Яндекс.Метрика

Опыт работы детской библиотеки «Академия чтения» ЦБС «Киевская» в сфере профориентации.

 

«Я выбираю профессию, профессия выбирает меня»:


стенограмма выступления библиотекаря детской библиотеки «Академия чтения»


Ольги Юрьевны Колтаковой на семинаре «Актуальная тема: профориентация в детской библиотеке»


27 марта 2012 г. в методическом отедле  ЦГДБ им. А.П. Гайдара.

 

 

Детская библиотека «Академия чтения» ЦБС «Киевская» проводит занятия по профориентации уже пятый год. По инициативе Натальи Григорьевны Зак, директора ЦБС «Киевская», эти занятия оформились в проект «Я выбираю профессию, профессия выбирает меня». Мероприятия проводились с группой подростков (учениками 9 классов).


Что же мы предложили школе?

 

Каждое наше занятие строилось по одной и той же схеме. Она основывалась на «формуле выбора профессии», которая состоит в том, чтобы человек сумел определить свои интересы, способности и смог соотнести их с современным рынком труда. Таким образом, на каждой встрече мы стремились помочь подросткам сделать новый шаг к решению каждого из этих вопросов.

 

В начале встречи библиотекарь проводил с учащимися беседу (например, о прогнозах на будущее, о том, какими будут самые востребованные на рынке труда профессии). Всего предполагалось 4 встречи и 4 взаимосвязанных темы, логично вытекающих одна из другой:

 

  1. «Формула выбора профессии» - мы беседовали о мотивах, руководящих человеком при выборе профессии, о возможных ошибках и о том, как соотнести три сферы «Хочу», «Могу» и «Надо».
  2. «Мои профессиональные интересы и склонности».
  3. «Пути профессионального образования».
  4. «Умения и навыки самопрезентации».

 

Затем встречу продолжали представители колледжей и вузов (преимущественно Западного административного округа, так как наши ученики живут в ЗАО). Педагоги и методисты этих учебных заведений рассказывали о профессиях, предоставляемых данным колледжем или вузом, о правилах поступления и особенностях обучения в них. Так библиотекари и педагоги вместе помогали школьникам увидеть и понять перспективы обучения после школы и лучше узнать рынок труда, востребованные профессии. С нами сотрудничали:

 

  • Политехнический колледж №42
  • Строительный колледж №41
  • Московский государственный колледж моделирования обуви и маркетинга
  • Педагогический колледж №6
  • Институт международной торговли и права.

 

Следующий этап встречи – тестирование. Мы пользовались только самыми проверенными тестами, которые находили в пособиях профессиональных психологов, в том числе в пособии Резапкиной Галины Владимировны («Я и моя профессия»). Это тесты для определения своего профессионального типа труда (человек-человек, человек-художественный образ, человек-знак, человек-техника и человек-природа), для определения своего темперамента (мы беседовали о том, как темперамент, данный человеку от природы, влияет на работу, а значит, темперамент надо учитывать при выборе профессии). Были тесты для определения своих интересов (тест печатается под названием «Карта интересов» и позволяет узнать, в какой степени развит интерес человека к конкретной области – интересна только теория, только практика или интерес уже развит очень сильно).

 

В конце каждой нашей встречи подростков ждали игры, которые, как мы надеемся, помогли им лучше узнать себя и своих одноклассников. У нас, к сожалению, не было возможности провести полноценный тренинг «Необитаемый остров», который рекомендовала в своем пособии Галина Владимировна, да мы и не являемся психологами, имеющими право на такую серьезную работу. Однако некоторые мини-игры из этого тренинга мы использовали. Они были интересны всем подросткам, а мы пробовали проводить их с учениками 6, 7, 8, 9 классов. Я имею в виду игры, стимулирующие подростков учиться принимать самостоятельные решения, делать выбор не из-под палки. Это игра «Выбор вождя» (когда человек, претендующий на роль лидера, определенным способом доказывал, что достоин этого и заслуженно получал одобрение своего «общества»). Это игра «Абориген», которая помогает научиться договариваться с другими людьми (один человек был в роли аборигена, другой – в роли пассажира корабля, потерпевшего крушение; пассажир должен добиться от аборигена крыши над головой и ужина, тогда как абориген настороженно относится к незнакомцу). Игра «Царство-государство», когда каждому участнику нужно «презентовать» себя и свои способности, чтобы справедливый государь поверил, что такой человек в его государстве необходим.

