Детские литературные конкурсы

Joomla! Видео уроки по Joomla.

Яндекс.Метрика

По страницам журнала «Литература» ИД «Первое сентября»

Журнал «Литература» Издательского дома «Первое сентября», разместил несколько обзоров литературы, которые не оставят равнодушными библиотекарей, занимающихся экологическим воспитанием и просвещением читателей.

 

Авторами этих обзоров, как правило, являются учителя литературы, литературоведы, поэты, писатели. Понятно, что подход к отбору произведений и подаче материала у них несколько иной, чем у библиотекарей. А некоторые из материалов, нам, не владеющим методикой преподавания, могут показаться и вовсе сложными. Но от нас и не требуется повторения педагогических и литературоведческих подвигов. А вот обогатить содержание наших мероприятий, придать им глубину, разнообразить библиотечные формы и методы работы эти материалы очень даже помогут. Обратите внимание на оформление упоминаемых выпусков журнала и включённый в них иллюстративный материал: это может стать своеобразной шпаргалкой при оформлении книжно-иллюстративных выставок.

 

 

Порханьем бабочек наполнен № 10 журнала «Литература» за 2011 год. Очень оригинальное собрание бабочек, «обитающих» на страницах художественных произведений, представлено в материале Н.Р. Ванюшевой «Порханье, обречённое на прах…»: Мотив бабочки в литературе (С. 34-37). Здесь и деревянная Бабочка из книги «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла «…такая толстенькая и такая весёлая…», и бабочка – настоящее чудовище из рассказа Эдгара По «Сфинкс», которую «…в ужасе и удивлении…» рассматривает герой. В пёструю стайку сбились бабочки  С. Аксакова: «Какое одушевление придают они природе!». «Рой пёстрых бабочек // Цветов летучих рой» А. Майкова, Г. Державина, А. Фета,  И. Бродского, К. Бальмонта, Д. Самойлова, И. Бунина, Л. де Гонгоры, В. Маяковского. А ещё здесь бабочки Джакомо Пуччини, Людмилы Петрушевской, Томаса Манна, Бернарда Вебера, Рэя Брэдбери. Автор материала собрала их всех вместе, чтобы напомнить: «…необходимо сохранить эту вечную красоту для самой вечности».

 

 

Выпуск «Литературы» № 12 за 2011 год ведёт нас «По следам литературных собак». У писателя Захара Прилепина, интервью с которым открывает номер, даже поинтересовались, нет ли у него аллергии на собак. Оказалось, что аллергии нет, а собака есть – сенбернар Шмель. Главный редактор журнала «Литература» Сергей Волков в колонке редактора «Собака тоже человек» пишет: «Если вывести на прогулку одновременно всех литературных псов, то не хватит ни одной собачьей площадки – так их много. Пройти по следам собак в литературе – дело неподъёмное, поэтому в нашем номере мы лишь наметили некоторые маршруты, напомнили имена и клички, собрали относительно небольшую, но всё же вполне рабочую собачью упряжку». Кому, как не нам с вами знать цену подобным усилиям. Библиотекарь-практик, вне всяких сомнений, найдёт своё, библиотечное, применение наработкам авторов этого выпуска.

 

Н.М. Свирина, доктор педагогических наук, профессор из Санкт-Петербурга в материале «Он не встречался вам?» (С. 12-13) задалась целью разобраться «Есть ли характер у собак, с которыми мы знакомимся на страницах книг? И для чего, с какой целью писатели и поэты часто делают спутником своего героя именно собаку?». Материал построен на произведениях: И. Тургенева «Ермолай и мельничиха», Ю. Олеши «Три толстяка», С. Маршака «Пудель», С. Довлатова «Наши», Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», Ю. Яковлева «Багульник».

 

«Войти в действительность через форточку…» позволит нам вместе с читателями урок по сказке  Д. Родари «Собака, которая не умела лаять», разработанный учителем литературы Е.Ю. Котыновой (С. 14-16). Урок-то он, конечно, урок, но небольшими стараниями может быть трансформирован и в рекомендательную беседу, и в беседу о прочитанном, и в занимательную игру. Задача упрощается ещё и тем, что приложением к материалу дан текст этого необычного произведения, имеющего не одно, а сразу три конца. Это – для маленьких.

