Яндекс.Метрика

В центре внимания – экологическая этика

«Человек не понимает природы…, он не воспринимает языка, которым природа яснее ясного указывает ему на то, что он причиняет земле вред, боль и, того гляди, вовсе уничтожит. И главное непонимание – человек не понимает Бога, что Он ему пытается внушить через всем известные тексты, через чудеса, откровения, через природные бедствия, которые время от времени обрушиваются на человечество».

Л. Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик»

 

 

 

Экологическое воспитание наших читателей невозможно без совместных с ними разговоров и размышлений на эколого-этические темы. Вот только материалов в помощь библиотекарю в такой непростой работе совсем немного и, как правило, требуется определённое время на их разыскание.

 

Центр экологической информации и культуры Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена подготовил сборник, содержащий множество материалов, которые помогут без особых хлопот подготовиться к работе по этому непростому направлению:

 

Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика : метод. сб. / Киров. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; сост. Е.А. Чемоданова. – Киров, 2012. – 252 с. : ил.


В сборнике рассматриваются взаимоотношения общества с природой в различных религиозных концепциях, поскольку в основе большинства религиозных учений заложено уважение к природе и милосердное отношение к живым существам.

 

Елена Аркадьевна Чемоданова, составитель сборника, руководитель Центра экологической информации и культуры  Кировской областной научной б-ки им. А.И. Герцена во введение к сборнику пишет: «Отношение к миру, к природе в той или иной мере присутствует во всех религиозных концепциях, в некоторых религиях есть особые предписания, особые поведенческие нормы, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме.

 

В основе большинства религиозных учений заложено уважение к природе как творению Бога и милосердное отношение к живым существам.

 

Сейчас во многих религиях происходит новое осмысление отношений человека и природы в связи с необходимостью решения стоящей перед человечеством экологической проблемы».

 

В разделах сборника рассмотрены взаимоотношения природы и человека, начиная с примитивных религий, связанных с обожествлением природы и животных (единство, анимизм, тотемизм), этико-религиозных воззрениях Древнего Египта и Древней Греции. Отдельный раздел посвящён системе представлений «Бог – человек – природа» в православии. Здесь можно прочитать об отношении к животным в православии; современной биотеологии; экологической деятельности Русской православной церкви.

 

Уделено внимание и вопросам светской экологической этики. Соответствующий раздел содержит материалы, посвящённые понятию «экологическая этика», формированию нового экологического сознания, истории развития экологической этики, совокупности правил и принципов экологической этики. Системе представлений «Бог – человек – природа» в католицизме отведён самостоятельный раздел. В частности, он включает материал о Франциске Ассизском, объявленном католической церковью покровителем защитников природы, патроне экологов.

 

Раздел, посвящённый восточным культурам и религиям, охватывает взаимоотношения человека и природы в зороастризме и джайнизме, индуизме, буддизме, даосизме и конфуцианстве. Специфика взаимоотношений природы и человека в исламе выделена в отдельный раздел.

 

Основные разделы сборника замыкает список литературы (116 названий) и электронных ресурсов. Этот список ценен и сам по себе, так как в него включены материалы по теме, рассредоточенные в различных сборниках, альманахах, учебных пособиях и периодических изданиях. На основе списка может быть разработана серьёзная тематическая выставка для библиотекарей и педагогов, занимающихся экологическим воспитанием, просвещением и образованием читателей. Думается, что подобная выставка привлекла бы внимание и родителей наших юных читателей. Поможет сборник и в подборе иллюстративного материала для выставки.

 

 

В сборнике много приложений (всего их 11), среди которых:

 

- Священник Александр Гумилевский «Поучение к сельским прихожанам о кротком обращении с животными».

- Николай Лесков «Лев старца Герасима». Восточная легенда (в сокращении).

- Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II «Христианский взгляд на экологическую этику».

- Сеульская декларация по экологической этике.

 

 

Используя материалы сборника, можно подготовиться к работе с читателями всех возрастных категорий детских и школьных библиотек и по другим темам смежным с этической. Читателям младшего и среднего возраста, например, можно предложить ряд бесед:

 

  • об изначальном единстве человека и природы;

 

  • о поиске первобытным человеком причин природных явлений, «…когда природа воспринималась, как живое существо и силам природы придавался личный характер»;

 

  • о древнейшей форме почитания животных – тотемизме. О тотемных символах в России (сокол, лебедь гусь, утка и др.).

