Яндекс.Метрика

Зелёная полка библиотекаря

Нина Евгеньевна Колоскова

 


 

Зелёная полка библиотекаря

 

 

 

У каждого из нас есть книги, которые мы используем в работе чаще других. Это имеет отношение и к литературе, которая помогает нам решать задачи, связанные с воспитанием у наших читателей экологической культуры, с их экологическим и природоохранным просвещением и образованием. Есть такие книги и у работников московских библиотек, обслуживающих детей. Не так давно завершил работу специализированный курс повышения профессионального уровня библиотекарей «Формирование экологического сознания у читателей-детей в условиях детских библиотек». В качестве зачётной работы слушателям спецкурса было предложено подготовить списки литературы, куда войдут их самые любимые, используемые чаще других, книги. Ну и, конечно, предлагалось составить на каждую книгу аннотацию, которая помимо сведений о книге, будет включать информацию о том, чем именно данная книга полезна в работе, какую конкретную помощь она способна оказать в практической деятельности, какой интерес представляет для нас и наших читателей. Количество книг и объём аннотаций не оговаривались: было интересно посмотреть, как соотнесутся результаты труда каждого библиотекаря с его опытом работы, образованием, личными приоритетами. Каким авторам и издательствам отдают предпочтения. А они у всех библиотекарей разные. Потому и книги, вошедшие в список тоже весьма разнообразные: одни библиотекари отдают предпочтение материалам учебного, методического и методико-библиографического характера, другие предпочитают книги справочного и энциклопедического характера, литературу научно-познавательную, третьи – художественную. Но в своём большинстве они используют весь спектр перечисленных изданий. Разумеется, эти книги рассредоточены в разных разделах фонда, а наш список позволяет собрать их вместе.

 

Что касается аннотаций, то они получились весьма разнообразными: у кого-то - обстоятельно-деловые, а кто-то дал волю эмоциям и личным впечатлениям. Есть аннотации развёрнутые, содержащие и максимум сведений об издании, и собственную оценку, и рекомендации по использованию в работе. Не лишним будет заметить, что внимание к каждой конкретной книге, включённой в список – это, в определённом смысле, знак качества, поставленный библиотекарями.

 

Следует отметить, что в список, в основном, вошли книги, адресованные тем библиотекарям, которые работают с читателями младшего и среднего возраста.

 

Слова благодарности хочется высказать в адрес всех коллег - библиотекарей, принявших участие в создании данного материала. А также выразить надежду, что он окажет помощь нашим коллегам (особенно молодым) в их повседневной деятельности экологической и природоохранной направленности. Весьма вероятно, что кто-то с помощью этого списка вспомнит о полезной, но забытой книге, или обнаружит книгу, с которой он не знаком, а, может быть, свежим взглядом (с помощью аннотации) посмотрит на книжку хорошо знакомую и раскроет в ней новый потенциал.

 

 

 

Зелёная полка библиотекаря

 


список литературы в помощь работе по воспитанию экологической культуры и формированию


природоохранной грамотности у читателей-детей

 

 


Акимушкин И. И. Кто без крыльев летает / Рисунки Г. Никольского. - М. : Малыш, 1977. - 46 с. : ил.

Название каждого рассказа, вошедшего в книгу, содержит вопрос о самых удивительных животных на свете: о тех, кто слышит ногами, у кого дом из воздуха, у кого язык длиннее тела и многих других. Небольшие по объёму рассказы дают интересные сведения о многообразном мире животных и о том, как они приспосабливаются к своей среде обитания.

Каждая страница красочно проиллюстрирована. Книга станет для библиотекаря добрым помощником в составлении зоологических викторин, кроссвордов, ребусов. Поможет подготовить и провести индивидуальные и групповые беседы с детьми младшего школьного возраста.

 

Астафьев В. П. Конь с розовой гривой: рассказы / Виктор Астафьев; [послесл. А.М.Туркова]; худож. Е.Мешков. – М. : Дет. лит., 2009 с. : ил. – (Школьная библиотека).

У В. П.Астафьева есть произведения о бережном отношении к животным и природе. Такие, как «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Зорькина песня». Рассказы Астафьева заслуживают особого внимания, так как учат состраданию «братьям нашим меньшим», бережному отношению ко всему живому, учат любить огромный и прекрасный мир природы, призывают сохранить его для потомков. Они ненавязчиво учат, что природа платит человеку добром за добро и наказывает за причинённое зло. Именно эти рассказы звучат сегодня современно, злободневно.

По рассказам «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Капалуха» можно провести разные экологические мероприятия: беседу, устный журнал, урок–взгляд, урок–размышление, урок–путешествие на тему «SOS…Спасите «братьев наших меньших», «Уроки мудрости и доброты» (с презентацией, с конкурсом рисунков, с игрой «Угадай животное», можно предложить ребятам самостоятельно написать рассказ).

Многие рассказы В. П.Астафьева являются автобиографическими («Гуси в полынье», «Зачем я убил коростеля?», «Конь с розовой гривой» и др.). Знакомясь с ними, дети узнают и биографию писателя.

 

Бабенко В. Г. и др. Мифы и растения / В.Г.Бабенко, В.Н.Алексеев, Л.Н.Дорохина. - М. : Росмэн, 2004. - 127 с. : ил.

Книга соединяет в себе мифологические сюжеты и научные сведения о растениях. Это - сплетение чудесных цветов и удивительных историй, в том числе - необыкновенно красивых историй о названиях цветов.

 

Барто П. И. Пусть поют птицы: стихи / Рис. Н. Чарушина. – М. : Сов. Россия, 1985. – 144с. : ил.

Своеобразная поэтическая энциклопедия птиц написана путешественником, военным моряком, участником Великой Отечественной войны, и необычайно талантливым поэтом Павлом Барто. Эта книга для тех, кто любит птиц, и для тех, кто любит поэзию.

 

Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Белавина, Н. Найденская. – М. : ЛАЙДА, 1995, - 95 с.

