Яндекс.Метрика

Разработка занятия «В библиотеке у каждой книги своё место»

Представляем разработку занятия «В библиотеке у каждой книги своё место». Её автором является Надежда Юрьевна Королёва – заведующая отделом обслуживания библиотеки-филиала семейного чтения № 30 ГБУК ЦБС «Люблино» ЮВАО г. Москвы (телефон: 8 495 345 21 01,  e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ).

 

Занятие было разработано для защиты курсовой работы по спецкурсу «Культура чтения XXI века» для работников библиотек, обслуживающих детей (Курсы повышения квалификации работников культуры и искусства Департамента культуры г. Москвы, 2007), оно неоднократно проводилось с разными группами читателей-детей.

 

Ход занятия описан очень детально.

В отдельных случаях к нему методистом ЦГДБ им. А.П. Гайдара Л.Н. Фоминой даются необходимые «Методические комментарии». Они выделены красным цветом  и напечатаны колонкой.



 

 

 

 


Тема «В библиотеке у каждой книги своё место»


Целевая группа:


Занятие подготовлено для детей 6-7 лет, входящих в подготовительную группу детского сада № 2333. В этом детском саду ведётся серьёзная работа по подготовке детей к школе, к 6-7 годам практически все уже умеют читать, некоторые – бегло.

 

Методический комментарий.


Внося в план занятия соответствующие цели и возрасту коррективы, его содержание можно расширять и проводить с детьми более старшего возраста. Расширить круг знаний следует, ориентируясь на конкретные нужды читателей, например, по таким темам:


- «Произносим алфавит назубок»

- «Раскрываем тайну авторского знака и правила расстановки по 2-й и 3-й букве»

- «Узнаём, почему алфавит служит универсальным ключом к информации».


Каждая из названных тем предполагает развитие определённого круга навыков. Твёрдое знание алфавитной последовательности букв обеспечивает читателю умение быстро сориентироваться в информационном массиве любого содержания, знание  правил организации информации по 2-й и т.д. буквам алфавита, обеспечивает точность поиска и даёт представление об алфавите как универсальном поисковом признаке, с помощью которого можно вести поиск информации в текстовых, документных, бумажных, электронных поисковых системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель занятия:


- дать детям основные знания о принципе алфавитной расстановки книг в библиотеке.

 

 

Планируемый результат:



- дети должны получить представление об умении самостоятельно находить фамилию автора среди элементов книги

 

- дети должны получить представление об умении по фамилии автора находить место написанной им книги на полках открытого доступа и правильно ставить её за буквенным полочным разделителем.

 

 

Методы, используемые для передачи знаний:


- объяснение  «от известного к неизвестному», объяснение «на примере»

- беседа

- демонстрация

- практическая работа.

 


Выполняемые детьми мыслительные операции:


- сравнение, обобщение, вывод.

 

 

Организация занятия:


Для демонстрации, необходимой в ходе объяснения, подбираются книги-примеры с небольшими художественными произведениями в типовом оформлении: на обложке автор, заглавие и соответствующая содержанию иллюстрация. Книги – большеформатные.

 

Занятие проводится непосредственно в фонде открытого доступа для детей младшего возраста. Наглядным материалом служат полочные алфавитные разделители.

 

 

План занятия:


1. Знания о том, что такое библиотека.

Рассматриваются вопросы:

  1. Есть ли у детей дома книги?
  2. Где они стоят?
  3. Как они стоят книги (по какому принципу)?
  4. Как стоят книги в библиотеке? Вводится понятие «алфавитная расстановки книг».

 

 

Методический комментарий.


Для детей употребляются более простые выражения, такие как «книги стоят по алфавиту», «в алфавитном порядке» и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

2. Знание о том, что у каждой книги есть автор.

 

Рассматриваются вопросы:

 

  1. Какие имена у детей?
  2. Какие у них фамилии?
  3. Как отличить 2-х людей, если у них одинаковые имена?
  4. Кто пишет книги?
  5. Где в книге искать фамилию её автора?

 

3. Умение расставить книги на полках.

 

Выполняются действия (сначала их демонстрирует библиотекарь, затем повторяют дети):

 

  1. Нахождение фамилии автора в книге, специально подобранной для примера.
  2. Определение  буквы, с которой начинается его фамилия.
  3. Нахождение соответствующего ей алфавитного полочного разделителя в фонде открытого доступа.
  4. Определение соответствующего места книги на полке и её правильная постановка.

 

 

Анализ подготовки, проведения и результатов занятия:

 

Методический комментарий.


Анализ проводится по итогам занятия для выявления удачно найденных педагогических решений, методических и организационных просчётов и их дальнейшего  исправления, возникающих в ходе занятия сложностей, проблем и выработки идей дальнейшего усовершенствования занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия:


1.  Что такое библиотека.

 

Занятие начинается с вопроса: «Что такое библиотека?» Дети дают ответы. Выясняем, что «библиотека - это собрание книг».

 

Спрашиваю у детей, есть ли у них дома книги и сколько. Выясняется, что у кого-то одна полка, у кого-то целый шкаф, но всё равно, столько, сколько есть в библиотеке, нет ни у кого.

 

Спрашиваю детей: «Как книги  расставлены у них дома (по цвету, по росту, любимые, часто читаемые и т.п.)?»

 

Далее предлагаю детям представить, что все книги, которые находятся в библиотеке, мы снимем с полок и сложим их в одну большую кучу. Развиваю мысль, о том, как трудно будет найти в ней конкретную книгу. Вместе с детьми приходим к мысли: в библиотеке книги должны стоять в определённом  порядке, для того, чтобы любую нужную книгу всегда можно было найти удобно и быстро.

