Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Занятие 1.

Первое занятие


Беседа в 5-6 кл. по книге


Анастасии Гостевой «Большой взрыв и черепахи».

 

 

 

Цели занятия:


1) Расширить представление детей о мироздании.

2) Показать многообразие представлений человека о происхождении Вселенной.

3) Показать связь образа жизни людей и их представления о мироздании.

4) Показать общее и различное в материалистическом и идеалистическом представлении о Вселенной.

 

Автор книги, как физик, знает, что думает современная наука о происхождении мира, но как человек, интересующийся философией и религиями мира, она знает такие вещи, от которых настоящие учёные привыкли отмахиваться со словами: а, это мифы и легенды. То есть выдумки! Давайте, попробуем мы с вами порассуждать на эту тему. О каких теориях происхождения вселенной вам приходилось читать или слышать? (Дети отвечают)

 

Многие школьные предметы с разных сторон затрагивают эту тему. Какие?

 

Мир вокруг нас.


География.


История.


Литература.


Биология.


Астрономия.


И вот с мальчиком Кириллом, вашим ровесником происходит странная история – сначала он из любопытства проникает в чужой дом и поражается обилию в нём таинственных предметов и существ, а затем знакомится и с хозяином дома, от которого узнаёт много нового и необычного. Встречи и беседы с хозяином дома заставляют Кирилла искать ответы на многие вопросы, о которых он и не думал прежде – всё ему казалось ясным. А оказалось, что на многие вопросы есть не один, даже не два, а множество ответов…

 

Казалось бы, всё он знал о происхождении вселенной, а, оказывается, на этот счёт существует множество теорий.

 

Одна из них -


Теория большого взрыва.

 

До 1929 года астрономы и физики были уверены, что вселенная существовала и будет существовать всегда. Но американский астроном Эдвин Хаббл выдвинул теорию Большого взрыва – 15 миллиардов лет назад все галактики (гигантские скопления звёзд) были сжаты в одну бесконечно малую точку пространства – сферу диаметром в тысячную долю сантиметра. Затем произошёл взрыв, и Вселенная начала стремительно расширяться.

 

А при чём же тут черепаха? (Дети отвечают.)

 

В качестве иллюстрации зачитывается отрывок на стр.50.

 

 

Когда древние люди создавали свои мифы о сотворении мира, они обычно исходили из того, что видели вокруг себя. Например, викинги, жившие на севере Европы, на территории современной Скандинавии, были уверены, что мир создали ледяные великаны. Древние египтяне представляли весь мир в виде плодородной долины, а африканский народ фон из Бенина верит, что мир создал бог-творец, которого носил в пасти вселенский змей Айдо-Хведо. И именно змей привёл на Землю первых людей – мужчину и женщину, а африканцы из племени ашанти, живущие на территории Ганы, считают главным божеством паука и уверены, что это именно он сплёл паутину этого мира и сидит в его сердце, ощущая малейшие движения этой паутины.

 

Что такое креационизм и чем он отличается от теории Дарвина?

(Если дети не отвечают – цитата стр.45 и стр. 47)

 

В состав инквизиции входили учёнейшие мужи своего времени, но они сожгли тысячи невинных людей и несколько видных учёных, включая Джордано Бруно, который не только выдвигал революционные идеи об устройстве вселенной, но ещё и активно подвергал сомнению главные церковные постулаты.

 

Главное отличие нашего времени в том, что существуют разные мнения и точки зрения, и мы должны с уважением относиться к каждой из них, если даже она кажется нам дикой и пугающей.

 

Разумеется, есть действия и взгляды, которые цивилизованный человек принять не может – терроризм, фашизм, религиозные войны. Нужно просто осторожнее выносить суждения и приговоры и всегда помнить о том, что наше знание ограничено.

 

 

 

Задание на дом: найти как можно больше сказок и мифов о сотворении мира.

 

 

 


Беседа в 5-6 кл. по книге

 

Веры Тименчик «Семья у нас и у других».

 

 

Цели занятия:


1) Помочь детям в формировании собственного отношения к понятию «семья».

2) Показать, что каждая семья – индивидуальна, но в то же время все семьи объединены общими чертами.

3) Показать разные стороны семейной жизни, не только светлые и простые её стороны, но и сложности, которые могут возникать, сбивать с толку, расстраивать, влиять на ухудшение отношений в семье.

4) Способствовать формированию понятия «терпимость» в ребёнке, объяснить, что толерантное отношение к окружающему, в том числе к разным семьям и их традициям – необходимая часть жизни каждого человека.

 

Семья – это такая особая группа людей, очень важная часть общества, и ещё семья – это важно для каждого из нас. Думаю, никто не станет спорить с тем, что иметь собственную семью лучше, чем быть одному. Это может подтвердить каждый из вас, не так ли? (дети соглашаются). И, наверное, нет ни одной книжки на свете, в которой утверждалось бы, что семья – это плохо. Можете ли вы подумать, и назвать какую-нибудь книжку, в которой герой бросает семью, потому что ему в семье плохо, и в конечном итоге его мнение не изменяется?

 

Таким образом, я думаю, что спорить тут мы не будем. Семья – это наши близкие, наши друзья, которыми могут быть и родители, и братья и сёстры, и бабушки или дедушки.

 

Скажите, а есть ли какое-то правило, сколько человек должно быть в семье?

 

(Дети думают, предлагают варианты. После короткого обсуждения обращаемся к книжке – цит. cтр. 13)

 

Скажите, а вы дружите со своими близкими? Можете ли назвать их своими друзьями? А кто-нибудь из вас хотел бы жить в другой семье? Иметь других родителей, других братьев или сестёр? Скажите, ребята, много ли вы знаете книг о семьях, отношениях между членами семей?