Предлагаемая в книге Программа занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста соединяет задачи формирования системы экологических знаний и экологического мировоззрения. Предлагаются планы проведения занятий по восьми темам: «Земля – планета», «Твердь», «Вода», «Воздух», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Птицы». Формирование экологического мировоззрения основывается на эстетическом восприятии природы, восхищении и любовании её красотой, так как маленькие дети особенно «чувствительны к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворённость и совершенство природы». Занятия базируются на привычном детям мире сказок, легенд, мифов, игр, опытов и рисования.

 

Берни Д. Растение / Пер. с англ. - Лондон: Dorling Kindersly, 1995. - 64 с. : ил. - (Очевидец: Обо всём на свете).

В создании этой книги принимали участие сотрудники британского Музея естественной истории и Королевского ботанического сада Кью, что гарантирует достоверность предлагаемой информации. Здесь читатель найдёт не только множество иллюстраций, подбор и воспроизведение которых выше всяких похвал, но и сведения о строении, размножении, самозащите растений. Отдельные главы посвящены всевозможным «чудесам»: растениям-хищникам, раффлезии (самому большому цветку на Земле), сагуаро (самому высокому кактусу в мире)… Книга может быть интересна и подросткам, и взрослым.

 

Бианки В. В. Чей нос лучше?: рассказы и сказки / Бианки В. В. худож. В. Бастрыкин. – М : Дет. Лит., 2008. – 218 с.: ил. – (Школьная библиотека).

Книги В. Бианки, почти все, о природе и о лесных жителях. Со многими животными нашей страны знакомятся юные читатели по книгам писателя-натуралиста, написанных на основе его собственных наблюдений за жизнью леса и его обитателей. Следя за сюжетом сказки или рассказа, дети легко запоминают целый ряд интересных и совершенно новых для них сведений. Сведений о том, что в живой природе, которая их окружает, всё связано между собой, что любая особенность строения и поведения животных существуют не сами по себе, не для красоты и удивления, а для дела.

Используя рассказы «Чей нос лучше», «Чьи это ноги», «Кто чем поет» и с помощью картинок или рисунков с изображениями животных можно побеседовать о них с детьми 6-10 лет.

 

Весенние цветы. Книга 1: книга для чтения в семье и школе. По произведениям Д. Н. Кайгородова / [гл. ред. Д. К. Никитин; худож. В. И. Барышев]. – М : Издательство Стрелец, 2009. - 48 с. : цв. ил. – (Детям о русской природе).

Весенние цветы. Книга 2: книга для чтения в семье и школе. По произведениям Д. Н. Кайгородова / [гл. ред. Д. К. Никитин; худож. В. И. Барышев]. – М : Издательство Стрелец, 2009. - 46 с. : цв. ил. – (Детям о русской природе).

Эти книги о луговых, полевых и лесных первоцветах были использованы в работе по теме «Весна пришла».  Текст немного сложноват для восприятия детьми - учащимися 3-4 классов, поэтому он был использован не в полном объёме. В книге яркие масштабные иллюстрации.

 

Вологдина Е. В., Малафеева Н. Н., Травина И. В. Живая природа: научно-популярное издание для детей. - М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. - 96 с. – (Домашняя энциклопедия Росмэн).

Книга легкодоступным языком расскажет читателям 6 – 10 лет о животном и растительном мире нашей планеты. О водном мире, о лесах: лиственных и смешанных, тропических и экваториальных, о полупустынях и пустынях (в том числе и ледяных), о тайге, степях и саваннах. И о многом другом.

 

Головкин Б. Н., Минин А. А. Чудеса живой природы. Атлас : научно-популярное издание для детей / Головкин Б. Н., Минин А. А. - М. : ООО «Росмэн-Издат», 2001. - 71 с.

В книге много хороших иллюстраций, которые сопровождаются интересной и полезной информацией о жизни необычных животных и малоизвестных растений во всех частях света нашей планеты. На разворотах даны карты материков, изображения животных и растений по природным зонам. Книга может быть использована для совместного рассматривания и чтения с детьми младшего школьного возраста. Ребятам среднего школьного возраста она поможет подготовить доклад или сообщение. А также, будет интересна всем, кто увлекается биологией, зоологией, ботаникой.

 

Грешневиков А. Н. Экологический букварь / Грешневиков А. Н. - М. : ЭКОС-информ, 1995. - 73 с. : ил.

Книга о том, как жить в гармонии с природой, об ответственности за неё. Может быть использована для подготовки мероприятий для детей 4-6 классов. В частности, в книге очень хорошо рассказано о постройке экологического дома, о почве, о воде, о лесе. Герои книги – юннаты «Зелёной республики» подскажут читателю, как сохранить родную землю, растения и животных, вернуть чистоту морям и рекам, земле и воздуху. После каждой главы есть практическое задание: вопросы, способствующие раздумьям и рассуждениям; разъяснения и рисунки; фотографии и комментарии. На практических занятиях читателей ждут экскурсии в лес, к реке, на завод, на свалку. Цель занятий – пробудить в ребятах чувство ответственности за всё живое и неживое на земле и показать на конкретных примерах, что здоровье планеты во многом зависит от взаимодействия человека с природой.

Книга поможет подготовить беседы по экологии и охране окружающей среды с учащимися средних и старших классов. Использована в процессе подготовки занятий лекториев «Радость открытий» и «Ты, я и все вокруг» по следующим темам: «Природа – мать всего живого» (литературный час, посвящённый Международному Дню Земли), «Дарит осень чудеса» (экологическое путешествие по лесу», «Море начинается с маленькой реки» (час знакомства с водными животными и растениями).

Книга хорошо проиллюстрирована. Даны репродукции картин великих художников: А. И. Куинджи «Берёзовая роща», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Сосны, освещённые солнцем», Д. В. Поленов «Заросший пруд», И. И. Левитан «Золотая осень».

 

Гэнери А. Что внутри растений? / Пер с англ. О.А. Коротковой – М. : АО Слово, 1994. - 48 с. : ил.

