, нетипичная тема для детской библиотеки, но очень важная составляющая краеведческой деятельности – мемориально-краеведческое направление. «Кунцевский некрополь» – библиотека ведёт  биографический поиск, готовит материалы для выпуска электронной книги. Занимается электронным ресурсом на краеведческом сайте http://www.kuncevo-online.ru.

 

Календарные даты оказывают большое влияние и на выбор краеведческой тематики. Так, в год юбилея Победы одно из заседаний лектория «Времён связующая нить» в ЦДБ № 13 им. Н.К.Крупской было посвящено Московскому метрополитену, который в годы войны был и бомбоубежищем, и госпиталем, и даже библиотекой.  В детской библиотеке № 143 ЦБС № 1 Южного округа на основе «Московского календаря на 2010 год», который ежегодно методический отдел ЦГДБ им. А.П.Гайдара презентует детским библиотекам города в сентябре к началу планирования работы на новый год, был построен цикл встреч «Москва-2010»: «Такая необходимая почта»; «Московское метро»; «Из истории Университета»; «Фонари и фонарщики»; «Москва театральная».

 

ЦДБ № 24 с недавнего времени носит имя братьев Гримм. Библиотека расположена на Пресне и традиционно занимается изучением этого исторического района города. Но появление немецкой тематики нашло отражение и в краеведческой работе. Разрабатывается тема «Московские немцы»: «Теодор фон Эйнем – основатель фабрики «Эйнейм» («Красный Октябрь»); «Фридрих Гааз – основатель больницы для бедных».

 

Зеленоградская  детская библиотека № 116 (Зеленоград – город-спутник, возник как наукоград, город электронщиков на 40-м километре от Москвы в шестидесятые годы прошлого века) в плане литературного краеведения взяла тему «Наш земляк Андрей Усачёв». Кто-то может улыбнуться, мол, не Пушкин и даже не Маршак. Однако, Андрея Усачёва можно со всей ответственностью назвать гордостью современной детской литературы.

 

История города творится на наших глазах. В Митино – отдалённый район на северо-западе столицы – в 2010 году пришло метро. В библиотеке моментально появляется дайджест-папка «История Митинского метро от А до Я». Главное, не упустить момент появления информационного потока.

 

Мегаполис заставляет его жителя, остро воспринимающего дефицит природы, искать любой повод оказаться ближе к ней. Неслучайно детские библиотеки обращаются к темам: «Москва яблоневая», «Москва – город сирени», «Растения в городе». Проводят экологические часы в парках северо-запада столицы (Покровское-Стрешнево), экологические уроки «Животный и растительный мир долины реки Сетунь».

 

Убеждена, что краеведение должно рано или поздно выходить на следующий виток – твоя страна (семья – двор– улица – район – город – страна). Замечательно, что в московских библиотеках появилось желание сопрягать историю города с историей страны (мне, москвичке, всегда больно и страшно слышать высказывания: «Москва – не Россия», «Россия начинается за МКАДом» и проч.) Детская библиотека № 66 ЦБС «Измайлово» (то самое Измайлово, где рос Петр I) провели игру-презентацию: «Вот она, наша Россия». Четыре группы участников игры: «Географы», «Краеведы», «Художники», «Историки» – представляли Россию каждый «со своей колокольни». Игра завершилась голосованием «Имя России» (нетрудно догадаться, кто был выбран юными измайловцами).

 

Тема, которая нашла отражение в работе многих библиотек Москвы – «1000-летие Ярославля» (как вариант, «Дорога из Москвы в Ярославль»).

 

Вот такие московские штрихи. Интересно, мы в чём-то созвучны краеведам других библиотек России?

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!