Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Читателям особой заботы

Н.Е. Колоскова

ЧИТАТЕЛЯМ ОСОБОЙ ЗАБОТЫ: ОПЫТ НАШИХ РОССИЙСКИХ КОЛЛЕГ



Одно из анкетирований, проведенных Центральной городской детской библиотеки им А.П. Гайдара г. Москвы, показало, что в число читателей, которым требуется особое внимание, входят дети с ослабленным зрением. И основная сложность в работе с такими читателями – отсутствие в фондах библиотек крупношрифтовой литературы.

 

Думается, что подобная ситуация характерна те только для детских библиотек Москвы. Совершенно очевидно, что решить эту проблему только силами библиотек невозможно. И всё же, библиотекари не сидят, сложа руки, и пытаются, исходя из своих возможностей, хоть немного изменить ситуацию, самостоятельно создавая печатные издания. Примером такого продукта может стать материал, подготовленный нашими коллегами из Тверской областной специальной библиотекой для слепых им. М.И. Суворова:

 

Под пологом леса: познавательное тематическое пособие для детей младшего и среднего возраста / Сост. С.А. Иванова; худож. И.В. Бученова. – Тверь : ТОСБС, 2007. – 22 с. ; 12 л. ил. – (Издание для слабовидящих).

 

На двадцати двух страницах (формат А4) крупнопечатного текста (шрифт 18 или 20) рассказано «…о настоящем украшении нашей (тверской) земли» - лесе. Речь идёт о лесах Верхневолжья. Листая страницы издания, дети побывают на цветочной лесной поляне, где познакомятся, например, с необычайно красивым растением – сон-травой (или прострел раскрытый), народным символом вечности – незабудкой, самой крупной архидеей тверских лесов – венериным башмачком. Следующая глава посвящена обитателям лесной чащи – белке-летяге, барсуку, лисице, рыси и др. Отдельная глава посвящена пернатым обитателям леса. Здесь и кукушка, и дятел, и пустельга. В конце материала детям предложено познакомиться со списком материалов о природе, куда вошли не только традиционные книги, но и книги, напечатанные по системе Брайля (в списке они обозначены особой пометкой), а также «говорящие» книги. В этом издании ребята не только могут прочитать про обитателей леса, но и рассмотреть их на рисунках.

 

Составитель пособия Светлана Алексеевна Иванова (в настоящее время - заведующая отделом комплектования и обработки, а до этого – главный библиограф) рассказала, что библиотека, конечно, получает крупношрифтовую литературу, но и сама готовит материалы и издаёт их в специальной серии «Издание для слабовидящих». При подготовке подобных изданий максимально учитываются особенности восприятия текстового и иллюстративного материала слабовидящими читателями. Что касается иллюстраций, то для пособия «Под пологом леса» над ними работала Бученова Светлана Алексеевна (в настоящее время – заведующая сектором читального зала, а до этого – заведующая реабилитационно-досуговым центром «Солнышко». К тому же, Светлана Алексеевна имеет художественное образование) и иллюстрации у неё получились крупные, яркие, подчёркивающие характерные признаки животного или птицы. Издание вышло в количестве 5 экземпляров.

 

Пример, достойный всяческого подражания. Ведь, даже не имея собственно печатной базы, обладая лишь компьютером и принтером, вполне можно создавать подобные материалы для читателей с патологиями зрения.

 

 

Главное – правильный подход


Одно из непременных условий при работе по подготовке и изданию подобных материалов - консультация специалистов из специализированной библиотеки для слепых или из сферы коррекционного образования: они расскажут об особенностях восприятия читателей-детей с различными патологиями.

 

Небольшую «консультацию» такого рода мы готовы предложить вам прямо сейчас. В работе одного из городских семинаров, проведённых Центральной городской детской библиотеки им А.П. Гайдара г. Москвы в Год равных возможностей и посвящённых обслуживанию читателей-детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях публичных детских библиотек приняли участие специалисты Республиканской государственной библиотеки для слепых. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления на семинаре Елены Васильевны Захаровой, заместителя директора по науке Российской государственной библиотеки для слепых (г. Москва):

 

