Яндекс.Метрика

Методический отдел ЦГДБ им. А.П. Гайдара - история и контакты

 

 

Методические функции были вменены нашей библиотеке в далёком 1934 году, когда она стала Городской детской библиотекой № 5.

 

Однако, Методический отдел в ЦГДБ им. А.П.Гайдара был организован в 1971 году.

 

 

 

Из отчёта библиотеки за 1971 год:


С июля 1971 года, в связи с реорганизацией Горметодкабинета, ЦГДБ им. Гайдара стала единственным методическим центром для детских библиотек столицы.


Система семинарских занятий для библиотекарей всех категорий, работа по повышению роли опорных библиотек, как методических центров, систематическая работа со школьными библиотекарями, выезды, консультации, разработка методических материалов, разработка системы справочно-библиографического аппарата, информация о вышедшей литературе, вот далеко неполный аспект деятельности методического и библиографического отдела.


Перечислить все направления этой работы здесь также невозможно, как и рассказать обо всех трудностях, связанных с созданием методического отдела в библиотеке. До июля 1971 года в Москве большую часть методической работы вёл методический кабинет Главного Управления культуры. Справедливости ради отметим, что кроме изменения и увеличения объёма работы ЦДБ не передали ничего – ни штатных единиц, ни ассигнований по 3, 5 и 18 статьям бюджета, ни издательской базы, ни дополнительной площади).

 

 

 

Наши учителя и предшественники:


 

 

 

Т.С. Лукичёва

Татьяна Степановна Лукичёва директор ЦГДБ им. А.П.Гайдара (1957–1986),

курировала методическую работу библиотеки

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Г.А. Бальская

 

 

 

 

 

 

Галина Абрамовна Бальская – зав. методическим отделом (1971–1985)


1980 г. Идёт заседание методического совета.

Слева направо: Екатерина Михайловна Миркина, зав. отделом комплектования,

Ольга Емельяновна Попова, зав. отделом организации каталогов,

Наталья Фёдоровна Хакимова, зав. сектором методического отдела,

Галина Абрамовна Бальская, зав. методическим отделом.

Л.И. Беленькая

Ленина Ильинична Беленькая – кандидат педагогических наук, библиотекарь-практик, исследователь детского чтения, автор пособия «Читатель и книга» (М. : Книга, 1970). Сотрудник библиотеки в 1960-е гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005

2017

 

Чем занимается методический отдел?


Одна из основных функций методиста – организационная:


собрать информацию и предоставить сотрудникам детских библиотек возможность обсудить накопившиеся профессиональные проблемы, касающиеся детского чтения, детской литературы и форм работы с ней.


Есть и место для проведения  таких встреч:  Ружейный переулок, дом 4, организационно-методический отдел Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара.

 


Следующая функция методиста – обучающая.

Чему научить? Методике работы с читателем, отбору литературы, анализу как работы, так и литературы.

 

Как научить? Консультируя то устно, то письменно, предлагая образцы для подражания, организуя учебный процесс.

 

Кого научить? Cотрудников библиотек, обслуживающих детское население города Москвы.

 

В плане методической работы фигурирует раздел «Организация непрерывного образования библиотекарей детских подразделений ЦБС. Система непрерывного образования охватывает все категории библиотечных работников – от руководителей до начинающих работать библиотекарей, не имеющих опыта  и  специального образования, и предусматривает занятия, разнообразные по форме и содержанию.

 

Содержательная сторона максимально актуализирована, включает вопросы, остро стоящие в детских библиотеках сегодня:

 

  • Доступность библиотечных ресурсов и услуг;
  • Информационные технологии и субкультура детства;
  • Актуализация фондов библиотек;
  • Функции детской библиотеки в области обучения основам культуры чтения;
  • Создание читательской среды в детской библиотеке

и многое другое.

 

Большое внимание уделяется таким достаточно новым и перспективным направлениям в работе библиотеки, как:

 

  • Воспитание толерантности у детей и подростков;
  • Роль и место психолога  в практике современной детской библиотеки;
  • Воспитание правовой культуры. Профилактика негативных явлений в подростковой среде;
  • Создание комфортной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Одной из главных задач в системе непрерывного образования мы считаем своевременное и всестороннее ознакомление библиотекарей с текущим литературным и книгоиздательским процессом в современной детской литературе. Эксклюзивными являются «Литературно-педагогические чтения» (1 раз в год) и «Литературные пятницы в Гайдаровке» (ежемесячно) с привлечением ведущих детских писателей, литературных критиков, издателей, художников-иллюстраторов, исследователей детской книги.

 

Каждое из перечисленных проблем и направлений требует своих форм и методов проведения занятий. Поэтому в арсенале библиотеки:

 

  • Научно-практические конференции,
  • Выездные семинары в детские библиотеки по изучению практики этих библиотек на местах,
  • Лекции, встречи, круглые столы,
  • Тренинги, мозговые штурмы,
  • Творческие мастерские

и многое другое.

 

Совместно с Курсами повышения квалификации работников культуры и искусства Департамента культуры города Москвы дважды в год для детских библиотекарей проводятся специальные занятия в объёме 156 академических часов.

 

Библиотека уделяет внимание и таким традиционным направлениям в работе, как воспитание патриотизма, краеведение и экология. Сложились ежегодные продолжающиеся спец-семинары для детских библиотекарей, занимающихся краеведением («Краеведческие среды» – 6 раз в год) и экологией («Экологическо-чистые четверги» – 4 раза в год).

 

К проведению занятий привлекаются ведущие специалисты отрасли, а также специалисты в вопросах педагогики, психологии, юриспруденции, социологии,  культурологи, литературы и искусства.

 

Работа современного библиотекаря требует не только знаний в профессиональной области, но наличия общей культуры. Поэтому в программу занятий органично вписываются экскурсии по городу, посещение музеев и выставочных залов. К семинарам в конференц-зале ЦГДБ им. А.П.Гайдара оформляются выставки художников-иллюстраторов, детского рисунка, мастеров художественной фотографии, декоративно-прикладного искусства.

 

К каждому занятию готовится раздаточный материал (библиографические списки,  дайджесты, полнотекстовые базы на разнообразных носителях информации). Занятия сопровождаются электронными презентациями.

 

Помимо городских мероприятий каждый методист ЦГДБ им. А.П.Гайдара проводит выездные  лекции, обзоры, тренинги (по желанию аудитории) на окружных и районных семинарах ЦБС.

 

В индивидуальном порядке возможны стажировки методистов, библиографов, каталогизаторов и других категорий сотрудников, принятых на работу в библиотеки ЦБС.

 

 

 

 

К о н т а к т ы:

 

 

 

Проезд до ст. м. Смоленская или Киевская.


Адрес: 119121, Москва, Ружейный переулок,


дом 4.


Тел.: 8(499)255-84-58; 8(499)255-84-82.

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!