Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Краски жизни, или Зачем библиотеке арт-терапия?

Н.Е. Колоскова, С.В. Поняева


КРАСКИ ЖИЗНИ, ИЛИ ЗАЧЕМ БИБЛИОТЕКЕ АРТ-ТЕРАПИЯ?

Из опыта работы Центральной городской детской библиотеки им А.П. Гайдара г. Москвы

и детской библиотеки информационного интеллект-центра № 81 ЦБС «Люблино» ЮВАО г. Москвы

 


«Пишу свою жизнь, как картину»

Н.А. Баженова


«Терапевтическая живопись: эстетический, коррекционный, развивающий аспекты»: творческий семинар под таким названием прошёл в методическом отделе ЦГДБ им. А.П. Гайдара г. Москвы.

 

Терапевтическая живопись – один из методов арт-терапии - лечения посредством художественного творчества. Интерес к арт-терапии тех, кто работает в детских библиотеках объяснить очень просто: всё, что может поспособствовать раскрытию творческих способностей наших читателей (кстати, и взрослых тоже), гармонизации их личности – должно находиться в центре внимания библиотекарей. Кроме того, арт-терапия позволяет сделать жизнь человека более яркой и интересной, помогает выразить свои эмоции и чувства, способствует развитию креативности, решению личных проблем.

 

Поэтому вопрос, вынесенный в заголовок материала «зачем в библиотеке арт-терапия?», носит, скорее, риторический характер. А вот о том, почему арт-терапевтические методы могут войти в практику работы библиотек, поговорить стоит. Как утверждают специалисты, арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний,  она всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и даже в бизнесе. Кроме того, в арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. И это тоже вполне соотносится с библиотечной практикой. Наиболее яркий эффект дает работа именно в группе, где могут создаваться и индивидуальные работы. Но особенно привлекательным для детей считается создание общей работы, когда каждый участник вкладывает в эту работу что-то своё.

 

Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. А именно к ним в этом году приковано внимание работников библиотек нашего города: 2009 год объявлен в Москве Годом равных возможностей.  Детям с отклонениями в развитии зачастую сложно адекватно воспринимать окружающий мир. У таких детей, как правило, нарушено представление о целостной картине мира и нарушено целостное его восприятие. Некоторые психические и физические отклонения делают ребёнка пассивным, сужают круг его интересов и он перестает активно взаимодействовать с окружающим миром. В результате снижается и способность к адаптации. Арт-терапия позволяет ребёнку не только заняться творчеством, но и по новому выразить свои эмоции. Для людей с ограниченными возможностями здоровья зачастую - это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность может арт-терапия.


Достойным обрамлением семинару послужила очередная экспозиция «Вернисажа в Ружейном». На этот раз небольшой выставочный зал вместил выставку картин сразу трех художников, принадлежащих к одной семье: Натальи Баженовой, Константина Ремыги, Анны Баженовой. В центре внимания было творчество Натальи Баженовой, профессионального художника, педагога, члена союза художников России и Международного Художественного фонда. Это объясняется тем, что Натальей Алексеевной разработана  авторская техника живописи, обладающая терапевтическим эффектом.

 

Вниманию участников семинара Наталья Баженова предложила демонстрационную версию мастер-класса спонтанной живописи с демонстрацией авторских приёмов и объяснением основных законов творчества. Участники семинара имели возможность проследить весь процесс создания живописного произведения: от подготовки листа бумаги (работа пишется «по-мокрому») и разведения красок до «расстановки» последних акцентов, придающих работе законченность. Цель авторской методики Натальи Баженовой - не только познакомить учеников с законами творчества через теоретическое и практическое освоение элементов изобразительного искусства (композиции, цветоведения и технологии работы с различными материалами), но и предоставить возможность полнее выявить свои индивидуальные способности, научиться ловить волну вдохновения, которая пригодится в любой области жизни, получить удовольствие от самого творческого процесса, развить образное мышление и чувственную спонтанность.

 

В силу вышесказанного, не было ничего удивительного в том, что семинар оказался привлекательным не только для библиотекарей, но и для психологов – сотрудников детских библиотек. Тем более, что многие из них уже используют в своей практической деятельности с читателями-детьми различные методы арт-терапии.

 

Поэтому хочется предоставить слово психологам. Для объективной оценки того, что было представлено в ходе семинара и для освещения их собственного опыта работы.

