Наши материалы

Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Добро пожаловать в серпентарий

Н.Е. Колоскова

 

Добро пожаловать в серпентарий!


2013 год – год Змеи

 

Их очень трудно любить или, хотя бы, им симпатизировать. Они не пушистые и не тёплые. Они не мурлычут и не чирикают. Не любят сидеть на наших коленях и не сопровождают нас на прогулке. Они холодны и самодостаточны. Они смотрят на нас немигающим взглядом, вызывая чувство страха, а нередко и отвращения. Кстати, в пристальном немигающем взгляде змеи ничего загадочного нет: змея не моргает потому, что моргать ей нечем. Век у змеи нет. Они срослись в прозрачную плёнку, под которой глаз может сво­бодно двигаться.

 

И такое вот чудо природы, змея, будет символизировать 2013 год. И нам надо выстраивать с ней отношения. И желательно, чтобы эти отношения были доброжелательными, а ещё лучше, если они будут осознанно-доброжелательными. Как известно, боятся того, чего не понимают, о чём знают мало или идут на поводу у сложившихся мифов и предрассудков. Нам, ведь, восточный гороскоп и интересен потому, что, пользуясь случаем, мы имеем возможность детально познакомить наших читателей с очередным представителем фауны – символом наступающего года.

 

А змеи – очень интересный объект для изучения, в том числе и средствами художественной и научно-познавательной литературы. Поскольку, они широко распространены не только в природе (известно около 2400 современных видов змей и около 500 видов змей являются ядовитыми, и обитают они на всех континентах, кроме Антарктиды и островов, сильно отдалённых от материков), но и в литературе. В том числе и в детской. Убедиться в этом вы сможете, заглянув в списки литературы, которые расположены на нашем сайте в рубрике "Год под знаком Змеи". Примите, пожалуйста, к сведению, что основное внимание при отборе было уделено произведениям художественным и написанным писателями-натуралистами.

 

Более подробно хочется представить книги, включающие информацию о змеях, вышедшие в последнее время. Первая из них выпущена «Издательством Стрелец». Это одиннадцатая книга серии «Детям о русской природе»: «Белки, жабы и другие: Книга для чтения в семье и школе» (М., 2012). В основу книг серии в целом легли произведения Дмитрия Никифоровича Кайгородова (1846-1924), знатока и популяризатора природы, замечательного педагога, одним из первых выступившим «…с новой для тогдашней России мыслью о замене в школах преподавания «естественной истории» изучением живой природы, необходимостью заменить учебники и экзамены экскурсиями в живую природу». Как видно уже из названия, книга рассказывает о самых разных животных, обитающих на территории нашей страны. Но, в данный момент, она нам интересна потому, что содержит очерки о наших «родных» змеях, обитающих на европейской территории России, уже и гадюке.

 

Так, небольшой очерк «Гадюка, козюлька» насыщен интересными сведениями из жизни этой единственной на территории Европейской России ядовитой змеи. «Самые крупные из них редко бывают более полуметра длины. Но и при столь малой величине один вид этой змеи и на храброго человека может нагнать страху: ярко-красные глаза со зрачками в виде косой щели, нависшие над глазами щитки в виде бровей, придают ей злое-презлое, настоящее змеиное выражение». Вот кого, действительно надо бояться. Ещё с помощью этой книги вы сможете рассказать ребятам, почему говорить «змея ужалила» неправильно. И что у змеи есть особый вырез на подбородке, через который язык может показываться из пасти даже когда рот змеи закрыт. А также о том, что надо делать, если встреча с гадюкой закончилась неудачно и змея укусила. Для пущей наглядности нарисован во всех подробностях «ядовитый аппарат» змеи.

Используя материалы книги, вы сможете не просто «предоставить информацию» об этих животных, но рассказать о них эмоционально и лирично как об удивительном творении природы.

 

Что касается очерка «Уж», то даже самые маленькие наши читатели с интересом послушают рассказ о новорожденных малышах-ужатах: «…бойкая и красивая змейка, около 15 см длины; как только он обсохнет – в какой-нибудь час, полтора – его мягкий покров сделается таким же упругим, как и у старого. Первая забота ужонка – спрятаться хорошенько в траве. Это, ведь, сирота; это не глупый галчонок или воробьёнок, которому отец и мать целые дни таскают пищу. Здесь не то. Снесёт уж свои яйца, зароет их в навоз – и кончены все его заботы. Бедный ужонок и в глаза не видит ни отца, ни матери». Смогут ребята и рассмотреть ужа, любовно изображённого художником А. Мосаловым на суше и в воде. А ещё - увидеть, как выглядят позвонки ужа с рёбрами спереди и сзади. Именно благодаря такой «конструкции» змеи могут так быстро и плавно передвигаться, а также заглатывать крупную по размеру пищу.

