Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

В.В. Сорокина

 

«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ»:

РОЛЬ ЗООТЕРАПИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

Из опыта работы Центральной детской библиотеки информационного интеллект-центра

по работе с социально-незащищенными детьми № 85 ЦБС «Лефортово» ЮВАО г. Москвы



Гениальные слова Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» имеют двойной смысл: это и ответственность за детей с проблемами здоровья (физического и психического), и ответственность за «братьев меньших», которую мы прививаем в процессе экологического воспитания детям с особенностями в развитии.

 

Так уж получилось, что в сферу библиотечного дела вошли сложные слова из двух корней, один из которых «терапия»: библиотерапия, смехотерапия, сказкотерапия, теперь ещё и зоотерапия.  Для нас это не случайно, так как наша библиотека является Интеллект-центром по работе с социально незащищёнными детьми: детьми-сиротами, детьми-инвалидами, детьми, нуждающимися в коррекции поведения. А это просто обязывает искать и находить действенные терапевтические, т. е. целительные, методы воздействия на здоровье «особых детей». Своих самых любимых, с их разными особенностями, читателей, которые вызывают сложные чувства сострадания и горячего желания помочь, мы подразделяем на две группы: дети с общими заболеваниями (болезни сердца, почек, глаз и т.д.) и дети с отставанием в развитии, где возможны такие диагнозы как олигофрения и синдром Дауна, а также дети, нуждающиеся в коррекции поведения.

 

Волею судьбы Общерегиональный  центр «Радуга» детей-инвалидов и школа коррекции поведения по 8 типу № 530 территориально находятся поблизости от нашей библиотеки, что очень удобно. А вот дети-сироты, где каждый второй ребёнок «особый» (инвалидность просто не  оформляется в силу специфических обстоятельств) – это дети из Интерната № 55 и Детского дома № 51, которые приезжают к нам из других районов. Не случайно делается акцент на расстоянии: везти их проблемно, но если едут на наши мероприятия, значит, им это нравится, а мы делаем простой вывод, что наша работа необходима и развивается в нужном направлении.

 

Итак, как же мы осуществляем  эту самую «Зоотерапию». Этот термин имеет аналог в медицине – анималотерапия, т.е. лечение животными. Это, пожалуй, самый приятный из всех известных видов лечения, дарящий массу приятных ощущений, и не дающий никаких побочных эффектов. Животные являются своеобразными проводниками между мирозданием и энергетикой человека и способствуют восстановлению здоровья. Не буду утомлять перечислением научных фактов, расскажу, как простой случай привёл к систематизации и обоснованности подобной работы.

 

В библиотеке появилась кошка Мальвина - очаровательное и очень самодостаточное создание. На одном из мероприятий (это был тренинг  «В гармонии с собой и миром»  для детей из школы коррекции № 530) все напряжённо усваивали азы бесконфликтного поведения. И, вдруг, вошла Мальвина, уселась в центре зала, перекатилась с боку на бок, грациозно потянулась… Как же сразу преобразились лица ребят: они расцветились богатейшей гаммой чувств, всем захотелось её погладить. Мальвина царственно разрешила.  Вывод напросился сам собой: такой простой эпизод – а столько положительных эмоций! Мальвина стала своеобразным антидепрессантом для проблемных детишек. Теперь редкое мероприятие обходится без её присутствия.

 

Несмотря на то, что кошка стоит  не на первой ступени по уровню взаимодействия с организмом человека (эту позицию занимают дельфины, как более высокоорганизованные существа), её терапевтическое влияние носит поистине уникальный характер. Биополе кошек лечит головную боль, стабилизирует работу сердца, укрепляет иммунную систему. Это достоверные медицинские наблюдения: у человека, больного гипертонией, замеряли давление. Потом он брал на руки кошку, и чудо – мурлыкающий «доктор» снижал давление, что и фиксировал прибор.

 

Учитывая всё сказанное, мы решили попробовать такую, казалось бы, не библиотечную форму мероприятия, как мурр-турнир. Его цель - не только терапевтическое воздействие (что немаловажно!), она гораздо шире: воспитать у детей чувство ответственности за тех, кого приручили. Не воспринимать животное как живую игрушку. Научиться грамотно ухаживать, знать, что можно и что нельзя в общении с кошкой. Дети получили домашнее задание  – рассказать о породе, сшить костюм, принять участие в конкурсе на лучшую фотографию своего пушистого друга и в конкурсе на лучшего чтеца стихотворения о кошке. Для участия в мероприятии был приглашен врач из Ветеринарной академии, а также фелинолог (специалист по кошкам).

 

Смех, мяуканье, аплодисменты – шумовой фон этого действа – явно выразил результат. Все остались довольны, и особенно - родители особых детей, которые подходили и благодарили за полезные советы по уходу за питомцем. И главное – инъекция положительных эмоций больному ребёнку вместо лекарства.

