Яндекс.Метрика

Поговорим...
Художник Зоя Чернакова. Взято отсюда.

Поговорим…

 


«Праматерь всех существ иных -
Воздушных, водных и земных…»

Ричард Лавлейс

 

перевод М. Я. Бородицкой

 

 

Улитка всегда считалась существом символическим. Одно из символических значений, символ времени, она приобрела благодаря своему спиральному домику: улитка как бы несёт своё время за плечами, как груз. И если углубиться в таинственные спирали её домика, то возможно постичь смысл времени. Именно поэтому улитка стала ещё и символом циклических процессов: возрождения и воскрешения. Ещё улитка символизирует плодородие (это - у ацтеков), а также - настойчивость, осторожность и предусмотрительность, защищённость и  спокойствие. Что и говорить, улитка - существо весьма харизматичное: издавна притягивала к себе взоры писателей, поэтов, художников. А также теоретиков от математики и физики. Философы тоже не обходили её своим вниманием. Что уж говорить о нас и наших любознательных читателях? Мы всегда готовы познакомиться поближе с одним из представителей живой природы, а именно, фауны. И пусть на этот раз предметом для всестороннего и всеаспектного изучения будет улитка. Тем более что, практически, от каждой улитки,  которая будет упомянута, очень легко перекинуть мостик к важному, интересному, полезному и актуальному разговору.

 

 


Разговор первый - биолого-познавательный

 


Конечно же, прежде чем вести разговоры с читателями разных возрастов, надо самим побольше узнать, что же это за чудо природы такое – улитка. Собрать книги и материалы из периодических изданий. Можно сделать книжно-иллюстративную выставку.

 

Хорошо, если эта выставка будет всевозрастная. Тогда можно представить на ней материалы в полном объёме. А чтобы читателям всех возрастов было удобно с ними знакомиться, есть смысл расположить их по возрастающей: на нижних полках будут книжки для самых маленьких, на средних – для тех, кто уже подрос. Ну, а те, кто вырос (в том числе и родители) дотянутся и до верхних полок.

 

Выставку можно назвать, например, «Быть улиткой так интересно!». Это слова Улитки Оливии из сказки Дональда Биссета  «Кузнечик и улитка». Раздел для самых маленьких может называться «Эй, улитка, высунь рожки!». А для «середнячков» стоит придумать что-нибудь посерьёзнее: «Образчик мудрости несложной, Сама себе приют надёжный». Это из стихотворения Ричарда Лавлейса «Улитка» (перевод М. Я. Бородицкой). Для старших подойдёт, например, «Замкнутые в самих себе» или «Какая в тебе загадка колдовская?» (последнее - слова из стихотворения  Ричарда Лавлейса «Улитка» в  переводе М. Я. Бородицкой).

 

А пока будете книги, статьи и иллюстративные материалы подбирать, систематизировать, придумывать названия для разделов, естественным образом всё-всё об улитках и узнаете. И о том, что улитки (брюхоногие или гастроподы) - самый многочисленный класс в составе типа Mollusca (мягкотелые), который включает около 100 000 видов, в России - 1620 видов. И о том, что улиток можно найти везде – не только на суше, но и во всех морях, реках, даже в пещерах. А также, с какой скоростью улитка передвигается, и какой «климат» у неё в домике.

 

Как всегда, мы предлагаем вам в помощь материалы для работы: список научно-познавательной и справочной литературы; список материалов из периодических изданий; полнотекстовые материалы: стихи и небольшие рассказы и сказки; и даже электронную презентацию «Улитки в изобразительном искусстве».

 

 

 

Разговор второй - ознакомительно-поэтический

 


 

Знакомство с этим уникальным, ни на какое другое не похожим животным, может начаться  в самом раннем детстве. Об этом позаботились и писатели, и книгоиздатели. Например, для тех, кто ещё не выбрался из памперсов, сделана книжка-погремушка «От улитки до слона» (М.: Дрофа-Медиа, 2006).

