«Сибирская робинзонада»: другая реальность

Для справки: «Сибирская робинзонада» – совместный проект Центральной библиотеки им. Н.В. Гоголя Новокузнецка и Новокузнецкой городской организации Всероссийского общества инвалидов Новокузнецка, родившийся 11 лет назад. Ежегодная туристическая акция молодых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (многие – в инвалидных колясках) и зрения. Принцип «Сибирской робинзонады» – жизнь в команде при взаимной помощи и поддержке ребят с инвалидностью разной степени тяжести без помощи волонтёров.

 

Вот уже более 10 лет «робинзоны» ходят в походы по Кемеровской области, сплавляются по рекам Кузбаса, не только проверяя на прочность самих себя и своих товарищей, но и узнавая свой родной край. У «Робинзонады» есть принцип: не возвращаться в одно место дважды, а с каждым годом расширять географию своих походов. За прошедшие годы «робинзоны» стояли лагерем на реках: Терсь, Томь, Пызас (Горная Шория), Мрас-Су, Кондома. И уже выходят за границы своей области, проникая на территорию Алтая, Хакассии. Как правило, один из дней «Робинзонады» посвящается истории, традициям, топонимике, животному и растительному миру Кузбасса. Краеведческая составляющая присутствует в программе каждой из «Робинзонад»: проводятся краеведческие тематические брейн-ринги, Дни русской и тывинской культур, командные краеведческие творческие конкурсы.

 

Обо всём этом Юлия Сергеевна Романова рассказала в своём докладе «КраевИдение на колясках: опыт туристических акций «Сибирская робинзонада», сплавов «Шаги по воде» в области краеведения», представленном на X Всероссийском научно-практическом семинаре «Библиотечное краеведение России: динамика последнего десятилетия».

 

 

 

«Инвалид - он ведь должен что? Сидеть дома, в своей коляске и раскладывать на коленях пасьянс. Ну, либо сидеть не на коляске, а в каком-нибудь тёмном углу и читать брайлевскую книжку. Или наглаживать кота до блеска. Ну, или, на крайний случай, лежать на своей тахте и тихо спиваться. Но уж никак не походами маяться».

Владимир Герлах

 

Время от времени в ходе работы семинара выдавалась информация, сходная со сводками с фронтов во время боевых действий: лагерь «робинзонов» затопили дожди; лагерь почти смыло; Чумыш разлился и колясочников переправляли через него в ковше трактора. Вследствие проливных дождей вода в Чумыше не пригодна для использования и питьевую воду доставляют канистрами. Прошёл град и пробил палатки.

 

Но никто из участников «Робинзонады» не запросился обратно. «Робинзоны» держатся и ждут.  Ждут уже теоретически подкованных на семинаре библиотекарей, являя собой ту самую «Другую реальность», которая стала названием Общероссийского семинара и в которую мы должны «погрузиться».

 

Погружение (в буквальном смысле) началось на четвёртый день семинара, когда восемь (из 80!) библиотекарей – участников семинара отправились на «Сибирскую робинзонаду»…

 

 

«Честно сказать, положа руку на сердце,

всё это предприятие – «Робинзонада» –

уже само по себе есть чистое безумие»

Владимир Герлах.

 

Лично для меня «Сибирская робинзонада» было «чистым безумием» вдвойне: прожив большую часть жизни, я умудрилась ни разу (ни разу!) не побывать в туристическом походе. Однако, услышав об очередном штормовом предупреждении, я сообразила, что в данной экстремальной обстановке с мыслью отправиться на Робинзонаду с чемоданом (пусть любимым и проверенным на надёжность грузоподъёмность и проходимость спутником во всех моих командировках) пришлось расстаться и позаботиться о покупке рюкзака. А заодно, удвоить количество тёплых носков и пакетов для защиты содержимого рюкзака от влаги. Всё остальное – палатку, коврик и спальник мне пообещали предоставить на месте.

 

 

«Не падает тот, кто никуда не идёт»

Владимир Герлах.

