Яндекс.Метрика

Занятие 2.

Второе занятие


Беседа в 5-6 кл. по книге


Александры Григорьевой «Путешествие по чужим столам».


Цели занятия:

 

1) Показать детям многообразие употребляемых людьми продуктов питания.

2) Показать влияние климатических условий, образа жизни, обычаев и  религиозных представлений на формирование национальной кухни.

3) Рассказать о взаимопроникновении различных продуктов в национальные кухни разных народов.

 

Любите ли вы кашу? (Дети отвечают.) Может быть, кто-нибудь всё-таки любит?

 

А знаете ли вы, что кашу едят почти все жители Земли? Она – одно из самых древних блюд в истории человечества, она даже старше хлеба, так как её первую человек научился готовить из зёрен. Итак, какие каши вы знаете?

(Дети перечисляют).

 

До сих пор в Великобритании, в особенности на её севере, в Шотландии овсяная каша непременно подаётся на завтрак. Считается, что овсяная каша – источник здоровья. На юге Европы от Кавказа до Балкан популярна кукурузная каша (мамалыга, полента).

 

Правда, сейчас многие из вас едят вместо каши на завтрак различные хлопья с молоком – овсяные, кукурузные, рисовые. Их изобретением мы обязаны американскому доктору Келлоггу. Оно датируется 1894 годом.

 

А ещё в конце ХIХ века появился очень популярный сейчас родственник каш – попкорн или воздушная кукуруза.

 

Наверное, многие из вас любят мюсли – залитые молоком овсяные хлопья с сухофруктами. И всё это – каши.

 

Теперь давайте вспомним, какие овощи и фрукты входят в наш повседневный рацион. (Дети перечисляют).

 

А знаете ли вы, что многие овощи, которые сейчас входят в наш повседневный рацион, родом из Нового Света. Это картошка, помидоры, кукуруза и даже сладкий перец, которым мы называем болгарским. У нас в России, например, картошку во времена Петра I насаждали силой.

 

Россияне, в настоящее время считающие картошку своим национальным продуктом, не знали её 300 лет назад.

 

А какие овощи употребляли на Руси прежде? (брюкву, репу)

 

Вы любите апельсины? Как вы думаете, где их родина? Подсказкой может служить само название фрукта. (апль-чина – китайское яблоко).

Давно он был завезён в Европу и теперь это один из самых любимых и распространённых фруктов тропических и субтропических стран.

Такова удивительная способность человека к адаптации.

 

Мясо и рыба тоже входят в наш привычный рацион.

 

Однако есть люди, которые в силу своих убеждений эти продукты в пищу не употребляют. Как такие люди называются? (вегетарианцы) А как вы думаете, какими продуктами вегетарианцы восполняют недостаток животных белков в организме? (орехами, бобами, а также заменителями мяса из сои и сейтана).

 

Тем не менее, большинство людей на планете едят и рыбу, и мясо. Но и тут есть свои особенности.

 

Православные христиане несколько раз в году постятся – не употребляют в пищу мясо, яйца, молоко…

 

В Индии совсем не едят говядину, так как корова у индусов считается священным животным, а мусульмане всего мира не едят свинину.

 

Не едят свинину и иудеи. У иудеев и мусульман свинья считается грязным животным. Иудеи, кроме этого, не разрешают смешивать мясную и молочную пищу, так что борщом со сметаной в их доме вас не угостят.

 

Но это, конечно, относится к тем семьям, где твёрдо придерживаются национальных или религиозных традиций.

 

Там, где люди разных обычаев и верований давно живут рядом, эти границы стираются, и мы уже давно считаем своими не только сибирские пельмени, но и итальянские равиоли, не только наш ржаной хлеб, но и восточный лаваш.

 

А что такое фастфуд? Это буквально – быстрая еда, привычка городского человека есть не в доме, а на улице, на ходу. Продавцы уличной еды появились с первыми городами. Как вы думаете, что на Руси разносили для быстрой еды уличные торговцы? (пирожки)

 

В Голландии прямо на улице до сих пор продают маленькую селёдку, в Италии – пиццу, в Китае прямо на улице стоят жаровни и прямо с них горячими продуктами кормят голодных прохожих. Существуют даже специальные рестораны быстрого питания и самый известный у нас…(мак-дональдс).

 

Вот и получается, что всё у нас давно перепутано и трудно подчас бывает определить, откуда к нам пришло то или иное вкусное блюдо, и нам остаётся только с благодарностью вспоминать разные народы за картошку и помидоры, за какао и кофе, за апельсины, вишни, макароны и суши, да и за многое, многое другое.

 

Задание на дом – приготовить праздничное меню на свой день рождения с учётом присутствия гостей, придерживающихся разных обычаев.

Создать кулинарную книгу, в которую войдут блюда, пришедшие к нам из других стран. Приготовить национальное блюдо.

 

 

 

Беседа в 5-6 кл. по книге


Раисы Кирсановой «Ленты, кружева, ботинки».

