Яндекс.Метрика

Особый мир особых детей

Е.В. Шлембург


ОСОБЫЙ МИР ОСОБЫХ ДЕТЕЙ

Из опыта работы детской библиотеки № 64 ЦБС № 2 «Измайлово» ВАО г. Москвы

 


В течение шестнадцати лет в нашей библиотеке работает кружок развития «Всё обо всём». В тематике его работы пять направлений:

  • «Книжкин маячок» (библиотечный лекторий);
  • «Река времён» (краеведение, история страны);
  • «Зелёная планета» (экология);
  • «Хоровод» (народоведение, культура);
  • «Чудо-дерево» (творчество).

Программа работы кружка рассчитана на четыре года, занятия проходят еженедельно. Кружок развития - для ослабленных детей, отстающих в развитии, имеющих дефекты речи, слабую память, для которых обычная школьная программа трудна. Поэтому в школе они выделены в класс коррекции, занимающийся по оригинальной программе своего классного руководителя Галины Семёновны Белой. Как правило, этот класс интернационален, в нём много детей приезжих, многие из которых на родине не имели возможности посещать школу. Поэтому есть дети и не русскоговорящие и разновозрастные.

 

Цель работы кружка: повышение уровня развития детей посредством пробуждения интереса к книге, чтению.

Задачи кружка:

  • Познакомить детей с библиотекой, книгой, литературой;
  • Добиться максимального усвоения предложенного материала (занятия по развитию речи, памяти, внимания);
  • Дать ребятам азы эстетического воспитания (занятия по культуре поведения);
  • Помочь детям избавиться от комплекса неполноценности (формирование толерантного отношения ко всем членам группы);
  • Создать в группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческие способности участников.

 

Все направления работы кружка оправданы данными целями и задачами: развитие ребёнка невозможно без его знакомства с книгой (поэтому «Книжкин маячок»).

 

Будущее невозможно без изучения прошлого – ведь «все завтра в нашем мире намечены вчера». Поэтому мы изучаем историю своей страны, своего города («Река времён»).

 

Самые творческие люди – это дети. В их рисунках и поделках столько доброты и наивности, столько души, что взрослым остаётся позавидовать. А главное, что в творчестве каждый ребёнок чувствует себя творцом, создателем. И это огромный шаг к самореализации, искоренению комплексов («Чудо-дерево»).

 

Наши корни, наше наследие, наша культура, поэтому – «Хоровод». Мы изучаем историю и традиции русского народа, но поскольку класс многонационален, обращаемся и к культуре разных народов. Так и рождается во время встреч та самая толерантность, о которой так много говорят в последнее время.

 

И, наконец, - «Зелёная планета» - экологическое направление  работы нашего кружка. «Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждой странице», - писал Гёте. И мы начинаем читать эту книгу вместе. Потому, что нравственное воспитание личности невозможно  без экологического образования, без осознания маленьким человеком себя, как важной и необходимой части природы. Именно в начале жизненного пути вырабатываются привычки и принципы, которые далее будут определять отношение ребёнка к окружающему миру. И здесь библиотеке – все карты в руки. Тут помогают и периодические издания: «Вокруг света», «Юный натуралист», «В мире животных», «Свирель», «Муравейник». И книжные серии: «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Что есть что», «Взгляд на мир», «Очевидец обо всём на свете», «Соседи по планете». Сказки о природе и природоведческие книги В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, М. Пришвина, Е. Пермяка, И. Акимушкина, Ю. Дмитриева и других писателей. В нашем арсенале прекрасные наборы слайдов серии «Мир биологии»: «Экология», «Рыбы», «Птицы», «Земноводные», «Млекопитающие». А также фильмы Издательского Дома «Ридерз Дайджест» «Чудеса природы».

 

Это – целое богатство. Остаётся только донести его до детей, памятуя при этом старую поговорку о том, что «можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить её напиться». Следующая задача – пробудить интерес детей к этим богатствам.

 

Многие из тех, кто любит смотреть фигурное катание, наверное, замечали, что всегда интереснее смотреть не обязательную программу, а произвольную. Казалось бы, - всё то же самое, но обязательная – набор технических элементов, а произвольная – фейерверк, праздник. Поэтому совершенно не важно, сколько мы не докрутили «оборотов» в «обязаловке». Гораздо важнее, когда знакомство с окружающим миром становится для детей праздником и вызывает желание этот праздник продолжить. Поэтому начинать всегда нужно с тех тем, которые интересны всем, без исключения, детям:

 

- Динозавры. Далеко от экологии? Вовсе нет – ведь это жизнь на Земле до того, как на ней появился человек. Смотрим слайды, книжные иллюстрации. Говорим о тайнах, связанных с исчезновением динозавров, рисуем Парк Юрского периода, фантазируем на эту тему.

 

- Говорим о своих домашних животных: об ответственности, о зависимости, о любви. Рисуем портреты своих питомцев.

 

- О домашних цветах и их секретах. Привлекаем к работе прекрасную книгу С. Красикова «Легенды о цветах» и книгу Е. Новиковой «Аранжировка цветов». А потом занимаемся икебаной.

