Яндекс.Метрика

Детская библиотека № 47 ЦБС № 3 СВАО

На проекте «Зелёная библиотека» детскую библиотеку № 47 представляла Нина Алексеевна Елфимова, заведующая отделом обслуживания. Данный материал – текст её выступления.


В последние годы интерес к экологии и экологической информации возрос со стороны общества и, следовательно, со стороны библиотек, которые всё увереннее занимают нишу экологического просвещения. Наша библиотека тоже не остается в стороне от решения глобальных проблем экологии.

 

Для более эффективной и целенаправленной деятельности в детской библиотеке разработана целевая программа «Сохраним дом, в котором живём!». Цель программы: проведение работы по экологическому воспитанию детей в тесной взаимосвязи с нравственно-этическим, эстетическим и патриотическим направлениями.

 

Хочу представить вам задачи, которые мы ставим перед собой, выполняя экологическую программу:


  • с помощью книги привлечь читателя к экологическим проблемам;
  • с помощью различных мероприятий показать, насколько обширна взаимосвязь экологии и культуры;
  • разъяснять читателям, что варварское отношение к окружающей природе ведёт к экологическим катастрофам;
  • доказать, что успех борьбы за здоровье и выживание человечества зависит от каждого из нас.

 

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления интерьера. Пространство библиотеки оформлено растениями, цветочными композициями. Цветы располагаются на подставках, стенах и стеллажах. Организованы «зелёные уголки», где каждое растение имеет свою визитную карточку – название, условия содержания. В библиотеке насчитывается более 40 видов различных цветов. Это делается не просто так, а для того, чтобы прививать визуально с малолетства ребятам любовь к родной природе, к окружающему миру, чтобы в душу и сердце ребёнка проникла красота природы и поселилась там навеки.

 

Ежегодно в библиотеке оформляются тематические полки, ведётся экологический календарь, по которому отмечаются такие даты, как День Земли, День птиц, День воды, День здоровья, День леса, Всемирный день окружающей среды.

 

Большой популярностью в детской библиотеке пользуются различные выставки на экологические темы:

 

  • выставки – рекомендации: «Покормите птиц зимой!», «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!», «Братья наши меньшие», «И это все кошки»;
  • выставки – предупреждения: «Путешествие капельки», «Из тысячи планет Земли прекрасней нет!», «Городские птицы»;
  • выставки – размышления: «Вы шумите, шумите надо мною, берёзы!», «Зелёный лес полон сказок и чудес!»;
  • выставки – удивления: «Чудные мгновения природы», «Над цветком порхает, пляшет, веерком прозрачным машет» (Мир бабочек).

 

 

Каждый год перед летними каникулами мы проводим декады экологических знаний, в программу которых входят:

 

  • литературное путешествие «Мы твои друзья, природа»;
  • викторина «Мы попали в край чудес - это лес»;
  • экологическая игра «Давай заблудимся в лесу»;
  • игра - путешествие «Экологическая кругосветка»;
  • экологическое путешествие «Без них природа станет беднее»;
  • поэтический час «Природе восторженный гимн»;
  • литературно-музыкальная композиция «В судьбе природы – наша судьба»;
  • беседа «Эта птичка – невеличка»;
  • экологический урок «Наша планета – Земля»;
  • эко-викторина «Животные Московской области»;
  • час экологической этики «Я хочу подружиться с природой».

 

Отдельной темой разговора во время экологических декад становится тема воспитания экологической этики и правил поведения на природе. Большое внимание уделяется теме лесных пожаров, небрежного обращения человека с огнём, наносящим непоправимый вред растительному и животному миру, осторожному отношению к грибам и ягодам, особенно к тем, которые не знаешь. В течение декады экологических знаний знакомим своих посетителей с книгами писателей-натуралистов, научно-познавательной литературой, периодическими изданиями отражающими экологическую обстановку в мире.

 

Три года в библиотеке работает экоклуб «Мир живой природы». Возникнув по просьбе учителей начальной школы, клуб с каждым годом набирает обороты, пополняя свои ряды новыми увлеченными защитниками природы и совершенствуя свои формы работы:

 

  • «Зелёный шум»: встреча с журналистом-экологом. (Говорили о проблемах лесов и их защите);
  • «Её величество – вода!»: час интересных открытий;
  • «Воде дана волшебная власть»: экологическое путешествие;
  • «Птичьему пенью внимаем с волненьем»: экологическая игра;
  • «Хотел бы я выучить птичий язык»: познавательная игра;
  • «Загадки мудрого филина»: познавательная игра;
  • «Кто сказал, что осень – скучная пора?»:  экологический блиц-турнир;
  • «Шоу кошек» в библиотеке.

 

Самой интересной формой работы для нас и наших читателей стали в последнее время экологические КВНы. Начинали мы с самых простых. Задания придумывали экспромтом без домашней подготовки. Постепенно они усложнялись и приобрели форму настоящего КВН с домашним заданием, конкурсом капитанов, музыкальным конкурсом. Играли двумя-тремя классами, а последний КВН «Знатоки природы» проводили между двумя школами. К игре готовились очень серьёзно. Придумали названия командам, девизы, речёвки, выбрали капитанов команд. Каждая команда имела своё название и форму. Подготовились все очень здорово. Строгое жюри оценивало все конкурсы по максимальной шкале в десять баллов. И только блиц-турнир решил участь игры. Победила сильнейшая команда, причём с минимальным отрывом.