Красочно иллюстрированная книга доступным языком рассказывает детям о жизни растений, начиная с подробного описания жизни клетки и кончая рассказом о жизни высших растений. Таким образом, дети узнают обо всех стадиях, которые проживают растения: появление их на свет, рост, созревание семян, а также – о различных хитроумных приспособлениях, появившихся у них в ходе эволюции. Книгу можно рекомендовать в качестве дополнительного чтения по ботанике, её можно включать в тематические обзоры и беседы, представлять на книжно-иллюстративных выставках.

 

Дмитриев Ю. Д.  Большая книга леса: научно-художественная литература / Худож. Н. Мищенко, В. Освер. - М. : Детская литература, 1974. - 415 с. : ил.

Книга содержит увлекательные, познавательные рассказы о лесе и его обитателях: о тайнах берёзок, о грибных хороводах, о растениях-лекарях, о легендарных птицах, о «барометрах» среди насекомых, о многих других растениях и животных. Каждый рассказ сопровождается фотоиллюстрациями.

Книга даёт возможность библиотекарям подготовить интересный материал по многим экологическим и природоохранным темам, разработать викторины и конкурсы, провести экскурсии в живую природу. Истории, рассказанные старичком-лесовичком и его загадки можно использовать в качестве предисловия к каждому занятию и провести его в игровой форме. Например, можно подготовить занимательную викторину по материалам раздела «Почему мы так говорим»: «таращить глаза», «видно птицу по полёту», «волка ноги кормят» и др. С помощью этой книги вы научите детей младшего возраста пользоваться литературой энциклопедического характера и расширите их знания о растительном и животном мире.

 

Дмитриева В. Г. Всё обо всём. Первая энциклопедия / В. Г.Дмитриева. - М. : Астрель; СПб. : Сова, 2008. - 48 с. - (Школа Кота да Винчи).

Это чудесная энциклопедия для детей младшего возраста с невероятно обаятельными рисунками  Кати Матюшкиной и интересным содержанием. Книга весьма познавательна, информация, собранная в ней, достаточно редкая и предложена в лёгкой, доступной форме. В книге четыре раздела: «Вода», «Огонь, «Воздух», «Земля». В разделе «Вода», например, рассказывается о круговороте воды в природе, о жителях рек и озёр, морей и океанов. О том, какую роль играет вода в жизни человека. В разделе «Огонь» - о солнце и солнечных зайчиках, о тени, о том, как человек подружился с огнём, и как огонь помогает людям. В разделе «Воздух» - о его движении, о ветре и штормах, о дожде. В разделе «Земля» - информация о происхождении жизни на Земле, о добыче полезных ископаемых, о том, как появляются растения из земли. Каждый раздел, кроме информации, дополнен большим количеством загадок, пословиц и поговорок. В конце каждого раздела предлагается выполнить определённое задание. Эту книгу можно использовать в качестве дополнительного материала к экологическим занятиям.

 

Железовский Б. Е. Недра. Почва. Растительный и животный мир: учебное пособие по природоведению. - М. : ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. - 288 с. : ил. - (Терра - школе).

Книга содержит много полезных и интересных сведений по природоведению: об образовании горных пород и минералов; структуре почвы в разных климатических зонах; о растения и животных. Содержание книги поможет в подготовке мероприятий экологической направленности.

 

Житков Б. С. Рассказы о животных / Худож. А. Шахгельдян. – Тверь : Стрекоза, 1997. - 143 с. : ил. – (Библиотека школьника).

Добрые, интересные, поучительные и познавательные рассказы замечательного детского писателя дети всегда читают и слушают с удовольствием. Легко и просто он писал о том, что видел и чувствовал сам. Б. Житков очень любил животных и с особым удовольствием писал о них для детей. В его произведениях животные всегда помогают человеку, они умны, сообразительны, верны хозяину. Тонкий наблюдатель, Б. Житков умел отдельными выразительными штрихами показать особенности характера, внешнего вида и повадок самых разных животных: кошки, волка, обезьян, леопарда, слона.

На мероприятиях детям младшего и среднего возраста можно предложить отгадать животное по описанию, данному писателем в своих рассказах: они с удовольствием угадывают зверей.

 

Занимательное природоведение. / Ред. Ю. Р. Васильев, худож. А.В. Котёночкин. – М. : Омега, 1997. - 256 с. : ил. – (Занимательная серия).

Книга содержит массу интересных вопросов по природоведению, способствующих развитию смекалки и расширению кругозора у детей. Используется при подготовке мероприятий экологической тематики: вопросы для викторин, загадки, интересные фактографические сведения.

 

Здорик Т. Б., Сивоглазов В. И. Минералы. - М. : Дрофа, 2008. - 63 с. : ил. - (Твой первый атлас-определитель).

Книга включает определения наиболее распространённых минералов. Содержит сведения об их внешнем облике, физических свойствах, природе происхождения и использовании человеком. Книга снабжена оригинальными фотографиями минералов, что очень поможет в рассказе об этих удивительных произведениях природы.

 

Иваницкий В. В. Попугаи. - М. : Слово, 2002. - 48 с. : ил. - (Что есть что).

Эта книга рассказывает о попугаях, об их жизни в природе, о том, как они устраивают гнёзда и создают семью, как можно научить их говорить и о многом другом. Попугаи давно стали домашними любимцами наряду с кошками и собаками, и у многих дома живут эти замечательные птицы. Поэтому многим детям будет интересно узнать много нового об этих удивительных птицах.

 

Колпакова О. В. Занимательное природоведение для малышей. - М. : Белый город, 2008. - 143 с. : ил. - (Моя первая книга).

Книга знакомит юных читателей не только с известными им природными явлениями, такими как радуга, восход и заход солнца, дождь, снег. Но и с более редкими: полярным сиянием, миражами. Дети узнают и о том, какими бывают снежинки, есть и польза от вулканов и многое другое. Эта книга помогает расширить кругозор.

Используется книга для громкого чтения и рассматривания прекрасных иллюстраций к различным природным явлениям. Книга рекомендована младшим школьниками и является, на наш взгляд, одной из самых интересных книг по экологии для малышей.

