Экологичная среда детской библиотеки
|
Критерий
|
Организационный этап
|
Деятельностный этап
|
Творческий этап
|
1. Эколого-воспитательная, эколого-просветительская, эколого-образовательная среда детской библиотеки
|
1.1. Плановый подход к деятельности по формированию экологического мировоззрения читателей
|
Плановая деятельность по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей: в структуре ежегодного плана работы библиотеки имеется специальный раздел.
|
Специализированное планирование деятельности по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей: составляется специализированный план работы, который даётся приложением к ежегодному плану.
|
В библиотеке деятельность по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей осуществляется в соответствие со специализированными программами или проектами.
|
1.2 Системный подход к деятельности по формированию экологического мировоззрения читателей
|
Охват всех возрастных категорий читателей-детей:
младшего, среднего, подросткового возраста.
|
Охват всех возрастных категорий читателей-детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий читателей-детей.
|
Охват всех возрастных и иных категорий читателей, включая руководителей детского чтения:
воспитателей учреждений дошкольного образования, работников внешкольного и дополнительного образования, педагогов общеобразовательных и коррекционных школ, родителей.
|
1.3 Формирование фондов библиотеки книгами экологической и природоохранной направленности
|
Регулярное пополнение соответствующих разделов фонда библиотеки книгами экологической и природоохранной тематики.
|
Докомплектование фондов библиотеки на основе изучения разделов фонда, включающих книги по экологии и охране природы, а также анализа запросов читателей.
|
Целевое комплектование фондов книгами экологической и природоохранной тематики
|
1.4 Справочные материалы экологического и природоохранного характера
|
Наличие в фонде библиотеки справочных материалов экологического и природоохранного характера: энциклопедий, словарей, справочников.
|
Включение справочных материалов экологической и природоохранной направленности в состав фонда справочных и библиографических изданий.
|
Обеспечение открытого доступа к справочным материалам экологического и природоохранного характера.
|
1.5 Библиографические материалы экологического и природоохранного характера
|
Наличие в фонде библиотеки библиографических материалов экологического и природоохранного характера.
|
Включение библиографических материалов экологической и природоохранной направленности в состав фонда справочных
и библиографических изданий.
|
Создание библиографических пособий малых форм: списков литературы, памяток, закладок, способствующих раскрытию фондов книг и периодических изданий экологической и природоохранной направленности.
|
1.6 Фонд периодических изданий экологической и природоохранной тематики
|
Наличие в фоне библиотеки периодических изданий экологической и природоохранной тематики для читателей-детей.
|
Наличие в фоне библиотеки периодических изданий экологической и природоохранной тематики для читателей-детей и руководителей детского чтения.
|
Изучение репертуара периодических издания эколого-природоохранной направленности для читателей-детей и руководителей детского чтения.
Использование электронных форматов периодических изданий в работе по формированию экологического мировоззрения читателей.
|
1.7 Справочно-поисковый аппарат материалов экологической и природоохранной тематики
|
Отражение литературы экологической и природоохранной тематики в каталогах библиотеки.
|
Отражение литературы экологической и природоохранной тематики в каталогах библиотеки и в систематической картотеке статей.
|
Отражение литературы экологической и природоохранной тематики в каталогах библиотеки и в систематической картотеке статей и тематических картотеках.
|
2. Содержательная деятельность детских библиотек по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей
|
2.1 Раскрытие разделов фонда библиотеки экологической и природоохранной тематики
|
Открытый доступ к разделам фонда экологической и природоохранной тематики в отделах обслуживания библиотеки. Книжно-иллюстративные и другие выставки экологической и природоохранной направленности. В том числе выставки новых поступлений.
|
Выставки-просмотры книг:
- тематические выставки-просмотры;
- выставки-просмотры книг, раскрывающие разделы фонда библиотеки, содержащие книги экологической и природоохранной тематики.
|
Дни информации о материалах эколого-природоохранной тематики.