 

 

Цели занятия:

 

1) Показать значение одежды в жизни человека.

2) Показать зависимость одежды от климата, обычаев страны, истории и религиозных верований.

3) Рассказать о модах и функциональности одежды. Помочь в определении позиции в этом направлении.

 

Человек рождается нагим и первоначально вопрос одежды его мало занимает. Взрослея, он начинает ощущать свою зависимость от окружающих и замечания взрослых о его внешнем виде приобретают для него немаловажное значение. Бывает приятно услышать:  Какое у тебя красивое платье! Как тебе идёт эта шапочка! Ты в этом костюме совсем взрослый!

 

Человек без одежды чувствует себя незащищённым.

 

Итальянский писатель Примо Леви, заключённый во время второй мировой войны в фашистские лагеря смерти, где были уничтожены миллионы людей, написал впоследствии книгу о том, как оказалось возможным, что тысячи человек безропотно шли на смерть под охраной четырёх автоматчиков. В этой книге он рассказывает, какими униженными и подавленными становились люди, когда их лишали привычной одежды и заставляли надевать форму заключённых. Оказалось, что лишение человека привычной одежды глубоко травмирует психику.

 

 

Давайте вспомним сказку Андерсена  про голого короля.

 

 

Кто помнит сюжет этой сказки? (дети отвечают)

Да, там речь идёт о том, как два мошенника шьют королю наряд из якобы волшебной ткани.

Что это за ткань? Что это было на самом деле? Как реагировали придворные на новый наряд короля? Почему? Как повели себя эти люди, когда выяснилось, что король голый? (Они смеялись и издевались над ним).

 

А почему? Да потому что голый человек ничем не отличается от любого голого человека, и над ним можно посмеяться. Какие атрибуты королевской одежды вы можете назвать? (корона, мантия из горностая и пр.)

 

По одежде издавна в разных странах можно было определить статус человека, его социальное положение.

 

Цвет одежды, ткань, из которой её изготавливали, значили очень много. Когда шёлковые ткани появились в Европе, они стоили очень дорого и одежда из этих тканей предназначалась исключительно для знати. Кроме того, можно было безошибочно определить, из какой страны прибыл этот человек.

 

Как вы думаете, какие факторы влияли на стиль и форму одежды? (климат страны, образ жизни людей, религия)

 

Примеры – чукчи и якуты носили одежду из меха и кожи, индусы – из лёгких тканей; религия предписывала мусульманским женщинам закрывать лицо, в православных странах замужняя женщина на людях появлялась с покрытой головой; образ жизни заставлял людей, ведущих кочевой образ жизни, носить брюки из кожи, а земледельцы и пастухи носили длинные рубахи.

 

Теперь же, увидев на улице человека в привычных для нашего глаза джинсах и футболке, редко кто возьмёт на себя смелость что-нибудь утверждать. Одежда перестала быть документом.

 

Однако, есть исключение -  документом одежда до сих пор является в том  случае, если?… (военная форма, школьная форма, профессиональная или спортивная форма).

 

Кроме того, особенности климата  по-прежнему тоже влияют на предпочтения в одежде. Воспитанный, толерантно мыслящий человек не будет стоять разинув рот при виде прохожего в странной одежде, и тем более не станет делать ему замечаний. И в то же время, я думаю, не следует одеваться заведомо вызывающе, чтобы не провоцировать окружающих. Так, известен случай, произошедший в самолёте.

 

Молодой человек со своей подругой возвращался из Бирмы, где провёл отпуск. Он был одет в широкую хлопчатобумажную юбку, традиционную мужскую одежду бирманцев. К нему подсели двое соотечественников и попросили его переодеться – поменять юбку на брюки.

- Почему? – удивился молодой путешественник.

- Потому что в Москве тебя не поймут и ноги переломают, - объяснили соотечественники.

- Кто переломает? – поинтересовался путешественник.

- Да мы и переломаем, - признались подошедшие.

И молодой человек, подумав, пошёл в туалет и переоделся. (стр.42)

- Как вы думаете, почему он так поступил? (Он подумал о том, что не надо вступать в конфликт в тех случаях, когда твоя одежда раздражает воинственных идиотов. Но это в том случае, если ношение той или иной одежды не связано ни с какими религиозными предписаниями, которые человек берёт на себя и обязуется соблюдать).

 

Итак, из этой книги мы выносим суждение о том, что люди во всём мире носят самую разную одежду. И различия в одежде зависят от климата, от обычаев страны, от истории, от религиозных верований народа. И эти особенности не должны вызывать ни насмешек, ни раздражения: пусть каждый носит то, что ему нравится, и мы с вами тоже наденем на себя то, что нравится нам.

 

Задание на дом – обрядить модель в национальный костюм (моделью может служить как кто-нибудь из одноклассников, так и кукла).

Составить современный журнал мод с использованием различных национальных традиций в одежде.

 

 

 

 

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!