 

  • о священных растениях в различных религиозных культурах: вербе, смоковнице, дубе, ели, лавре, кипарисе, лотосе и др.

 

Ну и, конечно, сборник займёт своё место в самообразовании библиотекарей и повышении их профессионального уровня. Составителем сборника Еленой Аркадьевной Чемодановой проделана большая и серьёзная работа, которую обязательно оценит каждый библиотекарь. Захотелось спросить Елену Аркадьевну о том, откуда возникла идея его создания. «Много лет отдано библиотечной работе экологической направленности, - ответила на вопрос Елена Аркадьевна, - и возникло желание взять на разработку какую-то новую тему, не вполне традиционную, остающуюся, зачастую за рамками обыденного внимания библиотекаря-практика».

 

Более подробно  с содержанием сборника можно ознакомиться на странице Центра экологической информации и культуры сайта КОНБ им. А. И. Герцена: http://www.herzenlib.ru/ecology. Эта страница вполне может считаться сводным региональным экоресурсом. Она  имеет 14 разделов. Каждый из них представляет определённый интерес для тех, кто занимается библиотечной деятельностью экологической и природоохранной направленности. Но есть среди них такие, которые наполнены не только интересной, но и весьма полезной информацией для детских и школьных библиотекарей. Среди них, например, раздел «Виртуальные выставки», в котором представлены виртуальные книжные выставки экологической тематики. Как правило, тематика таких выставок самая актуальная. В качестве примера – одна из выставок:  «Люди и мусор: кто кого»?: аннотированная  виртуальная книжная выставка, посвящённая  проблемам утилизации твёрдых бытовых отходов.

 

На выставке представлены книги из фонда Областной научной библиотеки им. А.И. Герцена, а также списки статей, посвящённых управлению и современным технологиям утилизации твёрдых бытовых отходов, организации раздельного сбора мусора, проблемам утилизации пластиковых, упаковочных, автотранспортных, «электронных» и других видов отходов.  Представлен опыт обращения с отходами в зарубежных странах и в Кировской области. Хронологический охват статей – 2008–2012 годы. В качестве дополнительных материалов выложено: «Опыт работы библиотек России и библиотек Вятского края по воспитанию экологический культуры населения в сфере обращения с отходами»; «Сайты общественных организаций, производственных компаний и добровольных объединений, посвящённые борьбе с мусором и отходами»; «Формы и методы просветительской работы с населением: публикации (книги, статьи, буклеты), методические разработки (сценарии, уроки, игры); проекты, акции, конкурсы». Отдельный раздел посвящён «Экологическим Интернет-ресурсам». В нём содержатся наиболее актуальные ссылки на сетевые ресурсы экологической тематики: сайты государственных и общественных экологических организаций, электронные версии  экологических журналов и газет,  тематические информационные порталы, сайты экологических проектов и т.д.

 

В отдельный раздел выделен «Экологический календарь», включающий: Международные  десятилетия экологической тематики:

 

2011 - 2020  -  Десятилетие биоразнообразия


2005 - 2014 – Десятилетие образования в интересах устойчивого развития


2006 - 2016 годы - Десятилетие реабилитации и устойчивого развития пострадавших регионов (третье десятилетие после Чернобыля)


2005 - 2015 годы  - Международное десятилетие действий «Вода для жизни»


2010–2020 годы – Десятилетие ООН, посвящённое пустыням и борьбе с опустыниванием

 

 

Темы  2013 года:


2013 год – Год охраны окружающей среды – объявлен Указом Президента Российской Федерации


2013 год – год празднования 150-летия со дня рождения В. И. Вернадского - объявлен Птица 2013 года – орлан-белохвост - объявлен Союзом охраны птиц России


2013 год – Международный год водного сотрудничества - объявлен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций (ООН)

 

Остальные разделы экологической страницы сайта освещают деятельность Центра экологической информации и культуры библиотеки, что также небезынтересно библиотекарю-практику.

 

 

 

При подготовке материала использовано:

 

Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика : метод. сб. / Киров. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; сост. Е.А. Чемоданова. – Киров, 2012. – 252 с. : ил.

 

Сайт Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена, страница Центра экологической информации и культуры: http://www.herzenlib.ru/ecology/

 


Поработать с книгой можно в методическом отделе ЦГДБ им. А.П. Гайдара

Колоскова Н.Е., зав. сектором методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара

 

 

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!