 

В ходе КВН большую заинтересованность вызвали конкурсы: «Узнай животное по описанию», «Экологические задачи», а для болельщиков – конкурс «Будь внимателен!». КВН закончился принятием «Охранной грамоты», заповедями которой стали следующие:

 

  • Никогда не обижай зверей и птиц.
  • Не трогай домики животных и их детенышей.
  • Не разоряй птичьи гнёзда.
  • Не губи деревья.
  • Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
  • Не шуми на прогулках, не пугай животных и птиц!

 

«Мы за здоровый образ жизни!»: этот девиз стал для нас главным в проведении мероприятий к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков и Международному дню борьбы с табакокурением. Наиболее интересными из них стали:

 

  • устный журнал «Вслух о запретном»;
  • урок-предупреждение «Гибельный кайф»;
  • час размышления «А что будет, если…»;
  • день информации «Сигнал опасности»;
  • диспут «Мы за здоровый образ жизни».

 

Информационную поддержку реализации нашей программы обеспечивает единый фонд библиотеки, который включает определённое количество литературы экологической тематики: это разнообразные научно-популярные, учебные и художественные издания, иллюстрации и плакаты. Оперативная информация черпается нами также из периодических изданий – детских журналов и газет, в которых наглядно и занимательно освещаются вопросы охраны природы. Одним из важных моментов является создание эффективной модели экологического фонда библиотеки. В библиотеку приобретена литература по законодательству в области охраны окружающей среды, о факторах воздействия на состояние экосистем и на здоровье человека, учебные пособия по общей экологии и отдельным экологическим проблемам. Приобретены нетрадиционные носители информации: видеокассеты «Глобальная экология», «Экологические системы», «Экология и жизнь» и др. Аудиокассеты: «Наедине с природой», «Природа, птицы и животные», «Лесные голоса», «Птицы средней полосы России».  Оформлена подписка на периодические издания экологической тематики на 2013 г.

 

Мы самостоятельно разрабатываем интересные, насыщенные информацией сценарии по экологическому просвещению детей, учитывая при этом запросы современной читательской аудитории. В практику работы библиотеки вошли такие формы как: экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны - они пользуются интересом читателей.

 

Наша экологическая программа построена на основе игровых мероприятий. Это увлекает ребёнка. Но мы хотим пойти дальше в решении серьёзных экологических проблем. Поэтому, составляя план на 2013 год, мы выделили экологию в большой раздел плана, объединив все наши дела в долгосрочную программу «Сохраним дом, в котором живём!». Тематику предлагаемых мероприятий мы разбили на несколько подразделов:

 

  1. Экология души  (диалоги о сострадании, доброте и безвозвратно утерянном).
  2. Человек и природа (этика взаимоотношений).
  3. Природа – вечный источник красоты.
  4. Здоровый образ жизни.

 

Систематическое проведение мероприятий различного характера будет способствовать:

 

  • становлению экологического мышления читателей, т.е. умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;
  • творческому общению детей с природой;
  • осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;
  • формированию у читателей активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;
  • развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;
  • стремлению сохранить и улучшить природу.

 

О мероприятиях, проводимых в рамках экологического просвещения, можно говорить очень много. Это не просто развлекательные игры, беседы, а возможность пополнить знания наших читателей о живой природе, познакомить их с познавательной и занимательной литературой по этой теме.

 

Я убеждена: через книгу, через чтение можно привить драгоценные чувства любви к родному краю, его природе.

 

В наших силах – формирование экологической культуры наших читателей. Если каждый ребёнок осознает, что будущее планеты зависит от него лично, на Земле никогда не исчезнут животные, растения и чистый воздух.

 

Закончить своё выступление я хочу словами Петра Маркина, члена Союза писателей России:

 

«…Природа сама выбирает среди людей тех, кто может стать ей истинным другом и защитником.  Ведь она такое же живое существо, как и человек, имеет своё сознание, мысли, развивается и живёт по своим законам. Природа не только выбирает себе единомышленников, но и в нужную минуту подсказывает, остерегает и даже спасает от смерти». Природа выбрала нас.

 

В заключение материала, предложенного Ниной Алексеевной Елфимовой, хочется добавить: специалисты ДБ № 47 занимают весьма активную социально-экологическую позицию, предоставляя опыт своей работы по экологическому и природоохранному воспитанию всем, кому он интересен и полезен. Так, совсем недавно, материал о деятельности экологической и природной направленности ДБ № 47 вошёл в региональный альманах:

Сохраним дом, в котором живём! (из опыта работы детской библиотеки № 47) // Останкинский альманах. Вып. 2. – М. : МГИУ, 2012. – C. 61-76.

 

 

 

 

 

 

 

{jcomments on}

 


 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!