 

Коляда М. Г. Тайны животного мира. Удивительные факты из жизни животных. – Донецк : ООО ПКФ «БАО», 2006. - 288 с.

Книга содержит интереснейшие факты из жизни самых разных представителей фауны: какое животное самое большое на земле, а какое - самое маленькое; какое самое опасное, а какое - самое безобидное. Автор из великого множества животных отобрал только тех, которые выделяются своей уникальностью и необычностью. Книга поможет на примере «рекордных» животных пробудить у детей интерес к живой природе.

 

Конышева Н. М. Наш рукотворный мир: от мира природы к миру вещей: учебник по трудовому обучению для учащихся 2 кл. трёхлет. и 3 кл. четырёхлет. нач. школы / Худож. Ищенко И. – 2-е изд. - М. : Пресс, 1997. – 160 с. : ил.

Давая простор фантазии, воображению и творчеству, используя чертежи и схемы, приведённые в книге, можно научить ребят изготавливать аппликации и эстампы из засушенных листьев, цветов и семя. Делать фигурки животных и птиц из соломы и пластилина или используя технику оригами и многие другие поделки. А главное – книга научит изучать природу, учиться у неё и не разрушать её.

 

Коровкин О. Тайны растительного мира: от гигантов и карликов до эскулапов и отравителей. - М. : АСТ-Пресс, 2010. – 320 с. : ил. – (Наука и мир).

Книга замечательного ботаника в потрясающе интересной современной форме рассказывает о необыкновенном растительном мире нашей планеты. О растениях: гигантах и карликах, об отравителях и лекарях. Много красочных иллюстраций и схематичных рисунков помогут не ошибиться в опознании растений. Увлекательное повествование и точное описание биологических видов растений не оставит равнодушными читателей от 12 до 99 лет.

 

Красиков С. П. Легенды о цветах. - М. : Молодая гвардия, 1990. – 303 с. : ил.

Эта книга – не просто увлекательный рассказ о цветах, их отличительных особенностях, местах произрастания. Но и об искусстве составления и подношения букетов. О праздниках цветов. О бережном отношении к природе.

Содержание книги не претендует на научные биологические изыскания этих красивейших представителей флоры, она, всего лишь, делает экскурс в мир и историю этих постоянных спутников человека. Автор поставил перед собой задачу – собрать мифы, предания, легенды разных народов о цветах, художественно переработать их, дополнить своими стихами.

 

Краснолесье: книга для чтения в семье и школе / По произведениям Д. Н. Кайгородова; [гл. ред. Д. К. Никитин; худож. В. И. Барышев]. - М.: Стрелец, 2009. - 44 с.: ил. – (Детям о русской природе)

Книга о дереве и его жизни. Краснолесье – это хвойный лес: сосна, ель, лиственница сибирская, кедр сибирский, пихта, можжевельник. Также здесь можно прочитать о папоротниках, грибах, значение леса в природе.

 

Кувыкина О. Клад на подоконнике: секретные материалы садовода. - М. : Издательский Дом Мещерякова, 2008. – 160 с. : ил. – (Научные развлечения).

Эта книга очень привлекательна: небольшой формат, хорошие бумага и шрифт, а содержание… О. Кувыкина и себе, и читателям задаёт вопросы и не только отвечает на них со свойственной ей блестящей эрудицией, но и приглашает поразмыслить: что за Великий Программист стоит за всеми этими чудесами? А ещё это – книга-путешествие. Не только по ботанике, но и по всему миру: по разным странам и городам, климатическим зонам и часовым поясам, по прошлому и будущему. И – книга-знакомство с талантливым, увлечённым автором, который наполняет твою жизнь знанием и уверенностью в том, что в жизни есть место для потрясающего приключения.

 

Левитман М. Х. Экология – предмет: интересно или нет? - СПб. : СОЮЗ, 1998, - 80 с. : илл.

Книга может представлять интерес как для самих школьников, так и для преподавателей и библиотекарей при подготовке и проведении занятий по экологии. Автор излагает материал в форме доверительной беседы и очень доступно объясняет порою непростые научные понятия. Забавные рисунки, написанные с юмором стихи, делают текст более информативным и легко запоминающимся. Причём, в научности изложенного материала сомневаться не приходится, поскольку книга прошла строгий контроль со стороны рецензентов. Кроме того, она в полной мере отвечает целям и задачам экологического воспитания, способствуя формированию комплекса экологических знаний, формированию экологической ответственности, разъясняет необходимость грамотного поведения и отношения к окружающей среде, знакомит с основами биоэтики.

 

Мальт В. С. Кто живёт и что растёт в пустыне. – Смоленск : Русич, 2001. – 80 с. : ил. – (Природа в картинках).

Увлекательная и полезная книга рассчитана на детей младшего и среднего возраста. Интересные рассказы и красочные иллюстрации приглашают читателей совершить необыкновенное путешествие в мир пустыни: изучить её растительный и животный мир, познакомиться с людьми, живущими в пустыне.

 

Махотин С. А. Прогулки по лесу. – М. : Белый город, 2009. – 144 с. : ил. – (Моя первая книга).

Книга содержит познавательные рассказы о жизни леса и его обитателей: животных, птицах, насекомых, деревьях и других растениях, грибах и ягодах. Не обошлось и без разговора о сказочных персонажах: Бабе Яге, леших, водяных, русалках. Ребята узнают о том, насколько тесно жизнь человека связана с жизнью леса, как бережно относились к лесу наши предки. Легкий и доступный язык книги в сочетании с красочными иллюстрациями делает её привлекательной для совместного с детьми чтения и рассматривания. Библиотекарю книга поможет подготовить викторины и игры, предоставит материал для бесед с читателями.

 

Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М. : Устойчивый мир, 2000. – 272 с.

Книга посвящена интерактивным формам экологического образования школьников. В четырёх разделах, посвящённых естественным, городским, промышленным и сельскохозяйственным экосистемам, собраны сценарии экологических спектаклей и ток–шоу, тексты для экологических бесед, экологические кроссворды и блиц–викторины для школьных олимпиад. Книга поможет процесс экологического образования сделать более разнообразным, интересным и, следовательно, более эффективным.