 

Текста в этой книжке нет вообще, и это предоставляет нам полную свободу: рассказывай про улитку всё, что сочтёшь возможным и что в состоянии воспринять малыш. Или просто читай весёлые стихи про улитку С. Маршака, К. Чуковского, А. Усачёва и многих других. А погремушка поможет подчеркнуть ритмичность стихов и развлечёт малыша ещё больше (если дать по погремушке каждому присутствующему, то получится совсем весело).

 

Обязательно вспомнятся слова из детства: «Улитка, улитка, высуни рога - дам тебе пирога». Или: «Эй, улитка, высунь рожки! Дам я денег на лепёшки!». У С. Маршака это звучит немного иначе:

 

«Улитка, улитка, покажи рога.

Дам тебе ячменного пирога».

 

Кстати, если заранее, перед тем как выманивать улитку из раковины, загадать желание, и, если удастся-таки улитку выманить, то оно обязательно исполнится.

 

 

 

 

Разговор третий - неторопливо-обстоятельный

 


Известно, что передвигается улитка медленно. Это одна из основных её отличительных поведенческих особенностей. Всем известно выражение «ползёшь, как улитка». Но вернее будет сказать, что улитка двигается неторопливо. А «медленно» и «неторопливо» - это две большие разницы. «Медленно» часто ассоциируется с «лениво», а «неторопливо» – с «обстоятельно» (правда, иногда всё же следует и поторопиться).

Знакомство с улитками детей среднего возраста можно начать, представив их вниманию «неторопливую улитку Ульяну». Этот совершенно замечательный персонаж поселился в книгах Виктора Гавриловича Кротова, чьи книги про червячка Игнатия  его друзей населяет множество персонажей-насекомых и среди них улитка Ульяна. Первое знакомство с ней  происходит в книге «Червячок Игнатий и его друзья» (М.: Нарния, 2002).

 

На страницах книг В. Кротова никто из персонажей так просто не появляется: каждый из них несёт свою смысловую нагрузку. Вот и улитка Ульяна здесь со своей «неторопливо-обстоятельной» миссией.

 

Малыши – известные торопыги и непоседы. Им надо быть в нескольких местах одновременно и делать много всего и сразу. Самое время поговорить с ними о том, что «торопиться лучше медленно» и, вообще, как известно «тише едешь – дальше будешь». А потом ведь, «…кроме БЫСТРО или МЕДЛЕННО есть всякое другое. Можно всё делать – СО ВКУСОМ… Или – КАК следует… Это не быстро и не медленно».

 

Кстати, прийти куда-либо в нужное время для многих ребят тоже является проблемой. А ведь это – одно из первейших правил не только этикета, но и деловой (или учебной) жизни. Так вот,  чтобы куда-то прийти вовремя, «…тоже не обязательно спешить…Можно просто выйти в этом направлении заранее». К этой мудрой мысли улитка Ульяна приходит в книге В. Кротова «Червячок Игнатий и его чаепития» (М.: Нарния, 2009).

 

 

Этого же мнения придерживается и улитка, приглашённая на день рождения А. Усачёвым:

 

 

«…Она вползла через три дня
С букетом незабудок:
«Мой друг! Прошу простить меня –
Я шла к вам трое суток...
И вам вручить букет спешу.
Спасибо! До свидания!
Но в следующий раз прошу
Позвать меня ЗАРАНЕЕ!».

 

И, вообще, по мнению улитки из сказки Г.Х. Андерсена «Улитка и розовый куст» «…торопливость ослабляет впечатление».

 

 

 


Разговор четвёртый - доблестно-героический



В книге В. Кротова «Червячок Игнатий и его открытия» для улиток были устроены спортивные соревнования по бегу. Улитка Ульяна не только приняла участие в соревнованиях, но и могла стать победителем, поскольку намного опередила своих соперников (они двигались медленно, поскольку были увешаны медалями за спортивные заслуги). Правда, перед самым финишем улитка Ульяна свернула с беговой дорожки: «Мне совершенно не хочется, чтобы на меня вешали медаль…», - сказала она червячку Игнатию. На что червячок Игнатий ответил: «Понимаешь, улитка Ульяна… Мне кажется… В общем, ты меня научила одной очень важной вещи… победителем может стать как раз тот, кто не получил за это медали». Чем не повод ещё для одного разговора: « …о подвигах, о доблести, о славе».