 

А для работы с теми, кто постарше (6-7 кл.) может быть использован материал, подготовленный учителем литературы О. Рябизовой «Уроки рассказа К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете» (С. 17-20). Рассказ выбран не случайно. По мнению автора материала, «Рассказ учит вглядываться в себя, анализировать собственные поступки, побуждает к размышлению».

 

Особого внимания заслуживает материал Н.С. Панкрашина «Сюжеты о собаке в русской литературе XIX-XX веков» (С. 21-23). Небольшой, но очень ёмкий материал знакомит с символизмом образа собаки. Рассказывает о появлении собаки в древнеевропейской литературе, о превращении собак из второстепенных персонажей в главных героев литературных произведений для детей и о выходе « «детского» сюжета о собаках в недетский пласт литературы». Разумеется, материал наполнен множеством упоминаний авторов и произведений. Здесь же приведён список произведений, в которых «обитают» собаки. А вот разысканиями изданий, включающих эти произведения, вам придётся заняться самостоятельно.

 

«Собакам в русской и мировой поэзии» (С. 24-32) посвятила весьма обширный материал поэт Н.В. Беляева. «Стихи о собаках создавались ещё в глубокой древности», - пишет Н.В. Беляева и подтверждает свои слова цитированием «Авесты», священной книги зороастризма (Древний Иран) в переводе К.Д. Бальмонта. Приведены примеры эпитафий собакам из древнегреческой поэзии. Рассказано о собаках – героях фольклора разных стран, стихов и басен, любовной лирики. Затронута «собачья» тема Серебряного века.

 

Памятуя о том, что мир людей делится на собачников и кошатников, создатели журнала поспешили уравновесить ситуацию и № 7 «Литературы» за 2012 год посвятили «Кошкам в литературе». В колонке редактора Сергей Волков сообщает всем, раскрывшим номер журнала, «Нечто о кошках». В частности то, что для него кошка – животное запретное по медицинским показаниям (да-да, та самая, уже упомянутая аллергия). Однако это не мешает уважаемому главному редактору «Литературы» относиться к ним с пиететом (хотя прилюдно он и заявляет о том, что «…сам по натуре собака»): «Изящество, таинственность, соединение внешней мягкости, «уютности» кошки с её независимым и непредсказуемым нравом вызывает восхищение, удивление и порождают легенды… И проникнуть в кошачий мир человеку гораздо сложнее. Тем интереснее и разнообразнее эти попытки…».

 

Материал Н.М. Свириной «Кошки начинают вырываться вперёд» (С. 22-26) наполнен рекомендациями, которые помогут не просто провести «кошачье» мероприятие, но и привлечь к его подготовке детей. Ребята будут сами выбирать книги, рассказывать о своих котах и кошках, подбирать их фотографии для общей презентации или выставки. Н.М. Свирина ведёт разговор о книгах зарубежных писателей, «…которые могут стать пусть не программным, но зато полюбившимся чтением, которое естественным образом воспитывает у человека любовь и внимание к животным». Здесь для всеобщего обозрения устроились коты и кошки из произведений Л. Кэрролла, Р. Киплинга, И. Свинсона, Э. Сетона-Томпсона, Д. Хэрриота, Д. Биссета.

 

«Две кошки Пола Гэллико» стали предметом рассмотрения в материале преподавателя литературы И.Л. Шолпо (С. 27-29). «Перелистав и припомнив множество книг, героями которых являются кошки», автор удивляется тому, что «…в школьную программу из них не входит почти ничего». И пытается  исправить положение на уроках внеклассного чтения, посвящённых сказочным повестям «Дженни» и «Томасина». Причём, задача первого урока – настроить ребят на чтение и обсуждение повестей П. Гэллико. Важная роль здесь отводится викторине о «книжных» кошках К. Паустовского, Э. Успенского, Д. Родари, А. Куприна, Р. Киплинга, Ш. Перро, Э. Сетон-Томпсона, К Булычёва. Приложением к материалу даны небольшие списки литературы для читателей разных возрастов.