 

Когда мы приехали, «робинзоны» жили своей, уже отлаженной жизнью. Выбранная для стоянки лагеря поляна (которую окрестили Васнецовской) поражала: во-первых своим размером: на ней разместились в некотором отдалении друг от друга три команды «робинзонов»: «Синие» («Свободные туристы»), красные («Крайние») и жёлтые («Лимонад»), а также группа сопровождения (существующая автономно на безопасном расстоянии, но всегда готовая прийти на помощь). Каждая - своим лагерем: с кухнями под навесами, кострищами для приготовления пищи и для вечерних посиделок, плавно переходящих в ночные и не менее плавно – в утренние.

 

Во-вторых, своей абсолютно ровной поверхностью: лучшего места для тех, кто перемещается в инвалидных колясках (а таких среди «робинзонов» было 14 человек), или передвигается с трудом, и не придумаешь.

 

В-третьих, своей живописностью: окружённая с одной стороны стеной тайги, другой стороной она обрывисто нависала над рекой Чумыш, за которым простирались обширные луга. Дополнительную «живописность» придавало пейзажу стадо коров, регулярно два раза в день переходивших Чумыш вброд, чтобы утром добраться до пастбища, а вечером – до родного стойла. И хотя, наш лагерь коровы (под руководством пастухов) обходили стороной, это было для «робинзонов» дополнительным ежедневным развлечением. Тем более, что в лагере систематически появлялись банки с молоком. Очевидно, его присылали коровы в благодарность за наше к ним повышенное внимание. Жители-обитатели окрестных мест тоже проявляли к Робинзонам живой интерес, причём, далеко не праздный: местные пастухи устраивали своеобразную «ипотерапию», предоставляя своих лошадок желающим прокатиться. А один из местных фермеров перекатал всех желающих на квадрацикле: такая вот «квадрациклотерапия» получилась.

 

 

 

««Справа» - это не всегда «справа»,

а развилка может быть в любом месте,

даже там, где и в помине нет дорог»

Владимир Герлах.

 

Делёжка, то есть распределение библиотекарей между командами, прошла очень быстро: по принципу «на первый, второй, третий рассчитайсь!». Буквально в одно мгновенье наша судьба была решена, и каждый обрёл свою команду и своего капитана. Меня в своё лоно приняла команда Синих (они же «Свободные туристы») во главе с капитаном Владимиром Герлахом. Капитан к свалившемуся «счастью» отнесся хотя и философски, но с полной ответственностью: видно своим бывалым «робинзоновским» нюхом учуял мою беспомощность и несостоятельность. И, к полагающимся  коврику и спальнику, добавил фонарик (без которого существовать в тёмное время суток было бы абсолютно невозможно), а также, совершенно замечательную вещь под названием хоба: это небольшой кусочек туристического коврика, к которому особым образом прикреплена широкая резинка с застёжкой. Всё это устройство фиксируется сзади чуть ниже спины и позволяет не думать о том, куда бы присесть, чтобы не промокнуть и не перепачкаться, - где стоишь, там и садишься. Для людей с ограничениями в передвижении хоба – вещь незаменимая и я тоже быстро разучилась без неё обходиться.

 

Что касается палатки, то её поставили заранее, расположив у самого края поляны над обрывом с видом на Чумыш. Вопрос, как я буду засыпать на коврике толщиной в какой-нибудь сантиметр, упакованной в ничуть не более толстый спальный мешок (сразу почему-то вспомнился пресловутый кот в мешке) в крошечной палатке, в которой переночевать вместе со мной рассчитывало бессчётное количество мошек, комаров и паучков, отпал сразу и сам собой: засыпала я ещё до того, как спальник был до конца застёгнут: таёжный воздух, масса дневных впечатлений и вечерние посиделки у костра действовали лучше любого снотворного. И, конечно, ощущение надёжности и защищённости придавало присутствие в непосредственной близости в крошечной палатке (проще говоря – под боком) Татьяны Васильевны Горбатовой, заведующей библиотекой «Фесковская» Новокузнецка.  Живое воплощение «некрасовской женщины»: что дрова порубить да напилить, что Чумыш вброд перейти, что отдать последние кроссовки для участия в эстафете.