 

Вторая книга пополнит небольшое количество литературы, затрагивающей вопросы экологической этики. Адресована она нам с вами и, может быть, нашим самым старшим читателям: Хел Херцог «Радость, гадость и обед: вся правда о наших отношениях с животными» (М.: Карьера Пресс, 2011). Книга переведена с английского языка. Её автор является специалистом в области отношений человека и животных и увлекательно рассказывает о самых последних достижениях науки, «…ничего при этом не упрощая и честно признаваясь в своём неведении, буде такое обнаружится». Таким образом, получилась книга не только интересная, но и весьма полезная, материал которой поможет нам насытить мероприятия для детей достоверными сведениями, результатами современных исследований и занимательными историями. А также беседовать с ребятами на непростые темы, затрагивающие  многие аспекты отношений человека и животных. Однако, в настоящий момент, нас привлекают те страницы книги, которые посвящены змеям. Автор размышляет о том, почему люди (в частности, американцы) боятся змей. «Быть может офидиофобия (боязнь змей) – это пережиток ветхозаветных мифов, ну тех, в которых говорится о змеях, нагих женщинах и яблоках? Или же людей пугает чужеродность безногого существа… споры о том, преобладает ли в страхе перед змеями врождённый или усвоенный компонент, ведутся учёными вот уже двести лет». Так, Линн Исбелл из университета Калифорнии в книге «Плод, дерево, змея: почему мы видим их везде» «… убедительно доказывает, что в ходе эволюции мозг приматов приобрёл способность замечать змей вокруг себя». И рассказывает о том, что психологи университета Виргинии задались целью проверить, действительно ли у человека имеется встроенный детектор, распознающий змей. Они показывали взрослым и детям фотографии живой природы и предлагали отобрать из них те из них, на которых есть змеи. Фотографии со змеями и дети, и взрослые отбирали гораздо быстрее, чем с изображением других объектов. Таким образом, пришли к выводу, что «… природный фактор играет не последнюю роль в нашем страхе перед змеями».

 

Хел Херцог отмечает, что это  только одна сторона медали: «Почти половина американцев не боится змей, а 400 тысяч жителей США держат змей в качестве домашних питомцев». И сам автор книги исключением не является. Хел Херцог рассказывает о своём питомце-удаве (ласково называя его удавчиком, поскольку удав ещё совсем маленький - не более полуметра): «Сэм был очень удобным домашним животным. Он не царапает мебель, не будит по ночам соседей и не требует, чтобы с ним играли».

 

Что касается рациона удава, кормить которого приходится всякой живностью вроде мышей, и морально-этической стороны этого вопроса, Хел Херцог, размышляя на эту тему, приводит сравнение рациона кошки и змеи: «…все члены семейства кошачьих, от льва до домашней мурки, плотоядны и питаются мясом. Каждый день все коты Америки вместе взятые (94 миллиона) съедают целую гору мяса. Если даже каждый кот съедает в день всего пятьдесят-шестьдесят граммов мяса, то на круг выходит более пяти миллионов килограммов мяса – или три миллиона цыплят в день…. А взрослый удав, живущий в тропических лесах Коста-Рики, съедает в год около полудюжины крыс. Это означает, что средних размеров удаву для хорошего самочувствия достаточно неполных двух килограммов мяса в год. Коту требуется куда больше. Съедая по пятьдесят граммов мяса в день, средний кот за год потребит в пищу около двадцати килограммов. Если судить объективно, то любимец-кот с точки зрения морали оказывается вдесятеро хуже домашней змеи». А какой вывод сделают из этого ваши читатель, во многом зависит и от вас. Добавим только, что упомянутая книга заслуживает того, чтобы быть прочитанной полностью. И, может быть, тогда в вашей деятельности экологической и природоохранной направленности откроются «новые горизонты», а в разговорах с читателями появятся новые темы.

 

Ну, а пока о возможных темах в ходе новогодних «змеиных» мероприятий для читателей-детей. Как мы уже отмечали, змей много и живут они, практически, везде. Осталось только отметить, что змеи бывают очень разными. Именно об этом можно рассказать детям на одном из мероприятий. Называться оно может  «Змеи: самые-самые». И рассказать ребятам о самых ядовитых змеях, о самых длинных и самых коротких, о самых толстых и самых узких, самых тяжёлых, самых метких, самых быстрых и др. Есть среди змей и рекордсмены в точности измерения температуры, и способные на самое длительное голодание и способность обходиться без воды. Информацию об этом вы без особого труда найдёте и в книгах, и в Интернете.

 

Ещё одна непременная тема для разговора с детьми – охрана змей, в которой эти пресмыкающиеся тоже нуждаются. Для наглядности можно предложить ребятам полистать страницы Красной книги России (например, на сайте http://www.biodat.ru/db/rb). Или привести наглядный пример. Так, на территории Армении ведётся работа по сохранению ужа Даревского, который занесён в Красный список международного союза охраны природы. Здесь с 2009 г. на змеях этого вида устанавливаются специальные чипы, которые дают возможность определить места обитания ужей, направление движения, границы распространения, места расположения нор и так далее. Итогом этой работы будет составление карты территорий, включённых в территорию национального заповедника. Таким образом, этот вид змей будет сохранён от уничтожения. А угрожает ужам уничтожение места их обитания. Это происходит из-за нерегламентированного выпаса сельскохозяйственных животных, сенокоса и использования земель в других сельскохозяйственных целях. Ещё один пример: змея Санта Лючия (Saint Lucia racer), получившая название по месту своего обитания, ранее была распространена по всему острову. В конце позапрошлого века из Индии переселенцы привезли на остров естественного врага змей - мангустов. В результате, долгое время считалось, что хищники истребили змею Санта Лючия. Однако был обнаружен небольшой участок острова, где нет мангустов, и поэтому небольшая популяция змей сохранилась. Учёные отловили восемь змей и снабдили их специальными датчиками. На основе информации, полученной с их помощью, удалось установить, что размер популяции не превышает 18 особей. Ранее самым редким видом змей считалась обитательница западной Индии Antiguan racer. Численность этой змеи в 1995 году не превышала 50 особей. Однако в результате усилий по спасению вида популяция редкой змеи выросла до 900 особей.