 

В жизни всегда найдётся место маленькому повседневному подвигу. Вот и в сказке Дональда Биссета  «Кузнечик и улитка» улитка Оливия буквально спасла кузнечика Дэнди, который никак не мог попасть в собственный дом. А всё потому, что гордый и честолюбивый кузнечик научился делать очень большие прыжки (чтобы прыгать дальше всех) и совершенно не умел передвигаться маленькими прыжками. Поэтому он и не мог никак попасть в свой дом, а всё время его перепрыгивал. Неизвестно, чем бы закончилась эта история (думается, что ничем хорошим), если бы улитка Оливия не довезла его до домика на собственной спине. В другой сказке Д. Биссета «Про улитку Оливию и канарейку» улитка Оливия спасает канарейку Певунью, когда та подавилась кукурузными хлопьями. Всё потому, что у них «… было доброе сердце (почти все улитки добрые, если только не встанут с левой ноги». Ну, а постольку наличие ног у улиток природой не предусмотрено, то значит – они все и всегда добрые.

 

 

Настоящий героический поступок совершила улитка из книги Дональдсон Дж. «Улитка и кит» (М.: Машины Творения, 2006). Замечательная история в стихах (в переводе Марины Бородицкой) рассказывает о том, как маленькая улитка спасла от гибели огромного кита. Книга это, кстати, стала победителем конкурса ВВС «Blue Peter Award», как лучшая иллюстрированная книга 2005 года для чтения вслух. Так что вместе с ребятами можно ещё и рассмотреть замечательные рисунки английского художника Акселя Шеффлера.

 

На этом этапе улитка может стать поводом для…рисования. Во-первых, потому, что рисовать улитку очень просто: улитка – животное очень лаконичное, совершенно без излишеств. А если рисовать улитку, спрятавшуюся в домик, то задача ещё упрощается. Во-вторых, потому, что рисовать улитку очень весело: домик улитки может быть разрисован сообразно видению и желанию каждого отдельно взятого рисовальщика.

 

 

 

 

Разговор пятый - уважительно-сочувственный

 


В гости к улитке Ульяне  (в уже знакомой нам книге В. Кротова «Червячок Игнатий и его чаепития») отправился как-то червячок Игнатий. Но улитку Ульяну он дома не застал (она ушла в магазин за продуктами). Зато познакомился с её бабушкой – тоже улиткой и тоже Ульяной: «Просто мою внучку назвали в мою честь (и я этим очень горжусь).  Улитка Ульяна-маленькая жила с бабушкой, поскольку за старушкой-улиткой надо было ухаживать как за всяким пожилым человеком. Вот вам ещё один повод для серьёзного разговора с малышами: уважайте старших, помогайте им. Кстати, не исключено, что кого-то из ваших читателей тоже назвали в честь бабушки или дедушки: обязательно спросите их об этом.

 

Пока червячок Игнатий ждал возвращения улитки Ульяны, он услышал от её бабушки много увлекательных историй «про прошлые времена». Вы тоже можете пригласить для участия в разговоре с ребятами чью-нибудь (не улиткину, конечно) бабушку, которая тоже хорошо помнит былые времена и поделится с ребятами своими воспоминаниями.

 

Для ребят постарше поводом для серьёзного разговора может послужить книга Юлии Лавряшиной «Улитка в тарелке» (М. : Китони, 2011). Книга эта - лауреат Международной литературной премии В.П.Крапивина и уже стала популярной в читательской среде (как детской, так и взрослой).

 

В одной из лабораторий закрытого города-«спутника», в котором жили физики-ядерщики и биологи, случился взрыв. В результате выброса вредного вещества пострадали ещё не рождённые дети (на момент аварии они находились в материнской утробе). Малыши появились на свет с признаками «усталости» - изношенности организма: «Эти дети только-только родились, а внутри у них всё уже было в таком состоянии, будто они  прожили лет по пятьдесят».