 

С литературной генеалогией одного из самых известных «книжных» котов знакомит материал преподавателя литературы Т.В. Рыжковой «Кот Бегемот и компания» (С. 30-32).

 

«Поэтические «кошки» во всём их многообразии собрались в статье главного кошковеда и котолюба  «Литературы» поэта Н.В. Беляевой «Ах, как много на свете кошек…» (С. 33-42): «Кошки – Богини и Ведьмы», «Фольклорные кошки», «Кошки в европейской поэзии», «Кошки Серебряного века русской поэзии». А также «Кошки ночные, военные, неудавшиеся и…свежие», «Детские кошки», «Бардовские кошки», «Кошки сегодняшнего дня».

 

«Путём Кота Мури» проведёт нас Дмитрий Котофеевич Мурин (С. 43-45), Заслуженный учитель РФ и котовед со стажем из Санкт-Петербурга (ради такого случая он даже «окошатил» собственное отчество). Речь идёт о романе Ильи Бояшова «Путь Мури», ставшем победителем литературной премии «Национальный бестселлер» в 2007 году. Герой романа – мыслящий кот Мури (явный духовный наследник гофмановского Мурра), считающий хозяев своей собственностью и пересекающий всю Европу с юга на север, после того как его дом в Боснии был разрушен во время гражданской войны в Югославии в 1992 году.

 

И завершает подборку материалов совсем небольшая, но весьма для нас полезная публикация учителя О.Е. Потаповой «Пропала кошка» (С. 46). По сути это – подборка цитат, в каждой из которых есть свой представитель славного кошачьего племени. Эти цитаты могут стать основой викторины, литературной игры или какого-либо другого «кошачьего» действа.

 

Мартовский номер «Литературы» за 2012 год, по словам самих составителей, – «…птичий базар с методическим уклоном». Открывает подборку совершенно замечательный материал для подготовки беседы с учениками 5-7 классов «Я видал такую птицу…» Н.М. Свириной (С. 12-13). Беседу рекомендуется начать с вопроса, адресованного ребятам: «Что могут делать в литературном произведении… птицы?». Конечно, дети дадут свои варианты ответов, но исчерпывающий ответ они получат в ходе беседы, которая построена на самых разных «птичьих» произведениях. Здесь и «Снегирь» Агнии Барто. И «Дядюшка Эйнар» Рэя Брэдбери, где «…мы не найдём птиц, но увидим летающего человека, человека с крыльями, оказавшегося на земле». «Говорящий ворон» Олега Григорьева и «Жаворонок миссис Эндрю» из повести «Мэри Поппинс» Памелы Треверс.

 

В творческую мастерскую «Воробей» приглашает учитель литературы Л.Д. Фёдорова (С. 17-20). Проведение занятия, подготовленного с использованием данного материала,  позволит вашим читателям познакомиться с воробьями, «обитающими» в произведениях С. Есенина, С. Чёрного, Н. Рубцова, А. Куприна, М. Богданова, К. Паустовского. Предоставит возможность поговорить об особенностях повадок этих, на первый взгляд, всем хорошо знакомых птичек. Узнают дети и о происхождении слова «воробей», а также пословицы и поговорки, связанные с образом этой птицы.