«У нас у всех одна задача и одни цели. Мы делаем одно дело и лучше делать его сообща. Я бы остановилась сегодня на социальной роли книги  для особого ребёнка. Ребёнок независимо от того, какие у него физические или интеллектуальные возможности, это прежде всего ребёнок, которому нужно играть, читать интересные книги. Книги, которые помогут ему узнать мир окружающий мир, познакомить с предметами, явлениями и т. д. И, если у детей здоровых есть для этого много возможностей (в том числе зрительные, обонятельные, осязательные), то для детей, которые имеют какие-либо ограничения, это всегда проблематично: это может быть связано с трудностями в перемещении, со слухом, со зрением. Я остановлюсь на зрительных ограничениях. Во-первых, это мне ближе, а во-вторых, как мне кажется, это то, с чем менее знакомы наши коллеги из других библиотек. Потому что, работая с ребенком, требующим особого внимания, но имеющим ограничения по движению или какие-то еще, он берет в руки обычную книгу. Эта книга может иметь какое-то особенное содержание. Мы можем её каким-то специальным образом подавать и о ней рассказывать. Но всё равно это будет книга, выпущенная обыкновенной типографией, она имеет привычный, традиционный вид: в ней есть буквы, знаки, иллюстрации.

 

Что касается ребёнка слепого, то дело обстоит гораздо сложнее: ему информация в таком виде недоступна и слепой ребёнок не очень понимает, откуда берутся буквы, слова. Что, вообще, означают слова «мама читает»? Это как? Он же этого не видит. Если обычный малыш хотя бы может видеть как каждый вечер мама открывает книгу и читает, продолжая сложившуюся семейную традицию, то незрячему ребёнку это будет непонятно до тех пор, пока ему не дадут в руки книжку и не расскажут, что такое книжка. Что это за значки, которые в ней находятся. Почему и как из них складываются слова, предложения, текст. И для незрячего малыша, конечно, в первую очередь, будет доступна та информация, которая воспринимается с помощью слуха, осязания, обоняния. Поэтому наши дети, конечно, имеют и особе книжки. И в первую очередь - книжки говорящие. А также со шрифтом Брайля. Но они доступны лишь тем детям, которые уже начали учиться, которым рассказали, что такое шрифт Брайля: что такое шеститочие и как им пользоваться. И, конечно, это книги, которые снабжены иллюстрациями, отличающимися от тех, с которыми имеете дело вы. В первую очередь это рельефная графика – объёмное изображение, например, на пластике или на специальной бумаге, которое с помощью тактильного восприятия можно распознать и понять. Такие изображения используются, как правило, в учебном процессе, чтобы дать детям представление о предметах: их форме, масштабе. В чём здесь возникает проблема? В том, что книг специальных форматов для незрячих детей очень мало. Их просто очень мало. Одна из причин – мало издательств, выпускающих такую продукцию. А дети, которые научились читать, не имеют того, что мы называем «наши первые книжки». Такие книжки должны быть специально обработаны, адаптированы для ребёнка: иметь более крупный шрифт, больше «воздуха», соответствующим образом выполненные иллюстрации. И в этой ситуации библиотеки для слепых принимают на себя функции по подготовке и выполнению адаптированных книг. В первую очередь это началось в нашей библиотеке – Государственной библиотеке для слепых. У нас есть и цифровая студия звукозаписи, где был реализован проект по записи книг именно для детей по специально подготовленному списку. Этот проект вместе с нами осуществляли волонтёры, среди которых были и библиотекари. Также у нас есть комплекс оперативной брайлевской печати, где мы можем подготовить и воспроизвести какое-либо произведение для читателей нашей библиотеки. Делаем мы сами и объёмные иллюстрации на специальной бумаге”.

 

Специальные издания, самостоятельно подготовленные библиотекарями, могут быть адресованы не только слабовидящим читателям, но, например, детям с  нарушениями психического развития. Они тоже нуждаются в изданиях крупношрифтовых, в иллюстративном материале ярком и броском. К созданию таких иллюстраций можно привлечь читателей библиотеки или учеников художественной школы. А ещё лучше – детей, посещающих учреждения дополнительного экологического образования, которые владеют навыками изображения биологических объектов с отображением основных определяющих признаков.

 

 

«Жил-был ёжик»


Зачастую нашим особым читателям вполне могут быть предложены мероприятия, разработанные для детей нормы. Как, например, экологическая игра для малышей от 2-х до 5-ти лет и их родителей «Жил-был ёжик», которую разработали в ГУК «Кемеровская областная библиотека для детей и юношества». (Составители: Ильина М.Н., главный библиотекарь отдела детского чтения; Глушцова Л.А., заведующая сектором детского чтения и интеллектуального развития «Кроха»). Эта разработка доставит немало пользы и удовольствия не только тем детям, которым она напрямую адресована, но и многим читателям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Цель мероприятия разработчики определили следующим образом:


• Развитие у детей способности слушать художественную литературу.

• Знакомство с жителями леса в игровой форме.

• Развитие умения детей общаться друг с другом.

• Создание благоприятной атмосферы для диалога взрослого и ребёнка.

• Содействие развитию мелкой моторики.