 

 

 

«Когда проснулся, тогда и утро».

Владимир Герлах.

 

 

Для справки: «Туристическая программа «Сибирская робинзонада» построена по принципу: спорт-творчество-интеллект. «Сибирская робинзонада» – это увлекательная форма освоения новых знаний, приобретения навыков самостоятельной жизни, умений работать в команде».

 

Утро в лагере «робинзонов» - явление особое. Наблюдать, как просыпается лагерь и познавательно, и увлекательно. Сразу можно понять, кто отправился спать одним из первых, а кто засиделся у костра до самого рассвета. Кто-то направляется на утренние процедуры: туалет (он же «деловой центр»), умывание (или вообще купание в Чумыше). И вот уже кто-то разжигает костёр, чтобы побыстрее вскипятить воду для утреннего чая и сварить на завтрак что-нибудь нехитрое, но всегда вкусное и ароматное. Чай заваривается особым способом: с множеством трав, которые в изобилии произрастают в непосредственной близости. Непременный ингредиент любого горячего блюда, конечно же, тушёнка, а основная приправа к любому блюду – дымок костра. Если вам когда-либо приходилось готовить пищу на костре для 16 человек сразу, то вы знаете, как непросто даже человеку со здоровыми руками, ногами и глазами манипулировать с совсем не маленькими котлами и кастрюлями. А если не приходилось, то поверьте на слово – это совсем не просто: десять дней подряд и, как минимум, три раза в день. «Робинзоны» же вполне эту премудрость освоили: во всяком случае, при мне никто голодным не оставался.

 

 

 

«Самыми меткими оказываются слепые,

а самыми точными - опорники»

Владимир Герлах.

 

Как правило, в первой половине дня «робинзонам» предоставлялась возможность проявить свои спортивные способности, а организаторам в очередной раз проявить креативность показав, например, что провести захватывающие состязания можно с использованием атрибутов к спорту не имеющих никакого отношения. Так, в один из дней прошёл Техно-бум. Соревнуясь в меткости, «робинзоны» увлечённо забрасывали в корзинки от детского баскетбола старые компьютерные дискеты, а в ящики от консервов – непригодные к дальнейшему использованию диски. Соревнуясь в метании на дальность, отправляли в полёт списанные компьютерные клавиатуры и отслуживших своё мышек (тоже компьютерных, разумеется). Последние, кстати, зачастую зависали на ближайших елях, запутавшись в их косматых лапах.

 

Командные соревнования: теннис, волейбол, бадминтон, сидячий волейбол. Не говоря уже о решении судоку, сборке конструкторов лего, паззлов и головоломок. Всё по плечу «робинзонам». А в один из дней прошла спортивно-туристическая эстафета, объединившая все перечисленные виды соревнований, и добавив новые: передвижение по перемещаемым коврикам, поедание лапши «Ролтон» на скорость, вытаскивание ножницами иголок из игольницы и втыкивание их в сырую картофелину. Или шнурование на скорость пары кроссовок, причём сразу двумя «робинзонами», у которых свободны только две руки из четырёх (другие две - связаны). А как вам упражнение по раздавливанию ребятами в инвалидных колясках пластиковых пакетиков, наполненных водой и разложенных на дистанции? И всё это на скорость, в присутствии азартных болельщиков и под присмотром строгих судей. И финальный этап эстафеты – переход вброд Чумыша, чтобы закрепить победу, лопнув на противоположном берегу реки воздушный шарик цвета победившей команды и огласив окрестности победным криком: «Мы молодцы!». На этот раз победителями эстафеты оказалась команда «Синих» - моя команда. Ура – мы молодцы!

 

 

«…мир свободы: свободы слова, мысли и творчества…

Единственный способ ощутить состояние полёта,

почувствовать себя свободным,

равным среди равных,

разным среди разных

и забыть о своих недугах».

Владимир Герлах.

