Яндекс.Метрика

Поговорим...
Художник Зоя Чернакова. Взято отсюда.

Поговорим…

 


«Праматерь всех существ иных -
Воздушных, водных и земных…»

Ричард Лавлейс

 

перевод М. Я. Бородицкой

 

 

Улитка всегда считалась существом символическим. Одно из символических значений, символ времени, она приобрела благодаря своему спиральному домику: улитка как бы несёт своё время за плечами, как груз. И если углубиться в таинственные спирали её домика, то возможно постичь смысл времени. Именно поэтому улитка стала ещё и символом циклических процессов: возрождения и воскрешения. Ещё улитка символизирует плодородие (это - у ацтеков), а также - настойчивость, осторожность и предусмотрительность, защищённость и  спокойствие. Что и говорить, улитка - существо весьма харизматичное: издавна притягивала к себе взоры писателей, поэтов, художников. А также теоретиков от математики и физики. Философы тоже не обходили её своим вниманием. Что уж говорить о нас и наших любознательных читателях? Мы всегда готовы познакомиться поближе с одним из представителей живой природы, а именно, фауны. И пусть на этот раз предметом для всестороннего и всеаспектного изучения будет улитка. Тем более что, практически, от каждой улитки,  которая будет упомянута, очень легко перекинуть мостик к важному, интересному, полезному и актуальному разговору.

 

 


Разговор первый - биолого-познавательный

 


Конечно же, прежде чем вести разговоры с читателями разных возрастов, надо самим побольше узнать, что же это за чудо природы такое – улитка. Собрать книги и материалы из периодических изданий. Можно сделать книжно-иллюстративную выставку.

 

Хорошо, если эта выставка будет всевозрастная. Тогда можно представить на ней материалы в полном объёме. А чтобы читателям всех возрастов было удобно с ними знакомиться, есть смысл расположить их по возрастающей: на нижних полках будут книжки для самых маленьких, на средних – для тех, кто уже подрос. Ну, а те, кто вырос (в том числе и родители) дотянутся и до верхних полок.

 

Выставку можно назвать, например, «Быть улиткой так интересно!». Это слова Улитки Оливии из сказки Дональда Биссета  «Кузнечик и улитка». Раздел для самых маленьких может называться «Эй, улитка, высунь рожки!». А для «середнячков» стоит придумать что-нибудь посерьёзнее: «Образчик мудрости несложной, Сама себе приют надёжный». Это из стихотворения Ричарда Лавлейса «Улитка» (перевод М. Я. Бородицкой). Для старших подойдёт, например, «Замкнутые в самих себе» или «Какая в тебе загадка колдовская?» (последнее - слова из стихотворения  Ричарда Лавлейса «Улитка» в  переводе М. Я. Бородицкой).

 

А пока будете книги, статьи и иллюстративные материалы подбирать, систематизировать, придумывать названия для разделов, естественным образом всё-всё об улитках и узнаете. И о том, что улитки (брюхоногие или гастроподы) - самый многочисленный класс в составе типа Mollusca (мягкотелые), который включает около 100 000 видов, в России - 1620 видов. И о том, что улиток можно найти везде – не только на суше, но и во всех морях, реках, даже в пещерах. А также, с какой скоростью улитка передвигается, и какой «климат» у неё в домике.

 

Как всегда, мы предлагаем вам в помощь материалы для работы: список научно-познавательной и справочной литературы; список материалов из периодических изданий; полнотекстовые материалы: стихи и небольшие рассказы и сказки; и даже электронную презентацию «Улитки в изобразительном искусстве».

 

 

 

Разговор второй - ознакомительно-поэтический

 


 

Знакомство с этим уникальным, ни на какое другое не похожим животным, может начаться  в самом раннем детстве. Об этом позаботились и писатели, и книгоиздатели. Например, для тех, кто ещё не выбрался из памперсов, сделана книжка-погремушка «От улитки до слона» (М.: Дрофа-Медиа, 2006).

