Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Шестеро лучших и трое самых лучших

Всероссийский конкурс юных чтецов наглядно и в увлекательной форме демонстрирует двенадцатилетним, что книга бесценна в жизни каждого человека.

 

Организуя школьный тур 2013 года, хотелось, чтобы как можно больше ребят обратились к своим любимым произведениям, а кто-то открыл бы для себя новых авторов, литературных героев и совершил такие важные читательские открытия… Поэтому мы предложили каждому ученику параллели попробовать свои силы в школьном туре конкурса.

 

Но, к сожалению, на установочных встречах в библиотеке приходилось слышать: «А это обязательно?», «Можно, я не буду?», «Я и так очень занят», «Наизусть?!», «У меня нет любимой книги», «Я не люблю читать»… Надо ли объяснять как больно библиотекарю, когда часть наших подросших воспитанников отвергает КНИГУ? Ведь ещё недавно, в  начальной школе, эти ребята с радостью читали и перечитывали книги золотого фонда детской классики!

 

Как же искренне заинтересовать, а не заставить шестиклассника стать конкурсантом?

 

 

Опыт работы показал, что на помощь приходят:


- доброжелательная реклама (яркая короткая компьютерная презентация с размышлением о связи духовного мира человека и чтения,  восхищение успехами их сверстников на первом Всероссийском конкурсе, информация о главных условиях для участников)


- доверительная беседа (например, о скрытом богатом потенциале возможностей каждого человека, о том, зачем и какими методами важно развивать интеллект и память)


- обширная книжно–иллюстративная выставка книг из фондов школьной библиотеки (а ещё повсюду в зале стопки подборок лучших художественных произведений о войне, о сверстниках, приключения и фантастика…)


- предложение просто пройтись по библиотеке («пожалуйста, прикоснитесь к этим книгам, вспомните некоторые из них, познакомьтесь с аннотациями ещё не прочитанных, полистайте…», «пожалуйста, побродите самостоятельно среди библиотечных стеллажей и дотроньтесь до корешков …»)


 

И вот в руках у ребят сами собой оказываются «Алые паруса», «Динка», «Тимур и его команда»… А вот уже один зачитался в поисках нужного отрывка и больше ничего слышит… Другой мучительно пытается припомнить автора и название книги из домашней библиотеки и пересказывает её содержание… Они увлеклись. Им вдруг стало интересно, и это видно по их  глазам.

 

Затем самый смелый приглашается на пробную читку.

 

Одноклассники внимательно слушают и аргументированно оценивают по 10-балльной шкале выбор произведения, артистизм, соблюдение выступающим речевых норм. Выводится средний балл. Общими усилиями формулируются рекомендации (разбить текст на смысловые отрезки, обратиться к словарям).

 

Время нашей встречи уже истекло, и некоторым ребятам обидно, что в этот раз они не успели попробовать себя в роли чтецов. Но мы всегда ждём вас! Вы только приходите!

 

Они пришли 14 февраля – все 15 человек, кто нашёл в себе силы и желание дойти до финала конкурса. Строго и празднично украшенный зал, стенд с популярными детскими книгами, экран с эмблемой конкурса. Что читали?  А. Пушкина и Л. Толстого, Г. Троепольского и А. Алексина, Н. Ильину и А. Гайдара, Л. Чарскую и Е. Замятина, В. Богомолова и К. Паустовского, Д. Дефо и А. Конан-Дойла. Удивительно, но подавляющее большинство произведений написаны давно – самые поздние – в середине прошлого века, и только одно можно отнести к современным: это повесть Е. Мурашовой «Класс коррекции». Как видно, наши дети плохо знакомы с современной литературой, а ведь сейчас много замечательных детских авторов: и уже упомянутая Е. Мурашова, и Э. Веркин, и А. Жвалевский и Е. Пастернак. Второе наблюдение: среди звучащих со сцены произведений большая часть носила  трагический характер. Идущая в свой последний бой Гуля Королёва, горькая судьба Ивана, потерявшийся в жестоком мире людей Белый Бим Чёрное Ухо, рухнувший на землю конь, умирающий старый повар, грустные страницы «Детства» Толстого, одинокий Робинзон на острове, кровавые преступления… Почему так много печального, тяжёлого, мучительного? Во-первых, русская литература всё-таки больше учила страдать и сострадать, а не радоваться, а во-вторых, нашим детям кажется, что трагедию легче донести до слушателей, она скорее найдёт отклик в их сердцах, скорее вызовет сопереживание. Иными словами, читать трагическое более выигрышно. (Не хочется думать, что обилие смертей в звучащих со сцены страницах отражает внутреннее состояние и настроение наших детей). Интересно, что даже единственное юмористическое произведение -  «Золотой телёнок» - звучало не с юмором, а с глубоким сочувствием к несчастным пешеходам, которых надо любить.

 

Некоторым ребятам хорошо выступить помешало волнение: даже проверенные, закалённые участием в многочисленных конкурсах «бойцы» сбивались и путались. Что уж  говорить о тех, кто впервые стоял перед такой большой аудиторией…

 

Выбрать победителей было несложно. Мы учитывали выбор произведения, артистизм исполнения, глубину проникновения в художественную ткань произведения. Нам было важно, чтобы при чтении не были нарушены орфоэпические и речевые нормы, чтобы чтец точно передал настроение и позицию автора и в то же время показал своё отношение к содержанию фрагмента, наконец, чтобы читавшего было слышно зрителям в зале.

 

Споров в жюри (а туда входили родители, учителя, библиотекари) не было, решение принято единогласно: названы шестеро лучших и трое самых лучших: Буравлёва Елена, читавшая рассказ «Старый повар» К. Паустовского, Ежова Полина с рассказом Е. Замятина «Апрель», Лаптев Максим, исполнявший фрагмент повести Е. Мурашовой «Класс коррекции». Но чтобы удачно выступить на следующем этапе,  им надо работать и работать, потому что мы знаем, как высок уровень чтецов на  окружном туре.

 

Успеха вам, ребята!

 

 

Сильвестрович Н.В., зав. библиотекой НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром»

Маевская О.С., учитель русского языка и литературы НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром»

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!