Яндекс.Метрика

Мишаня, Skype и другие символы литературного мира

От того, как пройдёт школьный тур, зависит успех и районного, и городского этапов. Посмотреть, как ребята начинают своё путешествие с «Живой классикой», мы отправились в общеобразовательную школу №753.

 

Один за другим звучат чистые детские голоса. Шестиклассники, почти все, читают произведения И.С. Шмелёва. И не потому, что им навязали. Просто ребята решили создать единое настроение этих чтений, и выбрали полюбившиеся произведения одного автора, которого проходили на уроках внеклассного чтения. Для них это не только конкурс, но ещё и выступление для своих зрителей, то есть – общее дело. Только одна девочка, Лера, читает рассказ Зощенко – «Золотые слова», про Лелю и Миньку. Она выбрала его с родителями, потому что «весёлым показался», и это правда понятный, детский рассказ.

 

В программке конкурса после «конкурсантов» следуют загадочные «дебютанты». Ими оказываются пятиклассники – ребятишки, которым предстоит участвовать в конкурсе юных чтецов в следующем году, и они готовятся уже сейчас. Пока члены жюри совещаются, на яркий ковер библиотеки выходит Кудашова Наташа, она читает рассказ Паустовского «Кот-ворюга». Девочка очень волнуется, но голос у неё живой, в нём слышатся все интонации рассказа. Пятиклассники тоже читают произведения одного автора – Дима Слепов подражает басу мишки из рассказа «Дремучий медведь», а Артём Автайкин рисует романтическую картину осени, читая «Жёлтый свет». Если остальные рассказы можно назвать скорее детскими, то последний наполнен тишиной и настроением неторопливой созерцательности. Не посчитать его скучным в детстве может только тот, кто уже владеет умением глубоко и сосредоточенно читать. Как оказалось, Артём и правда один из тех детей, кто с книгами не расстается с детства, научившись читать в возрасте четырёх лет. Сейчас он уже взахлёб читает французских классиков – Александра Дюма и Жюля Верна.

 

Но вернёмся к нашим конкурсантам – пока выступали пятиклассники, решалась судьба шестиклассников. Наградили всех – таков принцип этой школы. Для каждого участника нашёлся диплом и самый ценный подарок, который может быть в стенах библиотеки – книга. Впрочем, получить приз в этом году можно поучаствовав в новой номинации конкурса «Живая классика -7».  В нём могут принять участие не только шестиклассники, но и учащиеся седьмых классов. Задача конкурса - написать двухстраничное эссе о любимом произведении. Ещё одна новация «Живой классики» 2013 года – конкурс-спутник «Чтение под одеялом»,  предложенный спонсором проекта интернет-магазином «Сотмаркет». Это весёлый  конкурс  «на самое выразительное чтение под одеялом».

 

В 2013 году конкурс поддерживает компания «Ross&Moor», специализирующаяся на современной бытовой электронике, которая оказала неоценимую помощь «Живой классике», безвозмездно предоставив букридеры.

 

Вернёмся же в школу № 753. Судейство здесь было по правде строгим: вместо трёх победителей выбрали одного, но с «гарантией». На районном конкурсе в марте честь представлять свою школу выпала Сайфутдиновой Азалии, тоненькой девочке с двумя светлыми хвостиками, которая милым нежным голоском рассказывала «Как мы открывали Пушкина».

 

Завершился конкурс показом работ старшеклассников – видеоклипов, снятых или смонтированных из кинокадров по мотивам стихотворений известных поэтов. Были представлены «Зеркало» Максимилиана Волошина и «Маленький человек» Роберта Рождественского. И оказывается, это не единственное начинание этой школы, связанное с литературой. Это лишь одна из форм работы с книгой, через которую дети познают и российскую, и зарубежную классику.

 

Приобщение ребят к чтению здесь – целая система, многосторонний процесс. В школе есть традиция проведения «литературных гостиных», которые ребята тоже готовят сами, причём для себя. Кроме того, школа принимает «литературных» гостей – артистов театра, которые читают вслух произведения, и писатели, которые рассказывают о своём творчестве. При этом к таким встречам готовятся заранее. Ведь, утверждает библиотекарь школы, очень важно, чтобы дети понимали, кто перед ними, и могли вести диалог, а не просто слушать. Только тогда встреча будет плодотворной, запоминающейся и обоюдно интересной и для гостя, и для детей. В школе побывали Тамара Крюкова, Сергей Белорусец, а Вадим Левин провёл мастер-класс «как писать стихи».

 

На службе знакомства с книгой в этой школе состоят и новые технологии – недавно здесь ввели практику телемостов. Так дети познакомились с поэзией Олега Бундура и с ним самим – по Skype!

 

Подобные литературные мероприятия происходили в школе не всегда. Начались они два года назад – тогда, когда в школу пришла работать библиотекарь Марина Гавриловна. Её энергичная деятельность и неиссякаемая на выдумки фантазия превратили библиотеку в центр общественной жизни школы.

 

Благодаря ей в библиотеке поселился Мишаня – любимый герой первоклашек. Этот большой плюшевый медведь, буквально сошедший со страниц букваря, сидит во главе класса грамматики и помогает только пришедшим в школу ребятишкам с 1 сентября и до февральского «Праздника прощания с букварём». Выполнив свой долг, он возвращается в библиотеку и ждёт следующих первоклашек.

 

Теперь библиотека – уютное досуговое местечко, куда первоклашки прибегают к Мишане, а старшие ребята приходят подобрать книжку или просто пообщаться. Помню по своей школе – в библиотеке всегда было тихо и пусто, туда заходили только в случае острой необходимости. И это счастье, что времена меняются. Конкурс «Живая классика» значит очень много для детского литературного мира, но и он не может изменить этот мир в одиночку. Ему нужны вот такие вот энтузиасты – люди, которые способны вдохновлять и оживлять. Те, кто помогает детям обратить внимание на то, что действительно важно.

 

Татьяна Никитина

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!