 

Текста в этой книжке нет вообще, и это предоставляет нам полную свободу: рассказывай про улитку всё, что сочтёшь возможным и что в состоянии воспринять малыш. Или просто читай весёлые стихи про улитку С. Маршака, К. Чуковского, А. Усачёва и многих других. А погремушка поможет подчеркнуть ритмичность стихов и развлечёт малыша ещё больше (если дать по погремушке каждому присутствующему, то получится совсем весело).

 

Обязательно вспомнятся слова из детства: «Улитка, улитка, высуни рога - дам тебе пирога». Или: «Эй, улитка, высунь рожки! Дам я денег на лепёшки!». У С. Маршака это звучит немного иначе:

 

«Улитка, улитка, покажи рога.

Дам тебе ячменного пирога».

 

Кстати, если заранее, перед тем как выманивать улитку из раковины, загадать желание, и, если удастся-таки улитку выманить, то оно обязательно исполнится.

 

 

 

 

Разговор третий - неторопливо-обстоятельный

 


Известно, что передвигается улитка медленно. Это одна из основных её отличительных поведенческих особенностей. Всем известно выражение «ползёшь, как улитка». Но вернее будет сказать, что улитка двигается неторопливо. А «медленно» и «неторопливо» - это две большие разницы. «Медленно» часто ассоциируется с «лениво», а «неторопливо» – с «обстоятельно» (правда, иногда всё же следует и поторопиться).

Знакомство с улитками детей среднего возраста можно начать, представив их вниманию «неторопливую улитку Ульяну». Этот совершенно замечательный персонаж поселился в книгах Виктора Гавриловича Кротова, чьи книги про червячка Игнатия  его друзей населяет множество персонажей-насекомых и среди них улитка Ульяна. Первое знакомство с ней  происходит в книге «Червячок Игнатий и его друзья» (М.: Нарния, 2002).

 

На страницах книг В. Кротова никто из персонажей так просто не появляется: каждый из них несёт свою смысловую нагрузку. Вот и улитка Ульяна здесь со своей «неторопливо-обстоятельной» миссией.

 

Малыши – известные торопыги и непоседы. Им надо быть в нескольких местах одновременно и делать много всего и сразу. Самое время поговорить с ними о том, что «торопиться лучше медленно» и, вообще, как известно «тише едешь – дальше будешь». А потом ведь, «…кроме БЫСТРО или МЕДЛЕННО есть всякое другое. Можно всё делать – СО ВКУСОМ… Или – КАК следует… Это не быстро и не медленно».

 

Кстати, прийти куда-либо в нужное время для многих ребят тоже является проблемой. А ведь это – одно из первейших правил не только этикета, но и деловой (или учебной) жизни. Так вот,  чтобы куда-то прийти вовремя, «…тоже не обязательно спешить…Можно просто выйти в этом направлении заранее». К этой мудрой мысли улитка Ульяна приходит в книге В. Кротова «Червячок Игнатий и его чаепития» (М.: Нарния, 2009).

 

 

Этого же мнения придерживается и улитка, приглашённая на день рождения А. Усачёвым:

 

 

«…Она вползла через три дня
С букетом незабудок:
«Мой друг! Прошу простить меня –
Я шла к вам трое суток...
И вам вручить букет спешу.
Спасибо! До свидания!
Но в следующий раз прошу
Позвать меня ЗАРАНЕЕ!».

 

И, вообще, по мнению улитки из сказки Г.Х. Андерсена «Улитка и розовый куст» «…торопливость ослабляет впечатление».

 

 

 


Разговор четвёртый - доблестно-героический



В книге В. Кротова «Червячок Игнатий и его открытия» для улиток были устроены спортивные соревнования по бегу. Улитка Ульяна не только приняла участие в соревнованиях, но и могла стать победителем, поскольку намного опередила своих соперников (они двигались медленно, поскольку были увешаны медалями за спортивные заслуги). Правда, перед самым финишем улитка Ульяна свернула с беговой дорожки: «Мне совершенно не хочется, чтобы на меня вешали медаль…», - сказала она червячку Игнатию. На что червячок Игнатий ответил: «Понимаешь, улитка Ульяна… Мне кажется… В общем, ты меня научила одной очень важной вещи… победителем может стать как раз тот, кто не получил за это медали». Чем не повод ещё для одного разговора: « …о подвигах, о доблести, о славе».

