Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Критерии проекта «Зелёная библиотека»

Проект «Зелёная библиотека»

 

 




 

Критерии оценки


деятельности детской библиотеки


по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей


и созданию экологичной среды в библиотеке

 

 

 

Настоящие критерии разработаны для детских библиотек–участников реализации проекта «Зелёная библиотека» - совместного профессионального проекта Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара и детских библиотек города Москвы.

 

Критерии разработаны с учётом специфики деятельности библиотек, обслуживающих читателей-детей и охватывают все сферы деятельности библиотеки, направленной на:

 

- создание экологичной среды библиотеки;

- формирование эколого-воспитательного, эколого-просветительского и эколого-образовательного пространства библиотеки;

- повышения профессионального уровня сотрудников библиотек в работе по воспитанию экологической культуры читателей, экологического просвещения и образования;

- воспитание экологической культуры читателей, их экологическое просвещение и образование.

 

Также включены критерии оценки социально-экологической активности библиотеки, деятельности библиотеки по ресурсосбережению.

 

В целях привлечения максимально возможного числа детских библиотек к участию в реализации Проекта при разработке критериев предусмотрены следующие уровни возможного состояния их деятельности эколого-природоохранной направленности в настоящее время:

 

- организационный уровень

- деятельностный уровень

- творческий уровень.

 

К участию в Проекте допускаются библиотеки, деятельность которых соответствует одному или нескольким параметрам каждой группы критериев.

 

В основу разработки критериев оценки легли  индикаторы устойчивого развития (разработаны на основе материалов ОСЭКО). Весь набор критериев задаёт общее направление движения к созданию экологичной среды в библиотеке и к библиотеке устойчивого развития.

 

 

Настоящие критерии также могут быть использованы детскими библиотеками для определения состояния собственной деятельности эколого-природоохранной направленности.

 

 

Экологичная среда детской библиотеки


Критерий

Организационный этап

Деятельностный этап

Творческий этап

 

1. Эколого-воспитательная, эколого-просветительская, эколого-образовательная среда детской библиотеки


1.1. Плановый подход к деятельности по формированию экологического мировоззрения читателей

 

Плановая деятельность по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей: в структуре ежегодного плана работы библиотеки имеется специальный раздел.

 

  • Да

 

Специализированное планирование деятельности по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей: составляется специализированный план работы, который даётся приложением к ежегодному плану.

  • Да

В библиотеке деятельность по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей осуществляется в соответствие со специализированными программами или проектами.

  • Да

 

 

1.2 Системный подход к деятельности по формированию экологического мировоззрения читателей

 

Охват всех возрастных категорий читателей-детей:

младшего, среднего, подросткового возраста.

 

  • Да

Охват всех возрастных категорий читателей-детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий читателей-детей.

 

  • Да

 

Охват всех возрастных и иных категорий читателей, включая руководителей детского чтения:

воспитателей учреждений дошкольного образования, работников внешкольного и дополнительного образования, педагогов общеобразовательных и коррекционных школ, родителей.

 

  • Да

1.3 Формирование фондов библиотеки книгами экологической и природоохранной направленности

Регулярное пополнение соответствующих разделов фонда библиотеки книгами экологической и природоохранной тематики.

 

  • Да

Докомплектование фондов библиотеки на основе изучения разделов фонда, включающих книги по экологии и охране природы, а также анализа запросов читателей.

 

  • Да

 

Целевое комплектование  фондов книгами экологической и природоохранной тематики

 

  • Да

 

1.4 Справочные материалы экологического и природоохранного характера

Наличие в фонде библиотеки справочных материалов экологического и природоохранного характера: энциклопедий, словарей, справочников.

 

  • Да

 

Включение справочных материалов экологической и природоохранной направленности в состав фонда справочных и библиографических изданий.

 

  • Да

Обеспечение открытого доступа к справочным материалам экологического и природоохранного характера.

 

  • Да

1.5 Библиографические материалы экологического и природоохранного характера

Наличие в фонде библиотеки библиографических материалов экологического и природоохранного характера.

 

  • Да

Включение библиографических материалов экологической и природоохранной направленности в состав фонда справочных

и библиографических изданий.

 

  • Да

 

Создание библиографических пособий малых форм: списков литературы, памяток, закладок, способствующих раскрытию фондов книг и периодических изданий экологической и природоохранной направленности.

 

  • Да

1.6 Фонд периодических изданий экологической и природоохранной тематики

Наличие в фоне библиотеки периодических изданий экологической и природоохранной тематики для читателей-детей.

 

  • Да

 

Наличие в фоне библиотеки периодических изданий экологической и природоохранной тематики для читателей-детей и руководителей детского чтения.

 

  • Да

Изучение репертуара периодических издания эколого-природоохранной направленности для читателей-детей и руководителей детского чтения.

Использование  электронных форматов периодических изданий в работе по формированию экологического мировоззрения читателей.

 

  • Да

1.7 Справочно-поисковый аппарат материалов экологической и природоохранной тематики

Отражение литературы экологической и природоохранной тематики в каталогах библиотеки.

 

  • Да

 

Отражение литературы экологической и природоохранной тематики в каталогах библиотеки и в систематической картотеке статей.

 

  • Да

Отражение литературы экологической и природоохранной тематики в каталогах библиотеки и в систематической картотеке статей и тематических картотеках.