 

В детской библиотеке интеллект-центре № 81 ЦБС «Люблино» ЮВАО работает арт-терапевтическая изостудия «Юный талант». Уже  два года занятия в ней ведет Светлана Васильевна Поняева, педагог-психолог:

 

«Не осталось равнодушных к искусству, а в частности к живописи, среди участников семинара «Терапевтическая живопись: эстетические, коррекционные и развивающие аспекты». Содержательность и насыщенность информацией захватила всех, зарядив эмоционально и разбудив в душе непреодолимую тягу к тому, чтобы немедленно и подробнее узнать больше о методе терапевтической живописи и применить его в своей работе с детьми и взрослыми. Мастер-класс под руководством художницы Н.А.Баженовой настолько результативен по своему содержанию, что возникает потребность введения такого направления в своей работе не только с детьми, с «особым» ребёнком, но и с родителями, и даже, возможно, с работниками библиотеки в качестве психологической разгрузки. Диапазон воздействия терапевтической живописи, действительно, очень широк. Здесь есть всё: коррекционный, эстетический и развивающий аспекты. Такая живопись может многое значить для человека. Ведь творчество изменяет жизнь человека, оно идёт рядом с ним по жизни, помогая найти самого себя. А сам термин «терапия» используется не как медицинский термин и «вмешательство», это не является базовым в терапевтической живописи, как одним из направлений арт-терапии. Гораздо чаще фигурируют понятия: «саморегуляция», «гармонизация» человека, «образ жизни», стимулирование «личностного роста», работа с «духовным кризисом».

 

Один из основных методов, которые использует  Н.А. Баженова при создании своих шедевров – это пальцевая живопись. При этом задействуется непосредственно вся рука, начиная от кончиков пальцев и заканчивая плечом. По своему определению «пальцевая живопись» - это «способ передачи эмоций, чувств и состояний, исходящих из глубины сердца человека посредством прямого контакта кончиков пальцев с цветом красок и бумагой». Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования. Непосредственное задействование большого, указательного и среднего пальцев влияют на работу речевых центров мозга. И что здесь самое ценное – не требуется умение рисовать, существует только безоценочное восприятие нарисованного («сердце – на кончиках пальцев»).

 

Арт-терапия,  как рисуночная терапия, по своему значению очень актуальна в жизни человека, а особенно маленького или подрастающего, совсем ещё не знающего, как правильно справляться со своими проблемами. В нашей библиотеке работает арт-терапевтическая изостудия «Юный талант», которую посещают «особые» дети совместно с другими детьми на основе интеграции в здоровую среду. В рамках работы нашей библиотеки это особенно значимо для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Терапевтическая живопись – выход для решения многих жизненных проблем и ситуаций. Занятия проходят в первую очередь в качестве реабилитации детей, затем уже носят обучающий характер. Но кто сказал, что у обычного ребёнка, у родителей не существует потребности в эмоциональной корректировке своих чувств, настроений, состояния? После посещения семинара появилась возможность по-новому использовать занятия. Почему именно в библиотеке, а не в психологическом центре или в школе, интернате и т.п.?  Именно библиотека по своему новому значению может быть центром творческого, эмоционального развития ребёнка. Другой социум (дети и взрослые), отличный от дома, школы, интерната, подразумевает новое общение, доверие, познание, возможность разделить свои увлечения с таким же, как ты. В библиотеке не только книги и знания, увлечения и досуг, спорт и оздоровление, но и ненавязывание ребёнку определённых стереотипов, принятие его таким, каков он есть на самом деле, то есть, безоценочное восприятие ребёнка, уважение и понимание.

 

Терапевтическая живопись во время творческих занятий ребят в библиотеке может дать им необходимый терапевтический эффект. Занятия по своему содержанию настолько увлекательны, что дети сами не замечают, как вовлекаются в процесс терапии. Происходит процесс трансформации негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства проходят некое материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект при этом наблюдается не только в момент создания картины, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Это подтверждают слова Н. Баженовой: «Творчество оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем мы полагаем. Живопись, вообще искусство, имеет непосредственное отношение к душевному состоянию человека, а, следовательно, к его психическому, духовному, в конечном счёте, и к физическому здоровью». И важны не столько занятия по терапевтической живописи, сколько сиюминутная помощь человеку. Ребёнок приходит в определённом настроении, со своими проблемами, чувствами и эмоциями. Ему важно не только рассказать, поделиться, но и решить определённый круг вопросов. Как помочь, как понять, что с ребёнком, взрослым, если он сам не может, не хочет, не настроен рассказывать о проблемах, а может и хочет, но эмоции настолько сильны, что нет возможности его правильно понять и принять. Но выход есть – предложить рисовать, рисовать не просто что-то, а отрешиться от всего, настроиться на своё настроение и посмотреть внутрь себя, понять, что является главным и важным в этот момент и «творить свою жизнь на листе».  И в результате мы получим не только выход эмоций, но и способ релаксации.

 

Таким образом, терапевтическая живопись способствует повышению уровня  самоконтроля, развивает сенсомоторные навыки и ассоциативное внимание и память, умение выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. В результате решаются такие задачи, как развитие навыков невербальной коммуникации и творческого самовыражения, укрепляется чувство идентичности, развиваются механизмы психологической защиты. Терапевтическая живопись способствует прояснению осознания системы своих отношений, включая отношение к самому себе. Всё выше сказанное доказывает и обосновывает бесспорное значение терапевтической живописи в работе с детьми и взрослыми на базе наших библиотек».