 

В жизни всегда найдётся место маленькому повседневному подвигу. Вот и в сказке Дональда Биссета  «Кузнечик и улитка» улитка Оливия буквально спасла кузнечика Дэнди, который никак не мог попасть в собственный дом. А всё потому, что гордый и честолюбивый кузнечик научился делать очень большие прыжки (чтобы прыгать дальше всех) и совершенно не умел передвигаться маленькими прыжками. Поэтому он и не мог никак попасть в свой дом, а всё время его перепрыгивал. Неизвестно, чем бы закончилась эта история (думается, что ничем хорошим), если бы улитка Оливия не довезла его до домика на собственной спине. В другой сказке Д. Биссета «Про улитку Оливию и канарейку» улитка Оливия спасает канарейку Певунью, когда та подавилась кукурузными хлопьями. Всё потому, что у них «… было доброе сердце (почти все улитки добрые, если только не встанут с левой ноги». Ну, а постольку наличие ног у улиток природой не предусмотрено, то значит – они все и всегда добрые.

 

 

Настоящий героический поступок совершила улитка из книги Дональдсон Дж. «Улитка и кит» (М.: Машины Творения, 2006). Замечательная история в стихах (в переводе Марины Бородицкой) рассказывает о том, как маленькая улитка спасла от гибели огромного кита. Книга это, кстати, стала победителем конкурса ВВС «Blue Peter Award», как лучшая иллюстрированная книга 2005 года для чтения вслух. Так что вместе с ребятами можно ещё и рассмотреть замечательные рисунки английского художника Акселя Шеффлера.

 

На этом этапе улитка может стать поводом для…рисования. Во-первых, потому, что рисовать улитку очень просто: улитка – животное очень лаконичное, совершенно без излишеств. А если рисовать улитку, спрятавшуюся в домик, то задача ещё упрощается. Во-вторых, потому, что рисовать улитку очень весело: домик улитки может быть разрисован сообразно видению и желанию каждого отдельно взятого рисовальщика.

 

 

 

 

Разговор пятый - уважительно-сочувственный

 


В гости к улитке Ульяне  (в уже знакомой нам книге В. Кротова «Червячок Игнатий и его чаепития») отправился как-то червячок Игнатий. Но улитку Ульяну он дома не застал (она ушла в магазин за продуктами). Зато познакомился с её бабушкой – тоже улиткой и тоже Ульяной: «Просто мою внучку назвали в мою честь (и я этим очень горжусь).  Улитка Ульяна-маленькая жила с бабушкой, поскольку за старушкой-улиткой надо было ухаживать как за всяким пожилым человеком. Вот вам ещё один повод для серьёзного разговора с малышами: уважайте старших, помогайте им. Кстати, не исключено, что кого-то из ваших читателей тоже назвали в честь бабушки или дедушки: обязательно спросите их об этом.

 

Пока червячок Игнатий ждал возвращения улитки Ульяны, он услышал от её бабушки много увлекательных историй «про прошлые времена». Вы тоже можете пригласить для участия в разговоре с ребятами чью-нибудь (не улиткину, конечно) бабушку, которая тоже хорошо помнит былые времена и поделится с ребятами своими воспоминаниями.

 

Для ребят постарше поводом для серьёзного разговора может послужить книга Юлии Лавряшиной «Улитка в тарелке» (М. : Китони, 2011). Книга эта - лауреат Международной литературной премии В.П.Крапивина и уже стала популярной в читательской среде (как детской, так и взрослой).

 

В одной из лабораторий закрытого города-«спутника», в котором жили физики-ядерщики и биологи, случился взрыв. В результате выброса вредного вещества пострадали ещё не рождённые дети (на момент аварии они находились в материнской утробе). Малыши появились на свет с признаками «усталости» - изношенности организма: «Эти дети только-только родились, а внутри у них всё уже было в таком состоянии, будто они  прожили лет по пятьдесят».