 

Особого внимания заслуживает панно «Ёжик», которое выполняет сразу несколько функций: от оформительской до тактильно-познавательной. На панно собственно, помещены только спинка ёжика с колючками. А вот разместить в нужных местах заранее заготовленные детали (голову, глазки, лапы ёжика; рябиновые бусы, листики) будет предложено детям в ходе мероприятия:

 

«У нас сегодня в гостях лесной житель, отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной...

(Ёжик).

 

Ведущий проводит рукой по панно и предлагает познакомиться с лесным жителем. Дети здороваются с ёжом, рассматривают его, дотрагиваются до колючек. Ведущий просит детей представить и показать, какие колючки острые, сопровождая этот жест возгласами «ой!», «ай!».

 

Ведущий предлагает всем присутствующим посмотреть: «…ёжик свернулся в клубочек, одни иголки торчат, а ведь у него есть глазки, есть носик и лапки. Дорогие дети и родители, у вас есть детали ёжика, сейчас последовательно мы прикрепим их к колючему зверьку».

 

Дети рассматривают детали, крепят их, и называют их в уменьшительно-ласкательной форме:

• мордочка

• глазки

• носик

• лапки

Осталось прикрепить ёжику на спинку:

• грибок

• яблочки

 

Ведущий предлагает детям изобразить ёжиков: попыхтеть («пых-пых»); изобразить испуганного ёжика, когда он «сворачивается» в клубочек (дети тоже сгибают спины).

 

Ведущий: «Ну и ёжик у нас получился! Давайте его назовём!» (Дети придумывают имя ёжику, например, Колюнчик или Ёжинька).

Ведущий: «Ребята, однажды наш ёжик подружился с одной девочкой и написал ей письмо о себе. Вот, что он пишет:


Здравствуй, дорогой друг!

Пишет тебе колючий, но очень добрый в душе ёжик. Расскажу тебе кое-что о себе.

Живу я на опушке леса, иногда посещаю дупла в стволах деревьев у земли, прячусь среди кустов. Люблю отдыхать в пустом поваленном дереве или неглубокой норке. К сожалению, там нет коврика, и я сплю прямо на земле, свернувшись клубочком. Если наступает холодная зима, то устраиваю себе глубокие норы. С приходом тепла, еды у меня становится больше: вылетят майские жуки, приползут гусеницы, жужелицы. Я ем, например, жуков-навозников. Для других они ядовиты, а для меня даже приятны на вкус. Так уж я устроен: и яд гадюки мне не страшен. Лакомлюсь я тоже мышками, птенцами, которые вываливаются из гнезда. Это не потому что я кровожаден. Просто ежи так устроены. Я ем то, что положено природой. Почему-то люди думают, что больше всего на свете я люблю яблоки и грибы. Не знаю, откуда пошли эти легенды о моих вкусах.

Корм на зиму я не запасаю и потому весной я просыпаюсь худым и голодным. Тут уже моя главная задача – как можно больше съесть всего. За лето я должен отрастить жирненькое брюшко и при этом не попасться в лапы лисе. А это не так -то просто, нужно быть внимательным и осторожным. К тому же некоторые люди ведут себя хуже лисы. Как только увидят, сразу хватают и несут домой. Почему-то людям кажется, что в их доме мне будет лучше, чем в лесу. Но это не так. Лучше голодать в своём лесу, чем пить молоко в неволе. Мы, ежи, часто не спим ночью. А людям это не нравится, потому что они ночью спят. И говорят, что ежи громко топают. Если будешь гулять вечером в лесу, прислушайся: вдруг услышишь шорох прошлогодних листьев, знай, это я побежал на охоту. Можешь на меня посмотреть и поздороваться. Но никогда не хватай ежей и не уноси их к себе домой.

Заканчиваю писать, так как очень хочется, есть, а рядом ползет упитанный жук. До свидания!».

 

Предусмотрена разработчиками материала и возможность дать ребятам подвигаться (что в случае с особыми детьми весьма немаловажно). Это – игра-разминка «Сколько до ёжика шагов?»: каждый малыш самостоятельно или с родителями считает свои шаги до панно с ёжиком.

 

Также, данный материал содержит разработку одноименной книжной выставки и список использованных материалов. Их вы найдете на диске в файле «Жил-был ежик».

 

 

«Пушистые, пернатые…»


Ещё одну разработку совместного мероприятия для детей младшего возраста и родителей предлагают наши коллеги из МУ Речная сельская библиотека, Олимпийская сельская библиотека-филиал Кумёнского района. Это - семейный экологический вечер «Пушистые, пернатые…».