 

(много! – перечисляют…)

 

Действительно, книг таких много. Почти в любой прочитанной вами книге есть что-то, из чего можно сделать заключение о семье, родственниках героев книги.

 

Одна из самых трогательных книг на эту тему, наверное, книга Гектора Мало «Без семьи» – тут даже из названия многое становится понятно. Мальчик без семьи, и свою семью ищет.

 

Итак, мы убедились, что «семья» – понятие очень важное, и все мы понимаем и ценим свои семьи.

 

 

Индивидуальность.

 

Можно сказать, что нас всех объединяет то, что у нас есть семьи. И в то же время, все семьи разные. Какие-то больше похожи друг на друга, какие-то меньше.

 

Как вы считаете, что общего во всех ваших семьях?

(дети: родители работают, нас любят, мы любим их и т.д.)

 

А вот какая может быть разница между разными семьями? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к книжке Веры Тименчик «Семья у нас и у других».

 

Один из героев этой книжки, мальчик Кирилл – обычный мальчик, такой же, как все вы. И семья у него тоже более или менее обычная: мама и он. Есть ещё папа. Только он живёт с другой семьёй. Грустно, конечно, но такое бывает. Однако, Кирилл очень дружит с мамой.

 

Итак, главный герой книжки – вполне обычный мальчуган, из вполне обычной семьи. Скажите пожалуйста, как вы думаете, а почему книжка называется «Семья у нас и у других»?

 

Да потому что в ней рассказывается про разные семейные традиции и ситуации.

 

У Кирилла появляется друг – абхазский мальчик по имени Даут. Ребятам интересно вместе не только потому, что они учатся вместе и сидят за одной партой, но и потому, что они могут рассказать друг другу что-то новое и неизвестное. Вот, например, Кириллу, который живёт с мамой и ещё с домработницей, которая ему почти как бабушка, интересно, большая ли семья у Даута (а мы только что выяснили, что семьи по количеству бывают разные и даже носят разные названия в зависимости от количества членов семьи).

(ЦИТ. стр 16 – разговор мальчиков, много ли народу у Даута в семье?)

 

Кирилл удивлён! Потому что, оказывается, 9 человек - это «не очень большая» семья.

Но и Даута удивляет многое из того, что происходит в семье Кирилла.

 

Его удивляет то, что родители Кирилла не живут вместе, он это осуждает.  А дальше мы узнаём очень интересную вещь - оказывается, семьи бывают разные ещё и в зависимости от того, кто стоит во главе семьи: мужчина, или женщина. Пользуясь терминами из истории, можно сказать, что семья может носить характер матриархата или патриархата.

 

Даут, в свою очередь с удивлением узнаёт, что бывают сводные братья и сёстры, а бывает так, что братья и сёстры, а даже и не сводные… (цит. стр. 20)

 

А ещё Даут с удивлением узнаёт, что мама может советоваться с сыном о том, выходить ли ей замуж. Для Даута это кажется странным и даже невозможным.

 

Кирилл узнаёт о том, что такое восточное гостеприимство – семья Даута пригласила его в гости и встречала с большим почётом, как друга одного из своих членов.

 

Ещё Кирилл узнаёт о том, что у некоторых народов существует обычай «похищать» невесту. Ему это тоже кажется несколько чудным.

 

А что нового о семьях вместе с героями книги Кириллом и Даутом узнаём мы?

 

Наверное, можно сказать, что мы с вами узнаём о том, что в семье бывают счастливые, хорошие моменты и ситуации, а бывают – к сожалению, не очень хорошие. И ссора с родителями из-за двойки в дневнике – это далеко не самое страшное, что может произойти в семье. Важно знать о подобных ситуациях, потому что это знание поможет нам их избежать, или не совершить ошибок, а если уж ошибки случились - то их правильно пережить.

 

Ещё из этой книги мы узнаём, в каком возрасте можно жениться, узнаём, почему нельзя вступать в брак с родными сёстрами или братьями и о болезни под названием гемофилия.

 

А теперь, наверное, самый главный вопрос: а почему Кирилл и Даут так удивляются различиям в их семьях? В чём причина этих различий?

(Дети): в том, что мальчики выросли в разных семьях, Кирилл – в русской, Даут – в абхазской.

 

Совершенно верно, и в этих семьях – разные традиции, связанные с национальными обычаями.

А какой вывод мы с вами сделаем из этого?

(Дети): нельзя обзывать и обижать людей только потому, что они – другой национальности или другой веры и у них другие традиции.

 

Совершенно верно. Попробуйте представить себе, как бы мы жили, если бы относились ко всем нашим иностранным соседям по принципу: ты не такой, как я, значит – плохой?

 

(Дети): всё время ссорились бы, воевали, не ездили в заграничные поездки и т.д.

 

Почти в каждом вашем классе сейчас учатся дети с разными, непохожими на большинство привычных нам, именами. Может быть, наша сегодняшняя книга и двое её героев – Кирилл и Даут - помогут вам лучше понять своих одноклассников, и никогда не оскорбить их тем, что у них имя не похожее на ваше, или цвет кожи другого оттенка. И, наверняка, придя к ним в гости, вы будете вести себя так же вежливо, как это сделал Кирилл, попавший впервые в гости к своему другу Дауту. Или так, как это делал Даут, хотя многое в семье Кирилла казалось ему непонятным.

 

Потому что самое важное и в семье, и в дружбе, это глубокое уважение, любовь, терпимость и понимание друг к друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

{jcomments on}


 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!