 

Далее показываю детям полочные разделители и обращаю их внимание на то, что на первом написана буква А, а на последнем Я. Выясняем, что это алфавит.

 

 

2.  У каждой книги есть автор.

 

Следующей моей целью, является то, чтобы дети усвоили, что книги стоят по алфавиту фамилий авторов («и по алфавиту заглавий сборников» я опускаю).

 

Для этого спрашиваю детей,  как их зовут, и они называют свои имена. Выясняется, что в группе есть дети с одинаковыми именами. Например, две Кати. Предлагаю, представить, что воспитательница хочет поговорить с одной из Кать и зовёт её, но к ней подходят сразу обе Кати. Как же отличить одну Катю от другой? Дети говорят, что у них разные фамилии, допустим, Иванова и Петрова. Значит, приходим мы вместе к выводу, чтобы воспитательница могла поговорить с Катей Петровой, надо назвать не только её имя, но и фамилию. Спрашиваю детей: на какую букву начинаются фамилии Кать? Выясняем, что хотя их имена начинаются на одну и ту же букву К,  фамилии – на разные, соответственно на И и на П.

 

Далее показываю детям подготовленную для примера книгу. Рассказываю, что у каждой книги есть автор. Автор – это человек, который её придумал и написал. Как у всех других людей, у автора есть имя и фамилия. Вспоминаем то, о чём уже говорили: имя и фамилия могут начинаться с разных букв.

 

Показываю детям место на обложке книги, где указывается фамилия писателя. Обращаем внимание на то, что имена (иногда и отчества) пишутся перед фамилиями авторов.

 

Для доказательства показываю детям заранее приготовленные книги,  и мы вместе находим в них фамилии авторов. Обращаю внимание детей на то, что иногда имя писателя сокращается до одной буквы, а фамилия никогда.


 

3. Расставляем книги на полки.


Закрепляем полученные знания на практике.

 

Показываю детям стопку подготовленных книг и прошу их помочь поставить эти книги на их места.

 

Вместе со мной дети сначала находят фамилии авторов на обложках книг, показывают их пальчиком, затем мы определяем, на какую букву они начинаются.  Потом мы подходим к полкам с соответствующими разделителями. Для демонстрации были отобраны книги 3-4 авторов, фамилии которых начинаются на разные буквы, а книги стоят на тех полках, до которых дети могут достать самостоятельно.  Например:

 

Маршак С. Детки в клетке

Маршак С. Как себя вести

Маршак С. Книжка про книжку

Маршак С. Кошкин дом

Носов Н. Живая шляпа

Носов Н. Огурцы

Носов Н. Про репку

Чуковский К. Краденое солнце

Чуковский К. Мойдодыр

Чуковский К. Муха-Цокотуха

Чуковский К. Цыплёнок

Барто А. Буква Р

Барто А. Игрушки

Барто А. Просто стихи

Барто А. Чудеса

Барто А. Я выросла.

 

В процессе расстановки книг на полки обращаю внимание детей на то, чтобы они ставили книги не «вверх тормашками», а правильно - корешками к читателям.

 

 

4. Результат занятия:


Дети получили базовые знания об алфавитной расстановке книг в библиотеке.

Дети научились:

- находить фамилию автора книги (могут показать её)

- определять на какую букву она начинается

- соотносить её с полочным разделителем

- правильно определять её место на полке

- ставить корешком к читателю.

Таким образом, в ходе занятия все учебные цели были достигнуты.

 

Методический комментарий.


Не следует забывать о том, что полученные знания и навыки не могут быть усвоены детьми абсолютно и после единственного занятия применяться ими «без запинок». Если дети ходят в библиотеку регулярно, библиотекарю необходимо обращать внимание на трудности, которые они могут испытывать в дальнейшем и напоминать им о правильных действиях в ходе поиска. Этот момент особенно важен, поскольку объяснения дети получали для операции расстановки книг, а применять навык им придется в условиях их поиска. Не каждый ребенок может самостоятельно справиться с мыслительной операцией «переноса знаний», то есть использования полученных ранее знаний для решения незнакомой задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Использованная литература:


 

1. Культура чтения в детской библиотеке XXI века: Лекции по спецкурсу «Культура чтения XXI века» / Курсы повышения квалификации работников культуры и искусства Департамента культуры г. Москвы.- М., 2007.


2. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты.- М.: Знание, 1989.- 144с.



3. Ефросинина Л.А. Уроки чтения, слушания, письма и работы с детской книгой в 1 классе: Методические рекомендации.- 3-е изд., доп.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 143с.: ил.- (Поурочное планирование)


4. Книга: Энциклопедия.- М.: Большая российская энциклопедия, 1999.- 799с.: ил.

5. Крушельницкая Е.В. История Соловецкой библиотеки в XVII веке: первый в России опыт алфавитной расстановки книг: Тезисы конференции «Книжное наследие Соловецкого монастыря XV-XVII в.в.».- Соловки, 5-11 сентября, 2005 г.



6. Кубасова О.В. Как помочь ребёнку стать читателем.- М.: «Астрель», 2004.- 237с.

7. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие/ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор,  Г.А.Стародубова.- М.: Школьная библиотека, 2002.- 285с.


8. Энциклопедия книжного дела.- М.: Юрист, 1998.- 535с.


9. Якимович Ю.К. Мир печати: Популярный иллюстрированный словарь-справочник.- М.: Дограф, 2001.- 295с.

 

 

 

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!