 

Для мероприятия разработана выставка книг «Мамы всякие нужны». На выставке – книги, посвященные самым разным мамам, среди которых и мамы-животные, и мамы-птицы: «Ведь не только у нас с вами, но и у всех птиц, рыб, насекомых и зверей непременно есть заботливые, добрые мамы. Давайте познакомимся с ними и сравним, такие же они хорошие, добрые и самые любимые, как наши с вами, или нет».

 

Конечно, у мероприятия есть и ведущие, и главные действующие лица (Волчица и Львица), но к активному участию привлечены и присутствующие дети-зрители. Например, им предлагается ответить на вопрос:

 

- Вы самые счастливые на свете, потому у каждого есть мама. Как вы называете мам? Какими ласковыми словами? (Дети перечисляют: любимая, милая и т.д.)

 

И начинается действо с простой игры, которая сразу же делает детей активными участниками: ведущий называет мам-животных и даже мам-растений, а дети должны назвать их детей: У коровы? (Телёнок.) У свиньи? (Поросёнок.) У лошади? (Жеребёнок.) У мыши? (Мышонок.) У козочки? (Козлёнок.) У курочки? (Цыплёнок.) У яблоньки? (Яблочки.) А вы? (У мамочки.)

 

Одна из задач  мероприятия -  рассказать детям о том, что быть мамой это совсем не просто: «Давайте вспомним курочку-наседку, или мышку-норушку, или лягушку-квакушку. У них всегда много детей, они матери-«героини». Даже из стихотворений ясно, что у них хлопот – полон рот».

 

Нелегко считать цыпляток,

Их у курицы – десяток:

Вот один забрался в таз –

Это раз.

А другой полез в дрова –

Это два.

В клюв лягушку не бери! –

Это три.

Вот четвёртый спрыгнул в яму –

Уморить он хочет маму!

В лужу норовит опять –

Это пять!

Под крыльцо собрался лезть! –

Это шесть!

Куд-куда! Не лезь на горку...

Семь – ему устрою порку!

Восемь!

Прыгнул в конуру...

Нет, ей-богу, я умру!

Где девятый? Быстро брось!

Это не червяк, а гвоздь!

Вот десятый. Он – хороший...

Стой, не вздумай лезть в галошу!

Погодите! Куд-куда?

Разбежались кто куда...

Только всех пересчитала –

Начинай считать сначала!

(А. Усачёв. Куриная считалка)

 

Мама-мышка для мышонка

Сшила на ночь распашонку.

Труд малыш не оценил,

Взял и дырку прокусил.

(Н.Тимофеева. Мышонок)

 

Летний вечер, тишина,

Только песенка слышна –

Головастику на ушко:

– Ква-ква-ква, – поёт лягушка, –

Пусть тебе приснятся мошки,

Комары и мотылёк,

Засыпай покрепче, крошка,

Спи, красавчик, спи, сынок.

(Н.Тимофеева. Колыбельная лягушечья)

 

 

«Но это всё шуточные стихи. Хотя на самом деле у родителей забот даже ещё больше. …все они немало трудятся, чтоб вырастить и уберечь своё потомство». Сегодня мы встретимся с некоторыми мамами, они расскажут о своих семьях. И своими заботами с ребятами делятся Волчица и Львица.

 

На встречу с ребятами были приглашены многие родители-животные «… правда, приехать смогли не все. Но зато они прислали телеграммы с новостями не только о мамах, но даже о бабушках и дедушках». И ведущий зачитывает телеграммы от стрекозы и от цапли, которые тоже являются самоотверженными родителями.

 

«Узнав много интересного о родителях, можно сделать вывод: охранять потомство очень важно. Строить гнёзда тоже очень важно. Кормить – необходимо. И никто не может сказать, что нужнее и что важнее. Безусловно, нужно и важно всё. И никто не может определить, кто из родителей более заботливый, кто лучше всех относится к своим малышам. Каждый относится по-своему хорошо, каждый делает то, что необходимо для его детёнышей».

 

В заключение мероприятия детям предлагается отгадать, кто и кому преподносит урок:

 

Загадка 1

Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь! Видите в пеньке круглую дырку? Эту дырку жучок-короед проел. Слышите, он там, в пеньке, скрипит, дерево грызёт! Вы язычок в дырку суньте и тащите жука себе на обед. Вам сытно, а лесу польза. (Дятел с птенцами.)

 

 

Загадка 2

Копай нору – подземный дом – глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый – в частом ельничке. Станут собаки тебя догонять – ты скорей в нору! Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода – и в лес... Только тебя и видели!.. (Лиса с лисятами.)

 

 

Загадка 3

Сидите в траве, детки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит. А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следа нет. А следу нет – кто вас найдёт? (Зайчиха и зайчата.)

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!