 

Внимание педагогов привлекают художественные произведения, персонажами которых являются самые разные птицы. Сказке Оскара Уайльда «Соловей и роза» посвящён материал М.А. Борщевской «О чём заливался соловей?» (С.21-23). Упомянуты здесь и другие «соловьиные» произведения: Х.К. Андерсена, А.С. Пушкина, К.Г. Паустовского. В секретах популярности у детей и подростков повести-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» пытается разобраться  И.Л. Шолпо в материале «Научиться летать ввысь…» (С. 24-28). Уроку по стихотворению Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» посвятили одноимённый материал И.Ю. Вейкова и С.Л. Каганович (С. 29-31). Анализ стихотворения Н. Гумилёва «Мечты» содержится в публикации Л.А. Золотарёвой «О восторгах вели разговоры…» (С. 32-34). Это стихотворение, по мнению автора статьи, незаслуженно забытое критиками, повествует о «…встрече ворона и нищего, неспособных покинуть серый будничный мир, и о попытке персонажей хотя бы в мечте пережить «воздушный и смелый полёт»». Целая стая ястребов уместилась в материале М.И. Шутана «Образ ястреба на уроке литературы» (С. 35-39): И.С. Тургенев «Мы ещё повоюем!», В. Солоухин «Ястреб», И.А. Бродский «Осенний крик ястреба». Т.В. Рыжкова в статье «Гадание о птицах» (С. 46-47) увенчивает титулом  «…одного из самых крылатых поэтов в русской литературе…» Марину Цветаеву и посвящает свой материал знакомству старшеклассников с циклом её стихотворений «Лебединый стан».

 

В рубрике «Интернет-кладовка» журнала (С. 57) размещён обзор «Звучащий Интернет». Здесь наряду с различными «голосистыми сайтами» представлено «птичье радио» - сайты, на которых можно послушать голоса птиц. С помощью рекомендаций, приведённых в материале, можно даже самостоятельно получить звуковую иллюстрацию к изображению весеннего леса.

 

А теперь, «Все в сад!», в который превратился сентябрьский номер журнала «Литература» за 2011 год: «Послушаем, как шумят деревья, как движется вода, потрогаем рукой шершавую кору, постараемся различить слабый аромат цветов. Войдём в зачарованный круг сада и остановим это мгновение – пока хватит сил»,- заманивает нас Сергей Волков. И, поддавшиеся этим чарам, не будут разочарованы. И обязательно захочется продлить это очарование, переходя из сада в сад, из книги в книгу уже вместе с нашими читателями.

 

Методика, предложенная учителем литературы Р.А. Храмцовой в материале «Дорогой в дивный сад…» (С. 19-21) позволяет не только создать сад вместе с детьми, но и предоставляет ребятам «…возможность пройти по «расходящимся тропкам» многих садов. В центре внимания оказались Летний и Царскосельский сады, образ сада в поэзии Пастернака и «Соловьиный сад» Блока, сады Версаля и Гефсиманский сад, Эдем и «Тёмные аллеи» русских усадеб…».

 

«Если есть на земле точка, где мирозданье с человеком заодно, то это сад. А почему так, в двух словах не объяснишь. У сада, как у любого символа, на наш вопрос есть не один, а множество ответов». И целых пять ответов можно найти в материале учителя литературы О. В. Смирновой «Ответы сада» (С. 31-34). Естественно, с отсылками к множеству художественных произведений. Античная мифология и античные авторы, М.Ю. Лермонтов, Г.Л. Олди, В.В. Маяковский повествуют о мифических божественных садах, о саде, как мечте о счастливом будущем.  Затем Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.А. Блок, А.П. Чехов: здесь «…сад – это воплощение вечной юной и вечно прекрасной плодоносящей матери-природы. Далее сад, который «… нередко становится метафорой души»:  Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. И «… сад – самый естественный и гармоничный фон для объяснения в любви» у А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, А.А. Блока, Д.Р.Р. Толкиена. И, наконец, сравнение стихов «… с прекрасным садом, который создаёт поэт-творец»: Б. Пастернак, В. Иванов. С использованием данного материала может быть разработана книжно-иллюстративная выставка, которая станет украшением любой библиотеки. Сделать её ещё более наполненной поможет материал Н.А. Резниченко «Какой изумительный сад»: Мифологема сада в пьесе Чехова и русской поэзии XX века (С. 35-41).

 

Согласитесь, - есть от чего оттолкнуться, чем вдохновиться, к чему обратиться за помощью. Успехов!

 

 

Подготовила Н.Е. Колоскова, зав. сектором методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара.

 

 

 

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!