 

Надо отметить, что психологи, которые работают в детских библиотеках нашего города, имеют разную специализацию. И, естественно, это сказывается на выборе форм и методов их работы. А вот методы арт-терапии являются универсальными и их используют практически все психологи, работающие с детьми. Например, психолог ЦДБ № 85 ЦБС «Лефортово» Миляуша Рифовна Каюмова – медицинский психолог. И основным направлением своей деятельности Миляуша Рифовна считает профилактику зависимости от психоактивных веществ: «В процессе работы с детьми и подростками очень часто приходиться прибегать к методам арт-терапии, так как именно данный метод часто способствует быстрому установлению контакта, самовыражению детей, разрешению многих внутриличностных конфликтов, выражению своих переживаний и эмоций.

 

Для развития навыков сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом я предлагаю детям изготовить совместно коллаж, групповые рисунки на определённую тему. Индивидуальная работа, как правило, начинается с рисования мандалы. Мандала - санскритское слово, переводимое как священный круг. В культурах американских индейцев, индусов и буддистов рисование мандалы используется для духовного развития и исцеления тела. Мандала, нарисованная на бумаге или ткани, представляет собой круговой символ Вселенной. В ней использованы симметричные формы, часто в количестве, кратном четырём. Они символизируют стихии, четыре стороны света, звезды и планеты. В природе можно увидеть мандалу в спелом фрукте, цветке, снежинке. Рисуя мандалу, человек символически изображает самого себя: свое тело, психологическое состояние и место в мире. Данная методика используется каждый раз, когда нужно разобраться в себе, понять причины своих подавленных эмоций, исцелить душевные раны. Также данный метод способствует развитию творческих способностей.

 

С подростками, также, очень удачно и с хорошим терапевтическим эффектом проходят занятия посвящённые рисованию автопортрета. Портрето-терапия, как один из методов арт-терапии, не только способствует гармонизации внутреннего мира, но и влияет на изменение самооценки в лучшую сторону. Этот метод позволяет обрести уверенность в своих силах, а также проявить скрытые черты, которые человек  хотел бы в себе видеть.

 

Семинар, посвящённый терапевтической живописи с участием Н. Баженовой, оказался очень ценным и полезным для меня. Грамотно была преподнесена информация о самом методе. Увлекательно и завораживающе создавала свои картины художница. И это оказалось самым важным: наблюдение за процессом работы самой Натальей Баженовой. Своими рассказами и действиями она  «зажигала» внутреннее желание к ней присоединиться и начать рисовать, и в голове даже не возникало мысли - умеешь ли ты рисовать или нет.  Естественность, лёгкость и открытость присутствовавшая  в поведении Натальи Алексеевны способствовали возникновению комфортной и уютной обстановки на семинаре. Этому стоит поучиться и стремиться к созданию на своих занятиях аналогичной атмосферы, которая также будет побуждать к самораскрытию, самовыражению детей и подростков».

 

Подобного мнения придерживается и психолог ЦДБ № 124 ЦБС «Черёмушки» ЮЗАО Оксана Владимировна Маслова: «Семинар оставил неизгладимое впечатление от общения с талантливым, свободным от условностей, креативным художником. Это впечатляет, а главное вдохновляет. Хочется тут же подготовить холст и краски и начать творить, самовыражаться, проявляться, расслабляться, получать эстетическое удовольствие и чувствовать мир в полной палитре красок.

 

Я очень люблю и предпочитаю использовать в своей работе проективные и  арт-терапевтические методики. Мы с детьми и родителями рисуем, лепим. Также активно я использую песочную терапию, киндер-терапию, сказко-терапию. Считаю и эти методы очень диагностичными, безопасными и приемлемыми для работы с детско-родительскими отношениями, проблемами воспитания, нарушениями в развитии детей, возрастными особенностями и т.п. Все эти методики таят в себе глубокий терапевтический момент. Для работы психолога в библиотеке это очень актуально ещё и потому, что родители находят отклик на свои проблемы, получают активную помощь».

 

Конечно, внедряя в практику работы библиотек методы арт-терапии, необходимо понимать, что работа ребёнка (или взрослого) с изобразительными материалами должна: «…протекать в определённых условиях (кабинете психотерапевта, художественной студии/ателье или ином предназначенном для этого помещении), помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержаний своего внутреннего мира. …в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и в то же время способного понимать психологическое содержание изобразительной продукции клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией». Это слова  Александра Ивановича Копытина, кандидата медицинских наук, доцента кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, председателя РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», вице-президента секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации из предисловия к хрестоматии по арт-терапии, автора многих трудов по атр-терапии  (Арт-терапия. Хрестоматия /  Составление и общая редакция А.И. Копытина . – СПб: Питер, 2001. – 320 с.; ил. – (Серия «Христоматия по психологии)).

 

Библиотекарь, за редким исключением, не может подменить собою психолога, профессионально владеющего методами арт-терапии. Да никто от него этого и не ждёт. А вот, по возможности, создать в своей библиотеке условия для проведения подобных занятий, привлечь к этой деятельности профессионалов – вполне нам по силам.

 

Что касается семинара, о котором шла речь, то арт-терапевтический эффект для его участников был абсолютно очевидным. А для библиотекарей и психологов, желающих продолжить общение с художником Натальей Алексеевной Баженовой и более детально освоить её авторскую методику предложены дополнительные мастер-классы.

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!