Книга будет полезна всем, кто занимается экологией и работает с детьми среднего и старшего школьного возраста. С её помощью можно подготовить мероприятия для учащихся 6 – 11 классов.

 

Молчан О. К., Щекотова Л. М. Лес. -. М. : Слово., 2000. - 48 с. : ил. – (Что есть что).

Книга рассказывает о лесах России: что происходит в них в разные времена года, как живут его обитатели. Книга поможет библиотекарю провести мероприятия о временах года, подготовить вопросы к викторинам.

 

Моргунова К. П. Фантазии из ракушек. - М. : Эксмо; Донецк: СКИФ, 2007. - 64 с. : ил.

Все мы с моря привозим множество разнообразных ракушек. Но через какое-то время забываем про них и они пылятся в ящиках. А ведь из них можно делать замечательные поделки. В книге Клавдии Моргуновой - пошаговые инструкции для изготовления из самых обычных ракушек величественных драконов и динозавров; обезьян и крокодилов, а также цветные фотографии необходимых для работы материалов. Книга будит творческую фантазию. А дальше вы у себя в библиотеке можете придумывать и выполнять собственные уникальные фигурки и композиции, украшать ими различные выставки и стеллажи. Например, сотрудникам нашей библиотеки эта книга очень помогает в оформлении музея А.С.Грина.

 

Непомнящий Н. Н. Бабочки. – М. : Слово, 2001. - 48 с. : ил.- (Что есть что).

Книга рассказывает о жизни дневных и ночных бабочек. Из неё ребята узнают о том, как неприглядные гусеницы превращаются в необыкновенно ярких и красивых бабочек. О том, где бабочки живут, как ориентируются в окружающем мире, чем питаются. Рекомендуя эту книгу, мы рассказываем читателям о Московском доме бабочек (на ВВЦ), который сейчас пользуется огромной популярностью, т.к. посетителей там окружают совершенно неземные существа… Даже по одной этой книге можно подготовить очень интересное и познавательное экологическое мероприятие.

 

Нестеров В. В. Зоовикторина / Оформление А. Лурье. - СПб. : Лань, 1997. - 160 с. : ил.

Книга доступно, в игровой форме, рассказывает о необычных животных и животных более известных: об их привычках и повадках, о том, как они питаются, выращивают потомство и пр. Книга окажет помощь при составлении викторин.

 

Нерестова Д.В. Загадочные птицы / Худож. А. Н. Лукьянов, В. А. Романов. - М. : Росмэн-Пресс, 2003. - 301 . : ил. - (Интересно о неизвестном).

Книга познакомит читателей среднего школьного возраста с многообразным, полным загадок и тайн миром птиц всех континентов, хорошо знакомых и не знакомых. Об их происхождении. Ребята прочитают предания, легенды, пословицы и поговорки о птицах. Узнают, как птицы летают, строят гнёзда, какие птицы самые быстрые, какие считаются самыми красивыми и самыми умными и много других интересных сведений. С помощью книги для детей можно подготовить интересный праздник «День птиц».

 

Новицкая В. А., Римашевская Л. С., Хромцева Т. Г. Правила поведения в природе для школьников: методическое пособие. - М. : Педагогическая литература, 2011. - 128 с.

В книге представлены конспекты занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Она адресована всем, кто хочет воспитать в детях уважительное отношение к природе.

 

Новый атлас: Времена года. Флора и фауна России / Авт. Текста В. Свечников; худож. Я. Гержедович. - М. : Махаон, 2006. – 111 с. : ил. – Алф. указ. : с. 106.

Эта книга – своеобразный календарь животного мира. Она знакомит читателей с богатейшей и разнообразной фауной средней полосы России. В начале даны краткие характеристики  времён года и объяснения того, почему происходит их смена. Иллюстрации, занимающие целый разворот, наглядно показывают изменения, происходящие в природе от месяца к месяцу, и населены различной живностью: бегающей, летающей и плавающей. Жители леса, например, изображены в то время года, когда в их жизни происходит нечто примечательное. В январе по лесу рыщут злые голодные волки. В феврале начинается гон у рыси. В марте устраивают свадьбы хорьки и наступает пора любви у филинов. На многочисленных иллюстрациях звери, птицы, рыбы и насекомые заняты привычными делами: в зимнем лесу мышкует лиса, греется на солнышке очнувшаяся от зимнего сна гадюка, деловито грызёт молоденькую осинку бобр.

Атлас содержит немало дополнительной информации: средняя температура каждого месяца, время восхода и захода солнца, множество народных примет. В конце атласа есть словарь терминов и алфавитный указатель. Это одна из книг, которые интересно читать и приятно рассматривать с детьми младшего и среднего возраста.

 

Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. - Ярославль. : Академия развития, 2006. - 320 с.

Книга состоит из рассказов и стихов о растениях, животных, явлениях природы.

 

О’ Коллагэн К. Борьба за выживание / Пер. с англ. Ю. Л. Амченкова. – М. : Кубк, 1994. – 143 с . : ил. – (Взгляд на мир).

Это - великолепно иллюстрированнаяя книга-альбом, содержащая четыре раздела: «Кто как растёт», «Кто что ест», «Кто где спит», «Вместе - безопаснее». Каждый раздел состоит из глав, где приводятся самые интересные факты о животных, насекомых, рыбах, птицах. В книге рассказывается и показывается, как и где рождаются разные животные, где живут, как добывают себе еду и строят жилища. Также рассказывается о жизни животных группами (стадами, кланами, колониями, косяками, стаями). Они вместе добывают еду, защищаются, растят детенышей. Книгу можно использовать как дополнительный материал к экологическому занятию.

 

Окно в мир. Экологический атлас / Худож. Бикашов Д. Е., Шиповская И. А.– М : Лазурь, 1995. – 56 с. : ил.

Богато иллюстрированное познавательное пособие. Его содержание – небольшие рассказы, отражающие важнейшие моменты взаимоотношений детей с окружающим миром, знакомящие их с разнообразием населяющих нашу планету живых существ. Иллюстрации занимают основной объём книги. Развороты книги используются на книжно-иллюстративных выставках, посвящённых окружающей среде.