 

Детей родителям не отдали. Больше того, родителей куда-то дели, «…чтобы не проболтались…» о случившемся. Для содержания детей была разработана секретная государственная программа. Ребят разместили в закрытой зоне в полной изоляции и персонал делал всё возможное, чтобы они не знали о существовании внешнего мира, как не знали и о своей инакости. Более того, детей уверяли, что со временем старческая немочь пройдёт (на момент повествования им уже где-то лет семьдесят-семьдесят пять), морщины разгладятся, зубы и волосы вырастут: «…это естественный процесс: дети растут, их морщины растягиваются и, постепенно они становятся такими же красивыми, как все взрослые». Детей ничему не учат, даже чтению (какой в обучении смысл, если они всё равно скоро умрут?). Всё своё время ребята проводят, погрузившись в виртуальный мир, и их это вполне устраивает. Всех, кроме мальчика Эви и девочки Миры, которые считают, «…что это не совсем правильно – проводить целые дни в мире, которого на самом деле нет». И видели вокруг другой мир, который их постоянно притягивал: они замечали цветы и деревья, зверей и птиц. Так, Эви считал траву живым существом и даже слышал звуки, которые издавали цветы и деревья. А Мире по ночам снится море, хотя она и не знает, что это такое.

 

Именно Эви поселил улитку в тарелке, и спрятал у себя под кроватью: «Пускай тут сидит, целее будет!». Правда, он постоянно думает, не скучно ли улитке сидеть в тарелке?: «А то мне приятно, что она у меня, а ей, может, тоска одна!». Ещё его мучит мысль: «Моя улитка… она, наверное, мечтала вырваться из своей тарелки. А я вот думаю: она получила свой большой мир, но вдруг ей стало хуже от этого? Вдруг её кто-нибудь обидел?».

 

В какой-то момент Мира и Эви начинают чувствовать себя «улиткой в тарелке»: они понимают, что существует другой мир, о котором они ничего не знают. Ребята находят возможность выбраться из своего закрытого мира. И… сталкиваются с миром реальным, где находят друзей и врагов. А также понимают: «Мы не такие, как вы. И нас не выпускали потому, что таких не должно быть. Да?». Интересно, а к какому выводу придут ваши читатели?

 

 

 

Разговор шестой - экологически-ответственный

 


Используя книгу Юлии Лавряшиной «Улитка в тарелке», можно поговорить с детьми и об экологической ответственности за то, что происходит на нашей планете. Историю со взрывом в лаборатории вполне можно приравнять к экологической катастрофе, настолько ужасными были её последствия. И они мало отличаются от последствий реальных катастроф. Мальчик Сол приходит к печальному выводу: «На земле хватает людей, которые могут сотворить с ней такое, до чего никакие пришельцы не додумались бы…».

 

 

Пора вернуться к нашим улиткам, и предложить ребятам поговорить о том, что улитки тоже нуждаются в защите. Да и сами улитки могут принести ощутимую экологическую пользу. Вот только один пример. На защиту экологии в Петербурге поставлены африканские улитки: они контролируют уровень загрязнения воздуха. Улитки чувствительны к загрязнению атмосферы и с их помощью можно осуществлять биомониторинг выбросов предприятий в окружающую среду. Для этого к панцирю улитки монтируют датчик, который регистрирует все реакции улитки.

 

 

 

 

Разговор седьмой - философический

 


Улитка – замечательный «инструмент» познания мира. Для разговора с ребятами младшего возраста вполне подойдёт сказка Г.Х. Андерсена «Улитка и розовый куст». Улитка, которая «…была богата внутренним содержанием - содержала самоё себя» и собиралась осчастливить мир. Чем-то, что поважнее цветов, каждое лето покрывающих розовый куст (который, по мнению улитки ничего не делает для своего внутреннего развития). Собиралась, да так и не собралась, замкнувшись в себе окончательно: «Я знать не желаю вашего мира. Какое мне до него дело? Мне довольно самой себя». «И улитка заползла в свою раковину и закрылась в ней».

 

- Как печально! - сказал розовый куст. - А я и хотел бы, да не могу замкнуться в себе. У меня все прорывается наружу, прорывается розами. Лепестки их опадают и разносятся ветром, но я видел, как одну из моих роз положила в книгу мать семейства, другую приютила на своей груди прелестная молодая девушка, третью целовали улыбающиеся губки ребёнка. И я был так счастлив, я находил в этом истинную усладу. Вот мои воспоминания, моя жизнь!».