 

Детей родителям не отдали. Больше того, родителей куда-то дели, «…чтобы не проболтались…» о случившемся. Для содержания детей была разработана секретная государственная программа. Ребят разместили в закрытой зоне в полной изоляции и персонал делал всё возможное, чтобы они не знали о существовании внешнего мира, как не знали и о своей инакости. Более того, детей уверяли, что со временем старческая немочь пройдёт (на момент повествования им уже где-то лет семьдесят-семьдесят пять), морщины разгладятся, зубы и волосы вырастут: «…это естественный процесс: дети растут, их морщины растягиваются и, постепенно они становятся такими же красивыми, как все взрослые». Детей ничему не учат, даже чтению (какой в обучении смысл, если они всё равно скоро умрут?). Всё своё время ребята проводят, погрузившись в виртуальный мир, и их это вполне устраивает. Всех, кроме мальчика Эви и девочки Миры, которые считают, «…что это не совсем правильно – проводить целые дни в мире, которого на самом деле нет». И видели вокруг другой мир, который их постоянно притягивал: они замечали цветы и деревья, зверей и птиц. Так, Эви считал траву живым существом и даже слышал звуки, которые издавали цветы и деревья. А Мире по ночам снится море, хотя она и не знает, что это такое.

 

Именно Эви поселил улитку в тарелке, и спрятал у себя под кроватью: «Пускай тут сидит, целее будет!». Правда, он постоянно думает, не скучно ли улитке сидеть в тарелке?: «А то мне приятно, что она у меня, а ей, может, тоска одна!». Ещё его мучит мысль: «Моя улитка… она, наверное, мечтала вырваться из своей тарелки. А я вот думаю: она получила свой большой мир, но вдруг ей стало хуже от этого? Вдруг её кто-нибудь обидел?».

 

В какой-то момент Мира и Эви начинают чувствовать себя «улиткой в тарелке»: они понимают, что существует другой мир, о котором они ничего не знают. Ребята находят возможность выбраться из своего закрытого мира. И… сталкиваются с миром реальным, где находят друзей и врагов. А также понимают: «Мы не такие, как вы. И нас не выпускали потому, что таких не должно быть. Да?». Интересно, а к какому выводу придут ваши читатели?

 

 

 

Разговор шестой - экологически-ответственный

 


Используя книгу Юлии Лавряшиной «Улитка в тарелке», можно поговорить с детьми и об экологической ответственности за то, что происходит на нашей планете. Историю со взрывом в лаборатории вполне можно приравнять к экологической катастрофе, настолько ужасными были её последствия. И они мало отличаются от последствий реальных катастроф. Мальчик Сол приходит к печальному выводу: «На земле хватает людей, которые могут сотворить с ней такое, до чего никакие пришельцы не додумались бы…».

 

 

Пора вернуться к нашим улиткам, и предложить ребятам поговорить о том, что улитки тоже нуждаются в защите. Да и сами улитки могут принести ощутимую экологическую пользу. Вот только один пример. На защиту экологии в Петербурге поставлены африканские улитки: они контролируют уровень загрязнения воздуха. Улитки чувствительны к загрязнению атмосферы и с их помощью можно осуществлять биомониторинг выбросов предприятий в окружающую среду. Для этого к панцирю улитки монтируют датчик, который регистрирует все реакции улитки.

 

 

 

 

Разговор седьмой - философический

 


Улитка – замечательный «инструмент» познания мира. Для разговора с ребятами младшего возраста вполне подойдёт сказка Г.Х. Андерсена «Улитка и розовый куст». Улитка, которая «…была богата внутренним содержанием - содержала самоё себя» и собиралась осчастливить мир. Чем-то, что поважнее цветов, каждое лето покрывающих розовый куст (который, по мнению улитки ничего не делает для своего внутреннего развития). Собиралась, да так и не собралась, замкнувшись в себе окончательно: «Я знать не желаю вашего мира. Какое мне до него дело? Мне довольно самой себя». «И улитка заползла в свою раковину и закрылась в ней».