 

Мы вам предлагаем подборку материалов, с помощью которых вы без особого труда подготовите и проведёте для своих читателей самые разные мероприятия. И пусть эти мероприятия будут не только познавательными и полезными, но ещё  занимательными и весёлыми (Новый год всё-таки!).

 

Мария Сергеевна Андреева, методист НМЦ Восточного окружного управления образования и Марина Петровна Короткова, заведующая библиотекой Центра развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ) им. А.В. Косарева г. Москвы предлагают вашему внимаю разработку «Каа, Наг и другие… или Радуйтесь, друзья мои, на пороге – год Змеи!»: Новогодний литературный утренник для читателей младшего и среднего школьного возраста. Мероприятие включает разговор о гороскопах вообще и восточных в частности. Конечно же, особое внимание – году Змеи. По замыслу разработчиков, ребята не просто выслушают ваш рассказ, но и сами смогут принять участие в разговоре, используя содержимое «Чудесного короба», в котором уместились сразу все фигурки животных – 12 символов восточного гороскопа (или таблички с их названиями). Целый «Парад змей», в форме литературной викторины, пройдёт перед вашими читателями у книжной выставки. А отдохнуть после напряжённой умственной деятельности ребятам поможет участие в конкурсе «Скороговорка». В ходе утренника дети вместе с библиотекарем смогут порассуждать на непростую тему «Змеи – вредные или полезные?». А заодно получат немало интересной информации о змеях, о специальных змеиных питомниках – серпентариях, о профессии змеелов, которую нельзя получить ни в одном учебном заведении. А также о лечебных свойствах змеиного яда. И о том, что лечить людей – это не единственная «профессия» у змей. Ещё они, например, могут нести сторожевую службу, быть любимым питомцем для ребёнка, «работать» в цирке. Эту серьёзную часть мероприятия сменят игры «Поймай змею» и «Змейки – вперёд!», разгадка кроссворда «Год Змеи». А завершится утренник выставкой-конкурсом сувениров «Весёлые змейка» и вручением призов самым активным участникам мероприятия. И, конечно же, в конце этого материала приведён список литературы, использованной при разработке утренника.

 

Хочется отметить, что этот материал был разработан двенадцать лет назад и его разработчики, таким образом, завершили свой собственный календарный круг восточного гороскопа. В  дополнение к данному утреннику Марина Петровна Короткова разработала материал, который может быть использован для  создания стенгазеты или устного журнала: «Вот они и приползли!..»: «Рады? Нет? Друзья мои, мы встречаем Год Змеи!». Материал обильно наполнен различными сведениями о змеях; как относятся к этим пресмыкающимся в разных странах мира; какие змеи самые большие, самые крошечные, самые ядовитые; что змеи обитают не только на суше, но и в воде; что бывают даже летающие змеи. Включена и другая, не менее полезная и занимательная информация.

 

Также материал содержит полные тексты басен и стихов о змеях классических и современных авторов. И материал для литературной викторины «Дюжина змей: кто из какой книги?». Он дополняет список книг, змеи-персонажи которых «участвуют» в викторине. Одна из частей данного материала посвящена змеям, включённым в скульптурные композиции памятников и памятнику непосредственно самой змее. А ещё здесь вы найдёте «змеиные» пословицы, поговорки, скороговорки, «Угадайку», шарады, чайнворд и кроссворды.

 

Следует заметить, что списки литературы, вошедшие в эти методические материалы, являются дополнением к основному списку «Змеиная библиография», включающему художественную и познавательную литературу, материалы из периодических изданий, аудио и видеоматериалы, методические материалы. Список подготовлен на основе фонда Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Москвы. Список исчерпывающим не является, ведь в фондах ваших библиотек вполне могут «обитать» и другие змейки, змеи, змеюки и змеищи.

 

Ещё один материал разработан Наталией Владимировной Коцеруба, заведующей сектором отдела обслуживания ЦГДБ им. А.П. Гайдара г. Москвы. В его основе лежит идея сравнить змей - литературных персонажей с их сородичами из книг научно-познавательных. И вместе с ребятами посмотреть, насколько достоверно описаны повадки и характерные особенности змей из художественных произведений. Все материалы подобраны с учётом особенностей возрастных групп наших читателей.

 

 

Пусть ваш новогодний праздник будет самым «змеиным», а ваши читатели - самыми любознательными и смышлёными!

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!