 

- С большим удовольствием мы отправляемся в слайд-путешествие: в лес, на дно морское. Не важно куда, важно, что вместе. И даже если из запланированного знакомства с несколькими рыбами узнали только про одну – то узнали так, что никогда не забудем и родителям расскажем. Значит, всё было не зря. И восхищенные глаза друзей, с которыми ребёнок поделился своими новыми открытиями, – тоже хорошее лекарство от одиночества и низкой самооценки. А вот выставка книг. Фантастика. Для старших. Называется она «Фантасты предупреждают». Выставку предваряет цитата из романа  Ж.. Верна «Завещание чудака»: «Настанет день, когда деревья будут из металла, луга – из войлока, а морские побережья – из металлических опилок!.. Это «прогресс». Пополним  словарный запас словом «прогресс», заглянем в словарь, потом порассуждаем над тем, почему в цитате это слово в кавычках и чем может обернуться для природы технический прогресс. А потом поработаем с цитатами из книг: К. Булычёв «Последняя война», А. Беляев «Прыжок в ничто» и «Продавец воздуха», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», А. Азимова «Звёзды как пыль», А. Нортона «Да здравствует лорд Кор!». Книги на вырост? А мы пошелестим страничками, кое-что узнаем о будущем Земли: каким его видят фантасты и тогда начальная цитата станет ясна. А придёт время и ребята вернутся к этим книгам уже для чтения. Вернутся потому, что сработает интерес, заложенный сегодня.

 

- А потом мы коллективно создаём плакат «Зоопарк будущего». Каким его видят дети? Зоопарк – без клеток, где свободно гуляют по зелёной зоне взрослые и дети в окружении свободных зверей и птиц, в том числе и самых фантастических.

 

- Ещё неплохо у нас получаются тематические коллажи, где каждый из детей вклеивает в предложенный пейзаж недостающие на его взгляд элементы – изображения растений, зверей, птиц.

 

- Для детей очень важно разнообразие приёмов работы и то, чтобы она работой не воспринималась – больше игры, смены приёмов, больше радости узнавания. Поэтому мы с удовольствием танцуем танец маленьких утят, а потом и котят, и поросят, и страусят. Представляем мимикой, походкой, жестами и звуками радостного кролика, встревоженного кота, грустного пингвина, обиженного поросёнка. Прыгаем как воробей, лягушка, кенгуру, кузнечик, заяц.

 

- Рисуем фантастических животных, которых никогда не было.

 

- Строим экологические цепочки, чтобы сделать самостоятельный вывод о том, что всё в этом мире взаимосвязано. Например: порошок от насекомых создал человек. Он посыпал им поля. Травку на поле пощипала корова. Её испорченное химикатами молоко выпил человек и заболел. Дождик смыл порошок в реку, где его проглотила рыба. Рыбу поймал рыбак, сварил уху и съел. Человек опять пострадал от  того, что у технического прогресса есть другая сторона медали.

 

- Одно из любимых занятий – озвучивание сказки. Мы как будто делаем кино, а хорошо прочитанная сказка, конечно, только украсит такое занятие. Вот, например, сказка японского писателя Такэдзи Хирацука «Весенняя колыбельная». Пришла весна, стало тепло и у мамы мышки, которая жила на чердаке, родился маленький мышонок. Мышка запела сыночку колыбельную песенку.

 

Ребята: «Пи-пи-пи-пи».

 

А в доме жила кошка. Услышала она Мышкин голос, но на охоту не побежала. Отчего? Оттого, что кормила молоком котят. А потом запела свою песенку.

Ребята: «Мяу-мяу… Мур-мур…»

 

Под окном лежала собака. Нос у неё был чуткий-пречуткий. Учуяла она запах кошки и решила её напугать.

 

Ребята: «Р – р – р…».

 

Но тут же умолкла, ведь под боком у неё лежали щенята. Собака прикрыла глаза и тоже запела колыбельную.

 

Ребята: «Гав – гав – гав».

 

- Какой тихий вечер, - сказала мама. Слышно, как растет трава и лопаются почки. И тоже запела колыбельную.

 

Ребята: « Баю-баюшки, баю».

 

Удивительно добрая сказка. А вообще можно взять любой отрывок литературного произведения и наполнить его звуками (в том числе и звуками природы). Игра получается полезной, шумной и нескучной.

 

- Иногда мы замахиваемся на совсем уж взрослые книги. С удовольствием читали Леонардо да Винчи «Сказки. Легенды. Притчи»: «Сокол и утка», « Обезьяна и птенец», «Лесной жаворонок». Взрослые ведь иногда читают детские сказки. А дети во взрослых сказках иногда видят то, чего взрослым увидеть не дано.

 

У всех этих занятий – одна неблизкая цель: познакомить детей с окружающим их миром и дать возможность полюбить его, несмотря ни на что. Если очень стараться, то результат будет, хоть и не скоро. Надо долго и упорно рыхлить и поливать землю, а процесс роста в семенах уже пошёл.

 

Программа кружка рассчитана на четыре года.  Четыре года еженедельного общения с библиотекой дают детям очень многое: библиотека становится для них вторым домом, а книги – верными друзьями. За это время ребята проходят этапы большого пути – от комплексов и безнадёжности до гордости за свои знания и любви к чтению. Это и есть главное.

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!