Яндекс.Метрика

XXIII Литературно-педагогические чтения

 

XXIII Литературно-педагогические чтения,

 

посвящённые


100-летию Великой Октябрьской социалистической революции

 


"Величие трагедии.


Всматриваемся в прошлое в ответственности за будущее"

 

9 февраля в Центральной городской детской библиотеке им. А.П. Гайдара прошли  ХХIII  Московские  городские литературно-педагогические чтения. Тема чтений - «Величие трагедии. Всматриваемся в прошлое в ответственности за будущее».

 


Чтения открыла директор библиотеки Татьяна Юрьевна Калашникова, отметив значимость и сложность поднятой темы. В кратком вступительном слове было отмечено, что чтения как форма методической деятельности давно стали брендом ЦГДБ им. А.П. Гайдара, привлекающим не только библиотекарей Москвы, но и коллег из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Подмосковья.

 

 

Затем слово было передано главному библиотекарю Татьяне Валерьевне Рудишиной – организатору и постоянной ведущей чтений.

 

 

2017 год – год столетия одного из крупнейших политических событий XX века, произошедших в России в октябре (по новому стилю — в ноябре) 1917 года и повлиявших на дальнейший ход всемирной истории.  Уже тот факт, что Октябрьская революция (полное официальное название в СССР – Великая Октябрьская социалистическая революция) в разных источниках имеет иные названия: «октябрьский переворот», «октябрьское восстание», «большевистский переворот», заставляет задуматься, как и что мы будем читать и объяснять нашим читателям – детям и подросткам – про «День 7 ноября – красный день календаря». (Заметим в скобках, что уже не «красный»). В результате революции в России началась Гражданская война, было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики (РСДРП(б)) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами.

 

 

Первым выступающим с уроком истории для взрослых был Алексей Леонидович Савельев, историк, журналист, главный редактор журнала «История» ИД «Первое сентября». Тема выступления «Революция Семнадцатого года: верить, судить или понимать?».

 

 

 

 

Издатель Илья Бернштейн (издательский проект А и Б) обращается к текстам книг для детей и подростков, вышедших в ХХ веке, и ставших классикой отечественной литературы. Как редактор-составитель, он дополняет тексты изданий советского времени фрагментами, исключёнными по идеологическим соображениям советской цензурой. Историки, литературоведы, культурологи пишут комментарии к художественному тексту и непременно создаются новые иллюстрации.

 

 

События революции, 20-х годов отражены в изданных или готовящихся книгах в издательском проекте А и Б: «Дорога уходит вдаль», «Кондуит. Швамбрания», «Ташкент – город хлебный», «Республика ШКИД», «Дневник Кости Рябцева».

 

 

Тема выступления Ильи Бернштейна: «О времени, о детях, о стране. Вчитываясь и комментируя книги ХХ века».

 

 

К чтениям приурочена  выставка иллюстраций Алексея Капнинского к повести «Ташкент – город хлебный. Взгляд из 2017 года».


Художник Алексей Капнинский рассказал и показал, как работает художник-иллюстратор. Тема выступления:  «Рисуя “Ташкент – город хлебный”. Литература и жизнь».

 

Повесть Александра Неверова при жизни писателя выходила один раз – в 1922 году. Самая яркая и страшная повесть о детстве в русской литературе 1920-х годов, основанная на реальных событиях 1921–1922 годов в Поволжье. Автор оказался не просто свидетелем, не только пережил его, но и проделал тот же путь в спасительный хлебный Ташкент, что и  герой повести Мишка Додонов. Почти век спустя, с постраничными комментариями, послесловием о времени и писателе Неверове, книга вышла в авторской серии «Руслит. Литературные памятники ХХ века» издателя Ильи Бернштейна (М. : Издательский проект «А и Б», 2016).


Для художника Алексея Капнинского история голода и история революции носит личный, семейный характер: дед Алексея был профессиональным революционером, участвовал в восстании на крейсере «Очаков» в 1905 году, установлении советской власти в Крыму, продразвёрстке на Северном Кавказе, тыловом обеспечении РККА во время Великой Отечественной войны. На стенде представлены личные вещи и документы, сохранившиеся в семье. Мы также расположили на выставке детские книги 20-х годов из фонда нашей библиотеки, посчитав, что это даст большее представление об эпохе.

Алексей занимается исторической реконструкцией, в том числе событий Гражданской войны. Он показал участникам Литературно-педагогических чтений любительский фильм (2016) о реконструкции сражения 1919 года с комментариями участника баталии и создателя фильма.

 


Революция дала мощный импульс развитию литературы и искусства в нашей стране. Появляется новая детская книжка, книжка-картинка. В детской книге работают знаменитые художники, такие как Владимир Лебедев. Этому аспекту были посвящено выступление  исследователей детской книги 20-30-х годов.

 

 

«Незамеченная революция, или Как советские детские книги покорили мир» – так назвала выступление Ольга Николаевна Мяэотс, заведующая отделом детской книги и детских программ Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино, переводчик, литературный критик.

 

Тему иллюстраторов детской книги эпохи продолжил Кирилл Алексеевич Захаров, главный библиограф отдела рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки, его выступление называлось «Детские книги 20-30-х годов. Переиздания возможны».

 

 

Исследователь показал некоторую преемственность в манере рисования детской книги в начале ХХ века и в 20-е годы. Подробнее остановился на творчестве художницы Елены Васильевны Сафоновой. Представил совместный проект Российской детской библиотеки и издательством «АРТ-Волхонка».

 

Писатели и редакторы издательства  «Пешком в историю» Екатерина Степаненко и Александра Литвина, а также автор Василий Волков представили новый проект издательства «Мы живём в 1917 году».

 

Речь шла, в том числе, о готовящемся путеводителе для прогулок детей с родителями по революционной Пресне.

 

 

 

 

Чтение завершила гостья из Санкт-Петербурга Людмила Валентиновна Степанова, главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки. Это были размышления библиотекаря-практика «Сто лет в окрестностях современного подростка. Что и как открыть в литературе?  Обнаружения на страницах советских детских книг».


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!