Дни библиографии литературы эколого-природоохранной направленности.
|
2.2 Мероприятия экологической и природоохранной направленности для читателей-детей:
- индивидуальные мероприятия
- групповые мероприятия
- массовые мероприятия
|
Охват мероприятиями экологической и природоохранной направленности определённой возрастной группы или категории читателей-детей.
|
Охват мероприятиями экологической и природоохранной направленности всех возрастных групп читателей-детей.
|
Охват мероприятиями экологической и природоохранной направленности всех возрастных групп и категорий читателей-детей.
|
2.3 Партнёрство в области деятельности по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей-детей
|
Поиск возможных партнёров в работе по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей-детей и установление контактов.
|
Привлечение к деятельности по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей-детей специалистов из экологических и природоохранных учреждений и организаций, структур дополнительного биолого-экологического образования и др.
|
Партнёрство с учреждениями и организациями эколого-природоохранной направленности на договорной основе.
|
3. Оформление библиотеки: включение элементов экологической и природоохранной направленности
|
3.1 Экологизация оформления помещений библиотеки и прибиблиотечного пространства
|
Включение живых растений в интерьеры библиотеки.
Включение отдельных элементов эколого-природоохранного характера в оформление библиотеки. Участие читателей-детей в экологизации оформления библиотеки.
|
Использование «экологичной» цветовой гаммы в оформлении библиотечного пространства.
Создание и оформление фитомодулей из живых растений.
|
Распространение элементов эколого-природоохранного оформления на прибиблиотечную территорию.
|
4. Повышение профессионального уровня библиотекарей в работе по воспитанию экологической культуры читателей, экологического просвещения и образования
|
4.1 Самообразовательная деятельность библиотекарей, направленная на формирование собственной экологической культуры
|
Включение в круг профессионального чтения сотрудников библиотеки литературы экологической и природоохранной тематики.
|
Посещение книжных выставок и фестивалей, включающих ознакомление с литературой эколого-природоохранной тематики.
|
Посещение выставок и музеев, просмотр кинофильмов эколого-природоохранной тематики.
|
4.2 Участие в профессиональных мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня в работе по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей
|
Участие в мероприятиях районного и муниципального масштаба.
|
Участие в городских мероприятиях.
|
Участие в межрегиональных и международных мероприятиях.
|
4.3 Участие в творческих и профессиональных конкурсах эколого-природоохранной направленности
|
Участие в творческих и профессиональных конкурсах эколого-природоохранной направленности районного и муниципального масштаба.
|
Участие в городских творческих и профессиональных конкурсах эколого-природоохранной направленности.
|
Организация и проведение творческих и профессиональных конкурсов в своей библиотеке. Участие в организации и проведении творческих и профессиональных конкурсов районного, муниципального, городского уровней.
|
5. Социально-экологическая активность библиотеки
|
5.1 Активная экологическая позиция коллектива библиотеки
|
Стремление к ведению здорового образа жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий на рабочих местах.
|
Привлечение читателей библиотеки к здоровому образу жизни средствами библиотечных форм и методов работы.
|
Включение здоровьесберегающих технологий в ежедневную практическую жизнедеятельность библиотеки.
|
5.2 Деятельность по сбережению ресурсов внутри библиотеки
|
Осуществление деятельности, направленной на экономию, электричества, воды, тепла в библиотеке.
Экономичное использование бумаги
|
Использование безопасных препаратов при уборке помещений библиотеки.
|
Привлечение читателей к сбережению ресурсов.
|
5.3 Акции и другие мероприятия экологической и природоохранной направленности
|
Участие в акциях и других мероприятиях экологической и природоохранной направленности районного и муниципального масштаба.
|
Участие в городских акциях и других мероприятиях экологической и природоохранной направленности.
|
Организация и проведение акций и других мероприятий экологической и природоохранной направленности в своей библиотеке.
Участие в организации и проведении творческих и профессиональных конкурсов районного, муниципального, городского и др. уровней.
|
5.3 Просветительская деятельность, направленная на воспитание экологической культуры населения
|
Включение в информационные материалы библиотеки сведений экологического и природоохранного характера.
|
Создание и распространение за пределами библиотеки материалов эколого-информационной и эколого-просветительской направленности.
|
Привлечение читателей-детей к созданию материалов эколого-информационной и эколого-просветительской направленности: закладок, памяток, листовок, буклетов, плакатов.
|