Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

ЭКО КВН «Знатоки природы»

Елфимова Нина Алексеевна,

заведующая отделом обслуживания ДБ № 47 ЦБС № 3 СВАО г. Москвы

 

 

 

ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ


cценарий  экологического КВНа


для учащихся 4-х классов общеобразовательной школы

 

 

 

Оформление мероприятия


  • Игра сопровождается электронной презентацией.
  • К проведению мероприятия рекомендуется оформить книжно-иллюстративную выставку «Братья наши меньшие».
  • Плакаты с цитатами:

 

«Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах». И. Гёте

 

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

М.М. Пришвин

 


В игре принимает участие три команды ребят – учащихся четвёртых классов.

 

Ведущий: Дорогие ребята! Все чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Это наука о взаимоотношениях в природе, об отношении к ней человека. Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. Вполне возможно, что за последние дни с лица Земли исчезло ещё одно животное, ещё одна птица, ещё одно растение. Любовь к Природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее, великодушнее. По-настоящему любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто её умеет видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным.

 

Сегодняшняя наша игра призвана научить вас стать таковыми. Этот КВН будет продолжением мероприятий, посвящённых экологической теме.


Для подведения итогов конкурсных заданий и определения победителя выбирается жюри.

 

Итак, мы начинаем. Прошу капитанов команд выйти на жеребьёвку. Мы определим, какая команда первой начнёт выступление.

 

 

Первый конкурс  «Приветствия»

 

Участники представляют свои команды.

Спасибо командам за выступления. Прошу жюри оценить конкурс «Приветствия».

 

 

Второй конкурс «Разминка»


3 представителя от каждой команды получают по 3 загадки и дают на них ответы.

 

 

Загадки для Первой команды:


 

Загадки для Второй команды:


 

Загадки для Третьей команды:


 

1. Рыбам жить зимой тепло:

крыша - толстое стекло. (Лёд)


2. Он всё время занят делом,

он не может зря идти.

Он идёт и красит белым всё,

что видит на пути. (Снег)


3. Он вошёл - никто не видел,

он сказал - никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

а на окнах вырос лес. (Мороз)


1. Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

(Норка)


2. Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтёт – белого найдёт.

(Заяц и лиса)


3. Водяные мастера

Строят дом без топора.

(Бобры)

1. По земле ходит,

Неба не видит,

Ничего не болит,

А всё стонет. (Свинья)


2. На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)


3. В зоопарке верь, не верь

Проживает чудо-зверь.

У него рука во лбу

Так похожа на трубу. (Слон)

 

 

Третий конкурс «Почтовый ящик»

 

 

Один человек из каждой команды вытягивает по конверту и вместе с командой готовит ответы на вопросы. Сначала вы зачитываете вслух письмо, затем сообщаете свой ответ.

 

Вопросы, содержащиеся в конвертах:

 

  • «У меня головка в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, ем всё: зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?». (синица)

 

  • «Наша родина - Антарктика. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы?». (пингвины)

 

  • «У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои – личинки красного цвета – очень прожорливы. Кто я?». (колорадский жук).


Четвёртый конкурс «Домашнее задание»

 

Каждой команде было дано задание нарисовать плакат на экологическую тему и объяснить его содержание.

 

 

 

Пятый конкурс капитанов «Узнай животное по описанию»

 

Капитан каждой команды должен узнать по описанию двух животных. Вопросы вытаскиваются капитанами поочерёдно.

 

 

1. Это животное – хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? (Волк)

 

2. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это? (Бобр)

 

3. Это животное известно людям давно, ещё две тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Почувствовав опасность, сворачивается клубком. Кто это? (Ёж)

 

4. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени-отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчел, чтобы полакомиться мёдом, летом пугает людей, пришедших в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? (Медведь)

 

5. У этого зверя два основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км. в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? (Заяц)

 

6. Этого животного величают по имени-отчеству. Главная его черта – хитрость, изворотливость. Кто это? (Лиса)


 

 

 

Шестой конкурс для болельщиков «Будь внимателен»

 

В течение одной минуты команда смотрит на картину и запоминает, что на ней изображено. Каждой команде задаётся четыре вопроса. Правильный ответ на вопрос приносит команде один балл.


Картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору»

 



1. Кто изображён на картине? (Медведи)


2. Сколько всего медведей изображено  на картине? (Четыре медведя)


3. Какие деревья нарисованы на картине? (Сосны)


4. Сколько медведей изображено на дереве? (Три медведя)


Картина Генриэтты Роннер-Книп  «Артисты готовы»




1. Какие животные изображены на картине? (Кошка, собака)


2. Какой музыкальный инструмент находится рядом с ними? (Гитара)


3. Какой породы собачка изображена на картине? (Болонка)


4. Какого цвета ткань на переднем плане картины? (Красного)

 

Картина Чарльза Барбера «Необычный концерт»

 



1. Кто изображён на картине? (Девочка, собака, котёнок)


2. На каком музыкальном инструменте играет девочка? (На скрипке)


3. Кто изображён на картине «поющим»? (Собака)


4. Какое украшение на шее у котёнка? (Голубой бантик)


 


 

Седьмой конкурс «Пантомимы»


Задание для этого конкурса дети готовили дома. Команды изображают при помощи пантомимы животное и рассказывают о нём.

 

 

 

 

Восьмой конкурс «Экологические задачи»

 

 

Задача для Первой команды:

 

- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.

- Зачем здесь? Идёмте вот под дерево, там уютнее, - возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю кинули подальше, чтобы не мешала.

 

  • Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.

 

 

Задача для Второй команды:

 

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть банку и положить в рюкзак.

- Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он. – Брось её в воду – и дело с концом.

 

  • Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.

 

 

Задача для Третьей команды:

 

Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.

 

  • Что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно? Исправьте и объясните его ошибки.

 

 

 

 

Девятый заключительный конкурс «Блиц-турнир»


За одну минуту каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов. Каждый правильный ответ приносит команде один балл.

 

Вопросы для Первой команды:

Вопросы для Второй команды:


Вопросы для Третьей команды:


1. Название какого растения связано со звоном?

(Колокольчик)

 

2. Какая змея плюётся?

(Кобра)

 

3. Где находится ухо у кузнечика?

(На ноге)

 

4. Как называется плоская морская рыба, у которой глаза расположены

на одной стороне туловища?

(Камбала)

 

5. Какого цвета хамелеон?

(Разного, в зависимости от освещения,

температуры, влажности)

 

6. Сколько ног у паука?

(Восемь)

 

7. Из цветков какого дерева получается лучший мёд?

(Липа)

 

8. Какую птицу вам поможет достать только очень высокий дядя?

(Воробей)

 

9. В какую рыбу можно смотреться

как в зеркало?

(Зеркальный карп)

 

10. Какая рыба к старости становится горбатой?

(Горбуша)

 

11. Какую птицу называют крылатым почтальоном?

(Голубь)

 

12. Какая птица умеет считать годы

нашей жизни?

(Кукушка)


1. Какой страшный зверь любит малину.

(Медведь)

 

2. Чем ловил рыбу старик в известный сказке А.С. Пушкина?

(Неводом)

 

3. Какая рыба помогает нам чистить бутылки?

(Ёрш)

 

4. Какая игра чаще всего заканчивается «рыбой»?

(Домино)


5. Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»?

(Сельдь)

 

6. У кого из зверей фамилия Топтыгин?

(Медведь)

 

7. Кто считается царём зверей?

(Лев)


8. Какой зверёк приехал из тропического леса в ящике с апельсинами?

(Чебурашка)

 

9. Какой зверь помогает нам переходить дорогу?

(Зебра)

 

10. Кого величают по отчеству Патрикеевна?

(Лиса)

 

11. Как называется маленькая лошадь?

(Пони)

 

 

 

 

 


1. Какой зверь в сказке вместо удочки использовал свой хвост?

(Волк)

 

2. Какая птица приносит младенцев?

(Аист)

 

3. Какая птица является государственным символом России?

(Двуглавый орёл)


4. В кого превратился гадкий утёнок?

(Лебедь)

 

5. Какая птица спасла Рим?

(Гусь)

 

6. Кого в шутку называют косым?

(Заяц)

 

7. Какая птица наряжается во фрак?

(Ласточка)


8. Какой зверь лечится мухоморами?

(Лось)

 

9. Какую птицу называют «лесным доктором»?

(Дятел)

 

10. Какую птицу называют «сплетницей»?

(Сорока)

 

11. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает?

(Филин)

 

12. Какие птицы прилетают весной первыми?

(Грачи)


 

 


 

 

Вот и закончился наш КВН. Я думаю, что с сегодняшнего дня все вы будете внимательнее относиться к природе. Ведь всё живое, что населяет её, требует очень бережного отношения. В любое время года старайтесь замечать и птичек рядом с собой, и растения, и цветы. Тогда и жизнь ваша будет более интересной и значимой.

 

В завершение нашего КВНа хотелось бы огласить «Охранную грамоту» природы.

 

 

  • Никогда не убивай зверей и птиц


  • Не трогай домики животных и их детенышей


  • Не разоряй птичьи гнёзда


  • Не ломай деревья, не делай на них надписи


  • Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду


  • Подкармливай зверей и птиц зимой


  • Не шуми на прогулках, не пугай животных


  • Учись наблюдать за природой


  • Учись слушать голоса  природы

 

 

 

 

Приложением к сценарию даны:

 

  • презентация, сопровождающая мероприятие:

 

 

 

 

 

 

При разработке сценария использованы материалы:

 

Библиотека НЭО: журнал непрерывного экологического образования. Вып. № 5 Экологические игры / Всероссийское общество охраны природы; Альметьевский райсовет ВООП. – Альметьевск, 2009. – 64 с.

 

Библиотека НЭО: журнал непрерывного экологического образования. Вып. № 8 Экологический эрудицион / Всероссийское общество охраны природы; Альметьевский райсовет ВООП. – Альметьевск, 2008. – 68 с.

 

Неделя экологической книги: сборник сценариев для учащихся 3-5 классов / Пермская районная ЦБС, Гамовский сельский филиал № 12. – Пермь, 2001. – 49 с.

 

Филиппова C.В. Игровые занятия для юных орнитологов: книга для всех, кто интересуется птицами / Московский детский эколого-биологический центр. – М. : МДЭБЦ, 2008. – 88 с.

Филиппова C.В. Путешествия юных натуралистов: игровые конкурсные программы / Московский детский эколого-биологический центр. – М. : МДЭБЦ, - 2008. – 52 с.

 

Филиппова C.В. Экологический игровые программы: игры-сказки и игры в дороге / Московский детский эколого-биологический центр. – М. : МДЭБЦ, 2010. – 68 с.

 

 

 

 

 

{jcomments on}

Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это? (Бобр)

Это животное известно людям давно, ещё две тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Почувствовав опасность, сворачивается клубком. Кто это? (Ёж)

У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени-отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчел, чтобы полакомиться мёдом, летом пугает людей, пришедших в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? (Медведь)

У этого зверя два основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км. в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? ( Заяц)

Этого животного величают по имени-отчеству. Главная его черта – хитрость, изворотливость. Кто это? (Лиса)

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!