 

Опасные и ядовитые растения / Е. Т. Бровкина, В. И. Сивоглазов, Н. Г. Замятина, М. Н. Сергеева. - М. : Эгмонт Россия, 2002. - 64 с. : ил. - (Атлас родной природы).

Книга научит ребят ориентироваться в мире растений и животных: поможет узнать узнать о ядовитых растениях и животных, которых они могут встретить на территории нашей страны. А картинки, помещённые на страницах книги, позволят запомнить, как они выглядят, и предостеречь об опасности при встрече с такими представителями флоры и фауны. Особенно накануне летних каникул мы стараемся привлекать внимание наших маленьких и взрослых читателей к этой очень полезной книге.

 

Петров В. В. Из жизни зелёного мира: пособие для учащихся - М. : Просвещение, 1982. – 127 с. : ил.

Книга раскрывает некоторые тайны растительного мира. Очень доступным языком рассказывается о растениях средней полосы европейской части нашей страны. В основном, о растениях самых обычных, широко распространённых. Но есть сведения и о менее известных растениях. Узнать их помогут цветные фотографии и их описания. Ведётся рассказ по временам года. Такая систематизация материала помогает раскрыть сезонные изменения в жизни растений.

 

Планета – наш дом: учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников / Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – М. : Лайда, 1995. – 288 с.

Книга для занятий по основам экологии с детьми 5-8 лет. Содержит литературно-художественные композиции о земле, воде, цветах, насекомых, деревьях и птицах.

 

Поведение животных / Ред. Ю. Н. Коршунова; пер. с англ. – Смоленск. : Русич, 1997. – 88 с. : ил. – (Моя первая энциклопедия).

Небольшие, но забавные рассказы, вошедшие в книгу, помогут больше узнать о животных и полюбить их. Зачем гусеница выпускает рожки? Почему журавли стоят на одной ноге? Почему у орангутангов такие длинные руки? А о том, что некоторые рыбы строят гнезда как птицы, вы знаете? Ответы на  эти и многие другие вопросы можно найти в этой книге. Все рассказы сопровождаются иллюстрациями, а в конце находится приложение – отгадай, ответь. Книга пригодится и для подготовки вопросов к викторинам для детей младшего и среднего возраста. / ред. Ю. Н. Коршунова

 

Птицы. Книга 1: книга для чтения в семье и школе. По произведениям Д. Н. Кайгородова / [гл. ред. Д. К. Никитин; худож. В. И. Барышев]. – М : Издательство Стрелец, 2009. - 48 с. : цв. ил. – (Детям о русской природе).

Птицы. Книга 2: книга для чтения в семье и школе. По произведениям Д. Н. Кайгородова / [гл. ред. Д. К. Никитин; худож. В. И. Барышев]. – М : Издательство Стрелец, 2009. - 48 с. : цв. ил. – (Детям о русской природе).

Книги о пернатом населении садов, полей и лесов нашей страны подготовлена на основе трудов известного русского ученого и педагога Дмитрия Никифоровича Кайгородова. Тепло и задушевно автор рассказывает о птицах, описывает их внешний вид, повадки, места обитания.

Книги красочные, великолепно оформленные. Они будут интересны и детям дошкольного возраста, и школьникам, и взрослым. Все это делает их незаменимыми помощниками в работе библиотекаря.

 

Пьют ли рыбы воду? - М. : Кристина и К, 1994. – 48 с. : ил. – (Первые вопросы и ответы).

Книга о воде и её роли в жизни человека, животных и растений. Она знакомит со свойствами и превращениями воды, с теми, кто живёт в реке и океане. О том, как используют воду люди и животные. Книга даёт элементарное представление о процессе очистки и способах экономии воды. Вся информация сопровождается прекрасными иллюстрациями, которые помогут усвоить материал детям младшего возраста.

 

Своллоу С., Стефенс М. Деревья и листья / Пер. с англ. и науч. ред. Е. Солодовой. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1997. – 32 с. : ил. – (Юный натуралист).

В книге доступным для детей языком рассказано о деревьях с момента прорастания семени до естественной смерти или до вырубки дерева. О том, как правильно делать описания, собирать и хранить гербарии. На каждой странице книги – красочные иллюстрации. Они помогают узнавать и изучать деревья, определять названия по их листьям, по зимующим почкам, по плодам, семенам и шишкам. А по годичным кольцам – определять возраст дерева. Также книга рассказывает о вредителях деревьев и о том, как человек использует дерево в своих целях. Читательский адрес книг – дети младшего и среднего школьного возраста.

 

Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек / Пер. с англ. и науч. ред. М. Левиной и А. Нониной; худож. Д. Барбер, А. Барлоу, Д. Би и др. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1997. - 32 с. : ил. - (Юный натуралист).

Книга об обитателях пресноводных водоёмов Европы: насекомых, рыбах, земноводных, птицах, млекопитающих, растениях. О том, как собирать интересные коллекции и изучать их. Содержание книги поспособствует расширению кругозора ребят.

 

Селберг И., Стефенс М. Кто живет в саду / Ред. Г. Дзюбенко, пер. Е. Солодова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1997. - 32 с. : ил. - (Юный натуралист).

Эта книга рассказывает о многочисленных видах диких растений и животных – обитателей сада: об их жизни, о том, как их изучать и разводить в своем саду.

 

Симонова Л. П. Ключи от природы или Этические беседы по экологии. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 1997. – 143 с.

Данное методическое пособие представляет собой цикл бесед по экологии, цель которых – формирование грамотного поведения у младших школьников в живой природе, ответственного отношения к своему земному дому и жизни всех его обитателей, выработки у них эстетических и нравственных норм, активной жизненной позиции. С помощью данных бесед дети получат необходимые естественно–научные знания: о чём поют птицы, какие растения находятся под нашей защитой, что такое зелёная аптека. Узнают заповеди юных защитников природы.