 

У каждого участника «Сибирской Робинзонады» своя трагически-героическая история. О каждом из них можно написать целую книгу, не то что статью. Но если создать собирательный образ «робинзона», то перед нашими глазами предстанет оптимист, наделённый  чувством юмора и самоиронии, активный и творческий, отзывчивый и надёжный. И всегда оптимистично настроенные, кокетливые «робинзонки», умудряющиеся даже в суровых походных условиях выглядеть по-женски привлекательно.

 

Здесь, на «Сибирской Робинзонаде», созданы условия, способствующие не только раскрытию творческих индивидуальных способностей, но и формированию коллективного сознания: желания и умения жить и работать в команде. Это очень быстро начинаешь ощущать на себе. Внезапно вдруг застаёшь себя за изготовлением торта для дружественной команды, за мытьём посуды, за сочинением очередного «перла» для грядущего творческого конкурса или за участием в спортивной эстафете.

 

Если бы вы только слышали, какие песни (и в каком количестве) поются по вечерам у костра. Причём, многие из них написаны самими «робинзонами». А какие ведутся разговоры: «робинзоны», они ещё и интеллектуалы. Многие обладают актёрскими способностями. Апофеоз творческой и артистической состоятельности «робинзонов» - спектакль «Ваганты», пользующийся неизменным успехом у зрителей.

 

 

 

«Ну, прямо, как дети – эта мысль не оставляла…»

Владимир Герлах.

 

У меня тоже не раз возникала мысль, что все мы родом из детства. Даже суровые, бывалые «робинзоны» - необыкновенно сильные духом люди. Умение по-детски радоваться успехам и своим, и чужим. С увлечением сочинять «вредные советы» в подражание Г. Остеру или сказки, эксплуатируя сюжеты А.С. Пушкина.

 

 

«Как это всё-таки трудно – угодить всем,

никого не обидев, не задев, не забыв»

Владимир Герлах.

Хочется надеяться, что получилось, хотя многое и многие остались «за кадром».

 

 

P/S Начиная работу над материалом, я сразу поняла: сама с поставленной задачей не справлюсь – надо искать соавтора. И он нашёлся: им оказался мой капитан, то есть капитан команды Синих (они же «Свободные туристы») Владимир Герлах. Его перу принадлежит «Дневник Робинзона: Записки о десятой, юбилейной, Сибирской Робинзонаде. Взгляд сквозь стёклышко лимонадной бутылки». Правда, авторство обозначено: Полёт Лепёшкин (и Брат). Цитаты именно из этих Записок стали «каркасом» для данной части материала.

 

Я дописываю последние слова, сжимая в руке совсем молоденькую (в смысле ещё недозрелую) кедровую шишку, подаренную одним из организаторов «Сибирской Робинзонады» Ольгой Зефировной Быковой, председателем Новокузнецкой городской организации ВОИ (которую «робинзоны» любовно называют Зефировной). Смотрю на кепку-бейсболку и футболку синего цвета с логотипом «Сибирской Робинзонады» и тешу себя мыслью: «Может быть не последняя…». И ещё: «Пусть у НИХ всё получится».

 

Очень жаль, что вас не было с нами. Частично компенсировать своё отсутствие на столь знаковом мероприятие вы сможете, посетив сайт Центральной городской библиотеки Новокузнецка, где в специальном разделе дана подробная информация о деятельности Библиотечно-информационного центра «Крылья» вообще и о «Сибирской Робинзонаде» в частности: http://www.gogolevka.ru.

 

Памятуя о том, что «лучше один раз увидеть…» для вас выложена электронная фотопрезентация III Всероссийского семинара «Проблемы и опыт интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов» и «Сибирской робинзонады 2012». В разделе сайта «Дары волхвов» вы можете познакомиться с материалами, подарками и сувенирами от наших коллег из Новокузнецка.

 

При подготовке статьи и электронной фотопрезентации использованы материалы, вошедшие в пакет документов участников III Всероссийский семинара «Проблемы и опыт интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов» «ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»; материалы, предоставленные детскими библиотеками Новокузнецка; материалы, представленные на сайте Центральной библиотеки Новокузнецка им. Н.В. Гоголя.

 

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!