 

- Как печально! - сказал розовый куст. - А я и хотел бы, да не могу замкнуться в себе. У меня все прорывается наружу, прорывается розами. Лепестки их опадают и разносятся ветром, но я видел, как одну из моих роз положила в книгу мать семейства, другую приютила на своей груди прелестная молодая девушка, третью целовали улыбающиеся губки ребёнка. И я был так счастлив, я находил в этом истинную усладу. Вот мои воспоминания, моя жизнь!».

С «середнячками» можно почитать стихотворение Федерико Гарсиа Лорки «Как улитка отравилась путешествовать и кого она встретила в пути» (перевод Инны Тыняновой). Эта улитка напротив,

«…бросив дом и хозяйство,

тронулась в путь-дорогу,
чтоб край тропинки увидеть».

Правда, ничем хорошим это путешествие не кончилось:

 

«- Нет у тропинки края,
верно, ведёт она к звёздам, -
восклицает она печально. -
Только мне до них не дойти.
Уж больно я неуклюжа,
мне лучше о звёздах забыть».

Если захочется пофилософствовать с вашими старшими читателями, то присмотритесь ещё к одной замечательной улитке. Она появилась на свет давным-давно, когда классик японской поэзии Кобаяси Исса (1763-1827) написал своё знаменитое трехстишие (хайку):

 

«Тихо, тихо ползи, улитка,
по склону Фудзи,
вверх до самых высот!»

 

Оно особенно прославилось в переводе Т. Соколовой-Делюсиной и легло в эпиграф к знаменитому роману А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне». У Людмилы Улицкой есть очень симпатичное, полное иронии и юмора стихотворение «Улитка», несомненно, «навеянное» этим трёхстишием:

 

 

«Ползла, ползла улитка

По склону
Фудзиямы.
Видала
Фудзияму,
Да не видала
Ямы.
Прислала телеграмму:
Предупредите
Маму,
Прекрасен вид из ямы
На почву
Фудзиямы».

 

 

 

 

 

 

Разговор восьмой - бионико-архитектурный

 

 

Это тоже написано про улитку:

 

«Евклида в сжатом изложенье
Передают твои движенья:
Вот предо мною точка - вдруг
Она описывает круг,
Вот контур плавного овала,
Квадрат и ромб нарисовала,
Вот провела диагональ,
Прямую линию, спираль...» (Ричард Лавлейс «Улитка», перевод М. Я. Бородицкой)

 


В архитектуре часто применяются формы и конструкции живой природы. Есть даже специальная наука бионика, которая занимается  проблемами использования законов и форм живой природы в архитектуре. Спиралевидная форма панциря улитки неспроста привлекает внимание архитекторов, дизайнеров и строителей. Спираль – это экономия энергии: благодаря её компактности избегается лишняя потеря тепла. Спиралевидная форма также способствует экономии пространства: позволяет максимально использовать объём. Кроме того, в спиралевидной форме отмечается гармония динамики и статики. В московской архитектуре, например, можно найти примеры построения зданий в виде закрученных в спираль раковин улиток. В 20-х годах прошлого века в Москве на Сущёвском валу был построен первый гараж со спиралевидным пандусом (проект К.С. Мельникова). А вот дома-улитки в Москве, к сожалению, пока нет.

 

Предоставьте детям возможность создать такой дом. Пусть они его нарисуют, слепят из пластилина или солёного теста, создадут из любого другого материала. А вдруг для кого-то из них это занятие станет знаковым и в ребёнке проснётся желание созидать? Ведь профессия архитектора и строителя считаются самыми мирными профессиями.

 

 

 

Приятного путешествия в мир улиток вам и вашим читателям!


 


P.S. Кстати, ежегодно 1 мая во Франции в городе Клуисе проходит Карнавал улиток. Цель этого мероприятия – хорошо посмеяться и вволю покричать. Карнавальное шествие возглавляет девятиметровый муляж Короля улиток. Правда, за один день карнавала съедается до 600 000 улиток и выпивается около 12 000 литров вина. Но это от наших детей можно и утаить…

 

 

А вот такую улитку можно встретить

в Парке МСХА им. К.А. Тимирязева на севере Москвы!

Фото сотрудника методического отдела Анастасии Шитовой.

 

 

 

 

Подготовила Н.Е. Колоскова, зав. сектором методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара

 

 

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!