Содержание бесед ненавязчиво, но последовательно подводит детей к пониманию ценности жизни всех обитателей Земли, взаимосвязанности живой и неживой природы, подводит к осознанию необходимости вести себя в природе экологически грамотно, учитывая её законы. Предложенные беседы предназначены для детей от 6 до 10 лет.

В книге есть всё: подробные методические рекомендации – цель беседы; как и когда беседу провести; на что обратить внимание; во что поиграть с детьми; выразительные, аккуратные рисунки; короткие рассказы о природе, загадки и стихи.

Пособие адресовано тем, кто работает с детьми младших классов. Также оно может быть рекомендовано для чтения родителей с детьми.

 

Сладков Н. И. Азбука леса. Рассказы, сказки, миниатюры. – Смоленск : Русич, 2002. - 104 с. : ил.

Лес – как увлекательная книга с цветными картинками. Чтобы хорошо его знать и любить, нужно выучить лесную азбуку: повадки зверей, голоса птиц, целебную силу растений, разнообразные лесные запахи и звуки. Этому учат ребят интересные и яркие рассказы, сказки и миниатюры известного детского писателя Николая Сладкова. Книгу можно использовать для громкого чтения.

 

Сладков Н. И. В лес по загадки. Юным следопытам. Фотокнижка / Рисунки Т. Капустиной, фото автора. – Л.. : Дет. Лит., 1983. - 95 с. : ил.

Книга в увлекательной форме раскрывает лесные тайны. Ведь загадки в лесу на каждом шагу: вот кто-то рог на сучки повесил, а вот в траве чей-то клад, а здесь на цветных страницах кто-то оставил следы… Эта книга научит младших школьников проводить самостоятельные наблюдения в природе и поможет стать грамотными следопытами. Нельзя не отметить, что иллюстрации художника и фотоснимки автора выполнены с большой любовью и к природе, и к юному читателю.

С помощью книги можно подготовить интересное мероприятие. Например, экологическую игру-путешествие по лесным тропинкам.

 

Сладков Н. И. Лесной календарь: рассказы / Худож. В Дугин, Б. Итнатьев. - М. : Книги «Искателя», 2003. - 159 с. : ил. – (Библиотека детской литературы).

Книга занимательно рассказывает об изменениях, происходящих в природе круглый год: ведь у каждого месяца свои особенности и с ними неразрывно связана жизнь животных. Следуя за лесным календарём, ребята узнают, как и чём в разное время года питаются звери и птицы, как выводят своё потомство, проследят за звериными хитростями и повадками.

Книга способна вызвать у младших школьников живой интерес к литературе экологической и природоохранной тематики. По ней хорошо проводить выразительные громкие чтения. Можно подготовить небольшие инсценировки по рассказам: «Загадочный зверь», «Кто как спит», «Сорока и крот», «Барсук и медведь». Настоящее украшение книги – рисунки художников.

 

Смолин П. П. Птицы в загадках. – М. : ГДМ, 2008. - 68 с.

Книга написана удивительным человеком, учёным, педагогом Петром Петровичем Смолиным. В ней вы найдете не только стихи-загадки о пернатых, но и множество интересной и полезной информации. Например, может ли птица лазить по стволу вниз головой. А также о том, чем птицы питаются и где обитают.

Книга может быть использована при оформлении выставок и при подготовке самых разных мероприятий, посвящённых птицам.

 

Староверов А.В. Приключения бельчонка Кисточки. Экологическая сказка. Пособие для тех, кто воспитывает детей 6-7 лет. – Рязань : Издательство «Поверенный». – 1999. – 110 с. : ил.

Автор в форме диалогов с забавным бельчонком, знакомит юных читателей с окружающей природой. Эта книга помогает творчески подходить к проведению экологических занятий. В ней даны подробные разработки занятий в сказочно-познавательной форме, основанные на научных сведениях о растениях, животных, природных явлениях. В книге очень симпатичные и забавные рисунки.

Увлекательный, доступный материал включает разнообразные задания для детей, игры, конкурсы, рисование увиденного, изготовление гербариев, определение растений по почкам и силуэтам. Очень важная часть книги – советы по подготовке и проведению экскурсий и практических занятий в природной среде. Эти советы, в частности, помогли провести ребят по экологической тропе в Серебряном бору (г. Москва), и к Лемешевскому дубу в ходе мероприятия  ко Дню леса «Дуб – царь деревьев», организовать игру по принципу «Поля чудес» «Доброе дерево», игру-путешествие по болотам России. А также экскурсии по изучению деревьев и кустарников, следов животных, погрызов в зимние, весенние и осенние периоды.

 

Стишковская Л. Л. Большая книга леса. – М : РОСМЭН., 2005. – 159 с.: цв. ил.

Лес – бесценный дар природы, наша гордость и богатство. В книге на каждой странице, в сопровождении красочной иллюстрации, приводится небольшой рассказ о лесе, его растительном и животном мире. О врагах и друзьях леса. О семенах-путешественниках. О лесных дарах: грибах, травах и ягодах, из которых можно сделать салат, заварить чай, сварить щи и вкусное варенье. В книге содержится много интересных фактов о, казалось бы, уже знакомых детям животных и растениях. В конце книги есть указатель, помогающий без труда отыскать в книге материал о нужном  представителе флоры или фауны.

 

Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию. Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательной школы / Под ред. проф. Н. М. Черновой ; худож. О. Н. Мальцев, Л. Я. Александрова, П. А. Жиличкин. – М. : Вентана-Граф, 1997. – 240 с. : ил.

Авторы кратко и доступно рассказывают об окружающем мире. Содержание книги является своего рода перечнем возможных тем для работы с детьми младшего и среднего возраста. Очень помогают в работе формулировки-выводы в конце каждого параграфа: они подытоживают каждую тему.

 

Тайны живой природы / Пер. с англ. и А. М. Голова;. - М.: Росмэн, 1995. - 60 с.: ил.

Увлекательное с интересными подробностями повествование о  любопытных, удивительных и порой необъяснимых явлениях, редких и малоизвестных фактах из жизни растений и животных, обитающих на суше и в морских глубинах.