 

Игр много. И полезны они для всех, как для подростков, так и для нас, ведущих. Для нас самой показательной стала игра «Советчик». На подносе лежали карточки. На каждой карточке была написана некая профессия, и приводилось описание содержания труда этой профессии. Кто-то из участников игры вытягивал любую карточку, зачитывал то, что на ней было написано, и затем вслух размышлял, какими качествами и способностями должен обладать человек, выбравший эту профессию. Затем игрок предлагал эту профессию кому-то из своих одноклассников, аргументируя свой выбор (у этого человека есть такие-то качества и способности, ему интересно заниматься тем-то…). Подросткам всегда интересно и важно знать, что о них думают окружающие и тем более, их сверстники. В свою очередь мы увидели, что многие профессии детям плохо известны. Подростки думают, что знают данную профессию, но при этом не могут сформулировать, какие требования выдвигает данная профессия к человеку, ее выбравшему. Вот почему важны встречи с представителями профессии, организованное посещение (экскурсии) мест работы тех или иных профессионалов. Потому на некоторые из наших встреч мы приглашали таких профессионалов. Например, у нас в гостях была студентка Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, которая в данный момент проходит специализацию в ординатуре. Интересно узнать из первых уст о том, как было принято решение о выборе такой профессии, как человек выбирал вуз и поступал в него, каково было обучаться данной профессии, какова эта профессия «изнутри», когда сталкиваешься с ней на практике.

 

Проводить занятия по профориентации, несомненно, интересно. Но были у нас и определенные сложности, столкнувшись с которыми, мы сделали для себя выводы, которыми и хотим с вами поделиться.

 

  • Нельзя проводить такие занятия с большим количеством подростков (когда присутствуют два и более класса), особенно если занятие проходит на территории школы. Мы попытались провести одно такое занятие, оно было провальным. Причина? Подростки относились к нему как к очередному уроку, на котором нужно слушать, что-то делать, быть дисциплинированным. Если учесть, что этот «урок» был по счету последним, то понятно, насколько сильным было желание сбежать с этого урока. И наши попытки мотивировать ребят к беседе обладали меньшей силой, чем магнит, притягивающий к дому. То мероприятие было ошибкой. Потому наши занятия проходят именно в библиотеке, длятся не более 1 часа, и наиболее удачно они проходят, когда нас посещает только один класс.

 

  • Мы предполагаем, что наибольшую пользу эти занятия принесли лишь тем подросткам, кто, хотя бы в душе, но уже сам задумался о своем выборе, о своем будущем. Вероятно, проводить подобные встречи стоит только с теми, кто ждет совета, беседы, помощи. Но с другой стороны, что же делать с теми ребятами, которые легкомысленно относятся к этому серьезному вопросу? Но ничего не делать с ними точно нельзя. Именно поэтому мы приглашали класс, а не собирали группу заинтересованных подростков. При этом мы учитывали, что дети все разные, по-разному отнесутся к нашим занятиям, однако лишними эти занятия им не будут. Безусловно, были дети, которые не стеснялись показать через 45 минут на часы и сказать: «Урок окончен. Вам еще долго осталось? Мы торопимся». Таких подростков было несколько, по одному в разных классах. С некоторыми впоследствии удалось найти общий язык, и больше таких фраз мы не слышали. Но к ним морально надо быть готовыми. Кроме того, наряду с такими реакциями на занятие есть и другие. После занятия (а был случай, когда и через год после занятия!) к нам подходят участники встречи и спрашивают рекомендованные книги по профориентации, просят распечатать какие-то из предложенных тестов или обзоров. Вот когда понимаешь, что твой труд был не зря! И как приятно, что таких подростков больше.

 

Прошло почти 5 лет с тех пор, как мы начали заниматься профориентационной работой. Оценивать себя самих очень сложно. К сожалению, мы не знаем достоверно, насколько наши занятия были полезны подросткам. Анкеты в этом не смогли помочь (мы поняли, что проводить анкетирование в начале цикла занятий и после него целесообразно лишь в группе тех, кто изначально хочет получить профориентационную помощь). Мы можем ориентироваться лишь на косвенные показатели: эмоции подростков в начале, во время и после занятий, их реакции на предложенную работу. Безусловно, «гвоздем программы» всегда оставались игры и тесты.

 

На наш взгляд, вся профориентационная работа должна проводиться настоящими профессионалами, психологами. Мы рискнули ею заняться исходя из того, что среди наших  сотрудников есть педагоги по образованию, способные оказать педагогическую профориентационную помощь подросткам: познакомить их с интересными и знающими людьми, с  образовательными учреждениями с перспективными профессиями и выгодными условиями обучения, помочь ребятам лучше узнать себя, благодаря качественным тестам. Библиотекарю, не имеющего педагогического образования и опыта, было бы сложнее вести такую работу.

 

И, тем не менее, для нас остается нерешенным вопрос: нужно ли проводить профориентационные занятия в библиотеке? Может быть, действительно библиотека – третье лицо, которое является лишним в диалоге подростков и психологов о том, как выбрать будущую профессию? Мы хотим узнать ваше мнение.

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!