 

Первый опыт прошёл удачно и мы решили попробовать, оттолкнувшись по аналогии от мурр-турнира, провести дог-шоу «Дай, друг, на счастье лапу мне».

 

Вид анималотерапии с участием собак называют канистерапией. Собаки – «доктора» могут принадлежать к любой породе, но обязательно должны иметь уравновешенный характер. В мировой медицинской практике их используют для работы с детьми и в психиатрических клиниках. Чаще всего канистерапиея применяется для лечения неврозов, истерий, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, общение с собакой – верный способ повысить самооценку, стать общительнее. Вот поэтому основную группу участников дог-шоу составляли дети из школы коррекции поведения по 8 типу № 530, где учатся дети с выраженными психическими отклонениями. Цель мероприятия - не только терапевтическое воздействие, но и воспитание разумного отношения к собаке (это весьма серьёзное животное, неграмотное общение с которым может быть небезопасным). Специалисты: кинолог, ветеринарный врач поделились с аудиторией своими знаниями. Служебная овчарка Айда, отличившаяся в поисках преступников, нахождении боевого оружия, продемонстрировала высший пилотаж дрессировки. Настоящий восторг у детей вызвала «выборка»: по обуви собака нашла хозяина и принадлежащую ему игрушку. С интересом зрители восприняли конкурс на лучший портрет собаки - участницы шоу «Угадай по портрету». С удовольствием все присутствующие приняли участие в викторине «Собаки – литературные персонажи». Желающие проявили смекалку и сноровку в составлении из отдельных слов поговорок и пословиц о собаках («Собака – друг человека», «Заживет как на собаке». «Любит, как собака палку» и т.д.). Наиболее ответственный момент дог-шоу – это демонстрация домашнего задания по дрессировке четвероного друга. Компетентное жюри по справедливости оценило всех участников, и объявило победителей, которым были вручены грамоты и призы. Зал, где проходило мероприятие, был украшен фарфоровыми фигурками собак, которые предоставила из своей коллекции давний друг библиотеки, член клуба «Раритет» Симонова С.Н. Каждое подобное мероприятие сопровождает обзор книжно-иллюстративной выставки по определенной теме.

 

Разные животные (в том числе птицы и рыбы) оказывают особое влияние на человека. Активное поведение и весёлый нрав птиц помогут меланхоличному и флегматичному хозяину стать активнее, а вот рыбки позволят гиперактивным людям стать спокойнее. Учитывая такую многоаспектность взаимодействия животного с человеком, мы привлекаем (и дружим, соответственно) специалистов из различных клубов. Частый гость библиотеки – Кочегаров П.И. – ученый-биолог, член клуба пресмыкающихся. Его подопечные – змеи, лягушки, черепахи, игуана, двухкилограммовая жаба, безногая ящерица. «Они такие разные, бывают и опасные!» так называлось мероприятие с участием этих животных. Жизненно важной была для детей информация о правилах поведения и общения с пресмыкающимися (например: как отличить гадюку от обыкновенно ужа, какую первую помощь оказать при укусе ядовитой змеи и т. д).

 

Прикосновение к прекрасному благотворно воздействует на психику особого ребёнка. С приходом к детям В.В. Синяева – профессора-энтомолога, читальный зал библиотеки превращается в экзотический мир, где диво-дивное: уникальная коллекция бабочек, которую учёный собирал на протяжении многих лет в разных странах, и которая позволяет увидеть во всём многообразии столько «крылатой» красоты. Это мероприятие мы назвали «Летающие цветы».

 

Сугробов В.Ю. – наш доктор Айболит! Руководитель Общества защиты животных «Движение добрых» рассказывает детям о своей благородной работе, знакомит с различными животными, учит разумному обращению с ними.

 

На встречи с детьми мы приглашаем писателей, которые пишут о животных. Доброй традицией стало проведение Благотворительных акций ко Дню инвалидов с участием Московского зоопарка. Научный сотрудник лекционного отдела зоопарка, рассказывая о животных, сравнивает их характеры в жизни и в сказке. Например, выясняется, что заяц в жизни  вовсе не труслив, а храбр – у него сильные задние лапы, защищаясь, он может оказать достойный отпор любому хищнику. Лекции проходят с демонстрацией таких животных, как лисица, песец, обезьяна, филин, орёл, хорь и др.

 

Даже взрослый, здоровый человек умиляется, глядя на неуклюжего щенка или забавную пичужку. Душа плавится от нежности при прикосновении к пушистому котёнку. Мир в такие минуты кажется добрее и лучше. Что уж говорить о сердце больного ребенка, который, как чуткий камертон, улавливает всю богатую гамму тактильных и визуальных ощущений от общения с животными. И это не только приятно, но и полезно для здоровья особого ребенка.

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!