С «середнячками» можно почитать стихотворение Федерико Гарсиа Лорки «Как улитка отравилась путешествовать и кого она встретила в пути» (перевод Инны Тыняновой). Эта улитка напротив,

«…бросив дом и хозяйство,

тронулась в путь-дорогу,
чтоб край тропинки увидеть».

Правда, ничем хорошим это путешествие не кончилось:

 

«- Нет у тропинки края,
верно, ведёт она к звёздам, -
восклицает она печально. -
Только мне до них не дойти.
Уж больно я неуклюжа,
мне лучше о звёздах забыть».

Если захочется пофилософствовать с вашими старшими читателями, то присмотритесь ещё к одной замечательной улитке. Она появилась на свет давным-давно, когда классик японской поэзии Кобаяси Исса (1763-1827) написал своё знаменитое трехстишие (хайку):

 

«Тихо, тихо ползи, улитка,
по склону Фудзи,
вверх до самых высот!»

 

Оно особенно прославилось в переводе Т. Соколовой-Делюсиной и легло в эпиграф к знаменитому роману А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне». У Людмилы Улицкой есть очень симпатичное, полное иронии и юмора стихотворение «Улитка», несомненно, «навеянное» этим трёхстишием:

 

 

«Ползла, ползла улитка

По склону
Фудзиямы.
Видала
Фудзияму,
Да не видала
Ямы.
Прислала телеграмму:
Предупредите
Маму,
Прекрасен вид из ямы
На почву
Фудзиямы».

 

 

 

 

 

 

Разговор восьмой - бионико-архитектурный

 

 

Это тоже написано про улитку:

 

«Евклида в сжатом изложенье
Передают твои движенья:
Вот предо мною точка - вдруг
Она описывает круг,
Вот контур плавного овала,
Квадрат и ромб нарисовала,
Вот провела диагональ,
Прямую линию, спираль...» (Ричард Лавлейс «Улитка», перевод М. Я. Бородицкой)

 


В архитектуре часто применяются формы и конструкции живой природы. Есть даже специальная наука бионика, которая занимается  проблемами использования законов и форм живой природы в архитектуре. Спиралевидная форма панциря улитки неспроста привлекает внимание архитекторов, дизайнеров и строителей. Спираль – это экономия энергии: благодаря её компактности избегается лишняя потеря тепла. Спиралевидная форма также способствует экономии пространства: позволяет максимально использовать объём. Кроме того, в спиралевидной форме отмечается гармония динамики и статики. В московской архитектуре, например, можно найти примеры построения зданий в виде закрученных в спираль раковин улиток. В 20-х годах прошлого века в Москве на Сущёвском валу был построен первый гараж со спиралевидным пандусом (проект К.С. Мельникова). А вот дома-улитки в Москве, к сожалению, пока нет.

 

Предоставьте детям возможность создать такой дом. Пусть они его нарисуют, слепят из пластилина или солёного теста, создадут из любого другого материала. А вдруг для кого-то из них это занятие станет знаковым и в ребёнке проснётся желание созидать? Ведь профессия архитектора и строителя считаются самыми мирными профессиями.

 

 

 

Приятного путешествия в мир улиток вам и вашим читателям!


 


P.S. Кстати, ежегодно 1 мая во Франции в городе Клуисе проходит Карнавал улиток. Цель этого мероприятия – хорошо посмеяться и вволю покричать. Карнавальное шествие возглавляет девятиметровый муляж Короля улиток. Правда, за один день карнавала съедается до 600 000 улиток и выпивается около 12 000 литров вина. Но это от наших детей можно и утаить…

 

 

А вот такую улитку можно встретить

в Парке МСХА им. К.А. Тимирязева на севере Москвы!

Фото сотрудника методического отдела Анастасии Шитовой.

 

 

 

 

Подготовила Н.Е. Колоскова, зав. сектором методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара

 

 

 

 

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!