«Октябрь» № 9 2013 г.

«Октябрь» 2013 № 9.

Не удивляйтесь, что в рубрику «Детское чтение» раздела «Библиографические штудии» попал взрослый журнал. Этот номер – тематический – «Детское чтение для взрослых». Посмотреть на детскую литературу под другим углом зрения ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНОЕ ЗАНЯТИЕ. Сделать это можно на сайте «Журнальный зал», где выставляются «толстые» литературно-художественные журналы http://magazines.russ.ru/october/2013/9/.

 

Среди авторов номера лица знакомые:  прозаики Ая эН, Светлана Лаврова, Александр Дорофеев, Ирина Богатырёва, Евгения Басова (чаще публикуется под псевдонимом Илга Понорницкая), Константин Арбенин, Ксения Драгунская, Анна Матасова, поэты Андрей Усачёв, Галина Дядина. Рада была новым (для меня) именам: Андрей Иванов, Юлия Зайцева.

 

Среди критиков тоже немало знаковых (причём безотносительно к детской литературе): замечательный писатель, журналист Борис Минаев, писатель, журналист, учитель литературы Ирина Лукьянова, поэт, переводчик Лев Оборин, драматург Алексей Зинзинов.

 

Читать журнал советую от корки до корки, а потом ещё в Интернете смотреть, а что ещё написал этот автор!

 

Особенно выделяю рассказ Ксении Драгунской (весьма не детский) «Акапулько» и небольшое эссе, фрагмент которого разрешите (из МЕТОДИЧЕСКИХ соображений) поставить:

 

Писатели обычно что-то рассказывают. Отвечают на вопросы читателей. Но писателям тоже спросить хочется! А они терпят. Я вот тоже терпела-терпела, да и перестала. Теперь, когда я встречаюсь с читателями, я задаю им вопросы. Мы разговариваем. В одной школе учительница даже сделала мне замечание: «Ну вы уже читайте рассказы, Ксения Викторовна, что вы всё разговариваете с ними, они сюда слушать пришли, а не разговаривать!» Просто молодец, а не учительница…


Поэтому вместо нового рассказа, уважаемый читатель, я шлю тебе вопросы.


Если на какой-то вопрос не хочешь отвечать – пропусти. Если хочешь ответить глупость или бессмыслицу – тоже хорошо, глупость и бессмыслица мне тоже интересны. Если тебе совсем неохота отвечать, то возьми этот листочек с вопросами, сделай из него самолётик и брось с высоты. Его кто-нибудь подберёт, прочтёт вопросы и над ними подумает. Можешь дать эти вопросы родителям. Потом сравните свои ответы. А ещё здорово будет, если ты ответишь и сейчас, и через несколько лет. Тебе самому будет интересно. Если охота, можешь послать свои ответы в журнал, чтобы мне передали. А можно просто обсуждать ответы с друзьями. Не спеши, отвечай постепенно, когда сможешь, подумай, поразмышляй – это же не на оценку и не к какой-то чёткой дате.


Кем лучше быть – взрослым или ребёнком? Мальчиком или девочкой? Почему?


Что мешает людям жить? В России? В мире?


Какая твоя самая любимая еда?


Кто такой «добрый человек»?


Откуда берутся злые?


Зачем нужны люди?


Отчего умер Пушкин?


Чего делать нельзя? (Не то, что тебе запрещают родители и учителя, а есть ли такой поступок, совершив который, ты сам себя перестанешь уважать?) Чего бы ты никогда не сделал?


Любишь ли ты родину?


А она тебя? Почему ты так считаешь? Как ты чувствуешь это?


Тебе уже приходилось кого-то прощать?


Чего не простишь никогда никому?


Почему мы победили фашистов?


Что лучше – мечта или цель жизни?


Какой твой любимый праздник?


Зачем ты родился?


Кого на свете больше – умных и добрых, умных и злых, глупых и добрых, глупых и злых?


Какую самую смешную и странную фамилию ты встречал?


Тебе бывает жалко своих родителей?


Куда бы ты хотел поехать?


Чего ты боялся, когда был маленький?


Чего ты теперь боишься?


О чём вы с друзьями не говорите никогда, каких тем избегаете?

 


Ещё я бы очень советовала почитать стихи Галины Дядиной. Только настоящий поэт может написать просто, странно и так поэтично:

 

Вот иду я в шубе,
А под шубой – кофта,
А под кофтой – майка,
А под майкой – сердце.

 

 

Эссе Бориса Минаева читайте неторопливо, вдумчиво:

 

«Маугли», «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух» – три величайшие книжки ХХ века. Империалист Киплинг, гуманист и правозащитник Линдгрен, философ и мистик Милн. Все трое шли «к центру комнаты» из разных философских углов. Но получилось так, что в этом центре оказались Маугли, Малыш, Кристофер Робин – то есть дети, находящиеся в крайней, почти предельной, психически опасной ситуации. Читатели этих трёх прекрасных сказок, конечно, не осознают, что и Маугли, воспитанный животными, и Малыш, разговаривающий с выдуманным другом, и Кристофер, таскающий за собой повсюду игрушку, зависимый от неё, как младенец от соски, – все они трое, в разной степени, хоть и окружённые любовью старших, волков и людей, находятся за гранью психической нормы. Они ненормальные. С медицинской, беспощадно-правдивой, сурово-этической точки зрения они нуждаются именно в лечении. Главный же вопрос в том, что больны не они, а окружающий их мир, и что единственное, что может его вылечить, спасти и сохранить – это игра. Вот этот главный вопрос впервые поставлен так сильно, так фундаментально именно в детской литературе.

 

 

Желаю всем НАСТОЯЩЕГО чтения!

 

 

Т.В. Рудишина

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!