О том, что рассказали маленькие книжечки |
Предлагаемый материал посвящён миниизданиям наших дней - времени динамичного поиска нового облика книги, конкурентоспособного по отношению к компьютеру и иным электронным средствам чтения и хранения текста. Сказанное в равной мере относится ко всем книгам, но хотя тенденция является общей, на маленьких книжечках она проявляется особенно отчётливо. Поскольку их пример более показателен, опираясь на него, детям можно разъяснить положение, в котором оказалась традиционная книга, что и является целью занятия. Наряду с этим им следует объяснить, что если модели «книг будущего» не изобрести «здесь и сейчас» сами собой они не возникнут.
Сделать книги по-новому интересными для людей – вот та задача, которую стремятся решить художники книги, создавая их методом проб и ошибок, изыскивая неожиданные, порой весьма экстравагантные и даже эпатажные модели, предлагая провокационные решения. Находя ли ещё неиспользованный до сего времени ресурс в уже сложившейся книжной форме, наделяя ли её какими-то новыми качествами или создавая конструкции, принципиально отрицающую все предшествующие, современный дизайнер книги в первую очередь хочет удивить читателей, вызвать к книге особое внимание, вернуть к ней утраченный интерес. Это более явная, лежащая на поверхности задача, поэтому экспериментальная книга так резко контрастирует с традиционной.
За всем этим, однако, стоят задачи более глубокие и важные. Во-первых, художники стремятся индивидуализировать процесс чтения в буквальном смысле этого слова. Во-вторых, они пытаются создать новые источники связи читающего с текстом, и за счёт материала, конструктивных особенностей или внешнего облика стимулировать восприятие авторской мысли. Независимо от их конкретных форм, все вновь изобретаемые книжные конструкции, обращены к органам восприятия и эмоциям читающего человека, за которыми стоят его глубинные жизненные потребности.
Результат занятия видится в том, чтобы дети хотя бы мысленно включились в этот творческий процесс и поразмыслили над конструкцией «своей» книги. Возможно, они включатся в него и более действенно и захотят её смастерить. Чтобы подхлестнуть их конструкторскую смекалку, для размышления им подбрасываются непростые изобретательские задачки. Для чего они нужны? Контакт с книгой возникает по мотивам сугубо индивидуальным, люди втягиваются в чтение по разным причинам, в числе которых и удовольствие от книжной формы. Без лишнего морализаторства детям надо показать этот путь приобщения к читательской деятельности.
Каждая из экспериментальных книжечек представляет собой индивидуальное решение нового образа книги, поэтому каждой дана возможность свободно высказаться и рассказать о себе. Выступая от собственного имени, «новые модели» всячески подчёркивают личные достоинства и во весь голос заявляют о своём жизненном кредо, подчёркивая свою «самость», они именует себя с большой буквы. Все они безоглядно самоуверенны, гордятся «лица необщим выраженьем» и критичны по отношению к другим моделям – конкуренткам. Однако быть единственной в своём роде совсем непросто - отсюда повышенная эмоциональность, несколько экзальтированный и нервозный тон маленьких авангардисток.
Подобный приём объяснения – «создание образа» - использован для того, чтобы донести до детей авторскую идею, логику замысла художника. В данном случае рассказ имеет текстовую форму электронной презентации, и в ней он уместен. Когда занятие проводится в форме устного общения с детьми, он оказывается избыточным и теряет смысл. Драматизация раздваивает и, следовательно, ослабляет, рассеивает восприятие, отвлекая внимание слушающих от главного. От библиотекаря она требует больших усилий, но положительного результата не приносит. При устном общении с аудиторией целесообразнее использовать не монолог, а диалог: надо дать описания внешнего облика книг, акцентировать внимание детей на необычных деталях и вовлечь их в обсуждение назначения книжечек, смысла приданной им формы, практичности при использовании и т.п.
{jcomments on} |