 

Тарасов А. К. Ботаника. Зоология. Химия: занимательно о серьёзном: Книга для учащихся и учителей / А. Тарасов. – Смоленск : Русич, 1999. - 255 с.: ил. – (Веселый урок).

Из этой книги с помощью головоломок, ребусов, кроссвордов можно узнать много нового об удивительном мире живой и неживой природы. Примечательна рубрика «Знаете ли вы, что…»: она обязательно привлечёт ваше внимание.

 

Тихомирова Е. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 классы - М. : Издательство «Экзамен», 2008. - 223 с.

В этом сборнике вы найдёте загадки про деревья и кустарники, про растения полей и огородов, про птиц и насекомых, про диких зверей и обитателей водоёмов. Книга может быть использована при подготовке викторин и конкурсов для детей младшего школьного возраста.

 

Харт М., Стефенс М. Наблюдаем птиц / Пер. с англ. О. Легкоступовой - М. : АСТ-ПРЕСС, 1997. – 32 с. : ил. – (Юный натуралист).

Авторы простым, доступным языком рассказывают о местах обитания птиц, о том, как и чем они питаются сами и кормят птенцов. Как и из чего строят гнезда. Книга научит правильно наблюдать за птицами, аккуратно и разборчиво вести записи, быстро зарисовывать птицу, делать и развешивать птичьи домики. В книге красочные иллюстрации, изображающие самых разных птиц: лесных, городских, обитающих на морском побережье, на холмах и равнинах. Книга может быть использована и в качестве наглядного пособия.

 

Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста – М. : Издательский дом «Ноосфера», 1999. – 75 с. : ил.

Эту книгу не раз доводилось использовать в библиотеке на занятиях клуба любителей природы. Несомненное достоинство этого издания состоит в том, что оно содержит интересные методические материалы. Например, при ознакомлении детей с непростым понятием «экология» важен игровой момент и пособие И. Цветковой, включающее в себя комплект экологических знаков и около 40 экологических ситуаций, максимально помогает ребятам в решении той или иной ситуативной игровой задачи.

Все экологические ситуации, приведённые в книге, приближены к повседневному социоприродному окружению младшего школьника. Экологический светофор, как и обычный дорожный, содержит три цвета: «Красный свет – природе вред!», «Жёлтый – осторожно», «Свет зелёный – так красиво! Лес сказал тебе «Спасибо!»». Каждому свету соответствуют определённые экологические правила поведения, которые приучают детей осознанно и бережно относиться к их повседневному выполнению.

 

Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Худож. Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль. : Академия развития, 1997. – 192 с. : ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).

Проблемы экологического воспитания детей автором рассматриваются в процессе анализа и детальной разработки метода проектов, их в книге более 50-ти. В пособии пять разделов: «Калейдоскоп проектов», «Метод проектов», «Экопроект от А до Я», «От проекта к программе», «К вопросу о показателях экологической воспитанности младших школьников». Разнообразие тем проектов, их практическая и исследовательская направленность делает книгу привлекательной для работы с детьми.

 

Чернолесье (лиственный лес). Книга для чтения в семье и школе. По произведениям Д. Н. Кайгородова; [гл. ред. Д. К. Никитин; худож. В. И. Барышев]. – М : Издательство Стрелец, 2009. - 56 с. : цв. ил. – (Детям о русской природе).

«Чёрным лесом или чернолесьем, называет русский народ лес, состоящий из лиственных деревьев… Такое оно уютное приветливое, в сравнении с угрюмым, хотя и более величественным, красным или хвойным лесом». С помощью этой замечательной книги вы подготовите для своих читателей увлекательные беседы о берёзе и дубе, липе и ясене, клёне, вязе, осине, тополе, разных ивах и многих других деревьях и кустарниках, растущих в наших лиственных лесах. И ещё о том, почему такие леса называют чернолесьем.

 

Шалаева Г. П. Современная энциклопедия начальной школы. Природоведение. – М. : Слово; Эксмо, 2006. – 128 с. : ил.

Материал книги, сгруппированный по темам, представлен в доступной и увлекательной форме, а яркие иллюстрации органично дополняют текст, подключают к усвоению материала зрительную память. Книгу можно использовать как дополнительное пособие по природоведению. Это поможет детям лучше изучить различные темы.

 

Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М. : Издательство «Гном и Д», 2008. - 96 с.

Книга легка для восприятия, доступна и занимательна. Про каждую птицу даётся эмоциональный и содержательный рассказ. В конце книги – стихотворения о жизни птиц, пословицы, поговорки, игры. Книга снабжена чёрно-белыми иллюстрациями. Адресована она тем, кто работает с детьми дошкольного возраста.

 

Экологические сказки / Сост. Л. П. Молодова. – Мн. : Агар, 1998. – 160 с. : ил. – (Для детей, родителей, педагогов).

В сборник вошли сказки известных писателей 19-20 веков: В. Бианки, Н. Телешова, Д. Мамина-Сибиряка, Н. Сладкова, Б. Заходера и др., которые учат детей любить и охранять природу, а также, - героями которых являются животные, птицы, растения. В конце каждой сказки помещены вопросы и задания для детей, а в конце книги – комментарии к экологическому содержанию сказок. Книга рассчитана на работу с детьми 5-10 лет. Библиотекарю она поможет в разработке и проведении викторин, игр, творческих уроков и занятий.

 

Экология / Пер. с англ. Л. Яхнин, А. Зайцев. - Смоленск. : Русич, 2000. - 151 с. : ил. – (Познавательная энциклопедия).

Энциклопедия даст ответы на многие ребячьи «почему?». Расскажет о формах жизни на Земле; о том, как приспосабливаются к жизни животные и растения; о проблемах защиты и восстановления окружающей среды; о связях в пищевых цепях. В книге – большие и красочные иллюстрации. Авторы рекомендуют свою книгу детям 5-8 лет, но энциклопедия будет интересна и полезна и более старшим ребятам.

 

По материалам слушателей спецкурса составила Н. Колоскова.

 

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!