  • Да

 

2. Содержательная деятельность детских библиотек по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей


2.1 Раскрытие разделов фонда библиотеки экологической и природоохранной тематики

Открытый доступ к разделам фонда экологической и природоохранной тематики в отделах обслуживания библиотеки. Книжно-иллюстративные и другие выставки экологической и природоохранной направленности. В том числе выставки новых поступлений.

 

  • Да

 

Выставки-просмотры книг:

- тематические  выставки-просмотры;

- выставки-просмотры книг, раскрывающие разделы фонда библиотеки, содержащие книги экологической и природоохранной тематики.

 

  • Да

 

Дни информации о материалах эколого-природоохранной тематики.

Дни библиографии литературы эколого-природоохранной направленности.

 

  • Да

2.2 Мероприятия экологической и природоохранной направленности для читателей-детей:

- индивидуальные мероприятия

- групповые мероприятия

- массовые мероприятия

Охват мероприятиями экологической и природоохранной направленности определённой возрастной группы или категории читателей-детей.

 

  • Да

 

Охват мероприятиями экологической и природоохранной направленности всех возрастных групп читателей-детей.

 

  • Да

 

Охват мероприятиями экологической и природоохранной направленности всех возрастных групп и категорий читателей-детей.

 

 

  • Да

 

2.3 Партнёрство в области деятельности по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей-детей

Поиск возможных партнёров в работе по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей-детей и установление контактов.

 

  • Да

 

Привлечение к деятельности по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей-детей специалистов из экологических и природоохранных учреждений и организаций, структур дополнительного биолого-экологического образования и др.

 

  • Да

 

Партнёрство с учреждениями и организациями эколого-природоохранной направленности на договорной основе.

 

  • Да

 

 

3. Оформление библиотеки: включение элементов экологической и природоохранной направленности


3.1 Экологизация оформления помещений библиотеки и прибиблиотечного пространства

Включение живых растений в интерьеры библиотеки.

Включение отдельных элементов эколого-природоохранного характера в оформление библиотеки. Участие читателей-детей в экологизации оформления библиотеки.

 

  • Да

 

 

Использование «экологичной» цветовой гаммы в оформлении библиотечного пространства.

Создание и оформление фитомодулей из живых растений.

 

  • Да

 

 

Распространение элементов эколого-природоохранного оформления на прибиблиотечную территорию.

 

  • Да

 

 

 

4. Повышение профессионального уровня библиотекарей в работе по воспитанию экологической культуры читателей, экологического просвещения и образования


4.1 Самообразовательная деятельность библиотекарей, направленная на формирование собственной экологической культуры

Включение в круг профессионального чтения сотрудников библиотеки литературы экологической и природоохранной тематики.

 

  • Да

 

Посещение книжных выставок и фестивалей, включающих ознакомление с литературой эколого-природоохранной тематики.

 

  • Да

 

Посещение выставок и музеев, просмотр кинофильмов эколого-природоохранной тематики.

 

  • Да

 

4.2 Участие в профессиональных мероприятиях, способствующих  повышению профессионального уровня в работе по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей

 

Участие в мероприятиях районного и муниципального масштаба.

 

  • Да

 

Участие в городских мероприятиях.

 

  • Да

 

Участие в межрегиональных и международных мероприятиях.

 

  • Да

 

4.3 Участие в творческих и профессиональных  конкурсах эколого-природоохранной направленности

Участие в творческих и профессиональных конкурсах эколого-природоохранной направленности районного и муниципального масштаба.

 

  • Да

 

Участие в городских творческих и профессиональных  конкурсах эколого-природоохранной направленности.

 

  • Да

 

Организация и проведение творческих и профессиональных конкурсов в своей библиотеке. Участие в организации и проведении творческих и профессиональных конкурсов районного, муниципального, городского уровней.

 

  • Да

 

 

5. Социально-экологическая активность библиотеки


5.1 Активная экологическая позиция коллектива библиотеки

Стремление к ведению здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий на рабочих местах.

 

  • Да

 

Привлечение читателей библиотеки к здоровому образу жизни средствами библиотечных форм и методов работы.

 

  • Да

 

Включение здоровьесберегающих технологий в ежедневную практическую жизнедеятельность библиотеки.

 

  • Да

 

5.2 Деятельность по сбережению ресурсов внутри библиотеки

Осуществление деятельности, направленной на экономию, электричества, воды, тепла в библиотеке.

Экономичное использование бумаги

 

Использование безопасных препаратов при уборке помещений библиотеки.

Привлечение читателей к сбережению ресурсов.

5.3 Акции и другие мероприятия экологической и природоохранной  направленности

Участие в акциях и других мероприятиях экологической и природоохранной направленности районного и муниципального масштаба.

 

  • Да

 

Участие в городских акциях и других мероприятиях экологической и природоохранной направленности.

 

 

  • Да

Организация и проведение акций и других мероприятий экологической и природоохранной  направленности в своей библиотеке.

Участие в организации и проведении творческих и профессиональных конкурсов районного, муниципального, городского и др. уровней.

 

  • Да

5.3 Просветительская деятельность, направленная на воспитание экологической культуры населения

Включение в информационные материалы библиотеки сведений экологического и природоохранного характера.

 

 

  • Да

 

 

Создание и распространение за пределами библиотеки материалов эколого-информационной и эколого-просветительской направленности.

 

  • Да

Привлечение читателей-детей к созданию материалов эколого-информационной и эколого-просветительской направленности: закладок, памяток, листовок, буклетов, плакатов.

 

  • Да

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!