Яндекс.Метрика

Семинар «Актуальная тема: профориентация в детской библиотеке»

27 марта 2012 года в методическом отделе ЦГДБ им. А. П. Гайдара состоялся семинар «Актуальная тема: профориентация в детской библиотеке». К разговору были приглашены сотрудники детских библиотек - библиотекари, методисты, библиографы, психологи.

 

Работа по профориентации детей и подростков ведется в наших библиотеках, как самостоятельное направление с циклом мероприятий, так и отдельные занятия по профориентации включаются в программы по другим направлениям деятельности детских библиотек:  познавательные развивающие программы для дошкольников и младших школьников, которые условно можно назвать «Я и мир вокруг»; программы профилактики негативных явлений среди детей и подростков; в рамках работы психологических служб в библиотеках и т.д.

 

Как построить работу по профориентации, чтобы детям было интересно и действительно полезно, с какого возраста нужно начинать разговор о профессиях в библиотеке, какие специалисты должны заниматься профориентацией, формы и методы профориентационной работы в детской библиотеке? Вокруг этих и многих других вопросов шёл разговор на нашей встрече.

 

Надеемся, что представленный отчёт о семинаре поможет в практической деятельности тем, кто уже ведёт работу по профессиональной ориентации читателей в детских библиотеках и тем, кто только приступает к этой работе.

 

 

Организатор и ведущий семинара - Деткина Ирина Николаевна, зав. сектором методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара.

 

 

«Проблемы современного выбора: профориентационная работа в детской библиотеке» - Малахова Наталья Григорьевна, гл. библиотекарь отдела педагогики и психологии детского чтения Российской государственной детской библиотеки.

 

Рекомендуем к просмотру не только библиотечным специалистам, но и родителям и педагогам.

«Любимую книгу листая, профессию мы выбираем» -


(из опыта работы) - Ковалёва Виктория Викторовна,


библиотекарь ЦДБ им. А.С. Грибоедова ЦБС № 2 ЦАО.

 


 

«Когда я вырасту, я стану…»: Проект издательства


«Поляндрия» - Монахова Оксана Павловна ,

 

зав. библиографическим отделом ЦГДБ им. А. П. Гайдара.

 

 

 

 

«Поляндрия» -  молодое издательство, за короткий срок (с декабря 2010 года), громко заявило о себе на книжном рынке детской литературы, выпустив несколько интересных  переводных книг: Колепп Б. «Выращивать драконов легко» (Германия), Кулот Д. «Маленький Крокодил и большая любовь» (Германия), Лемменс Р. «Леон рычит» (Нидерланды),  Минэ Б. «Каждая может быть принцессой» (Бельгия), Ормерод Д. «Моди и Медведь» (Австралия),  Фрэнк Э. «Принцесса Анна» (Бельгия) и другие.

На последней книжной ярмарке издательство «Поляндрия» представило новый проект – цикл книг для детей о различных профессиях под названием «Когда я вырасту, я стану…». Мы предлагаем познакомиться с первыми книгами этой серии.

 

Книги каждой серии обращены сразу к трём возрастным группам читателей – 3-5 лет, 6-8 лет, 8-12 лет, что позволяет вести разговор о профессиях и с самыми маленькими нашими читателями и с ребятами постарше.

 

Сейчас в издательстве вышли книги, посвящённые двум отраслям: «Когда я вырасту, я стану железнодорожником» и «Когда я вырасту, я буду работать в «Аэрофлоте».


Надеемся, что проект будет продолжен в сотрудничестве не только с представителями профессий каждой отрасли, но и с детскими писателями и поэтами.

 


 

«Профориентация сегодня: традиции и новаторство» -

 

Резапкина Галина Владимировна, психолог, ст. научный

 

сотрудник Центра практической психологии образования

 

Академии социального управления, методист Городского центра

 

профессиональной ориентации.

 

 


Все материалы, представленные Галиной Владимировной, есть в фонде методического отдела ЦГДБ им. А. П. Гайдара. Приглашаем познакомиться и поработать с ними.

 

 


«Я выбираю профессию, профессия выбирает меня»

 

(из опыта работы) - Колтакова Ольга Юрьевна,

 

библиотекарь детской библиотеки «Академия чтения»

 

ЦБС «Киевская» ЗАО.

 

 

Читать текст выступления О.Ю. Колтаковой.



«Профориентационная работа с юношеством» (Из опыта работы) -


Крюкова Галина Ивановна, зав. отделом по связям с общественностью


ЦГЮБ  им. М.А. Светлова

 

 


Центральная городская юношеская библиотека им.М.А. Светлова ведёт большую работу с юношеством и является методическим и информационным центром по профессиональной ориентации молодёжи. В разделе «Профориентация» на сайте Светловки очень много нужной и полезной информации. http://www.svetlovka.ru/2011-07-11-11-27-20.html

К семинару была подготовлена выставка из фондов методического и библиографического отделов ЦГДБ  им. А. П. Гайдара «Мир в радуге профессий». На ней были представлены методические и сценарные разработки, призванные помочь библиотечным специалистам в практической работе по профориентации.

 

 

Предлагаем список литературы  в помощь работе по профессиональной ориентации читателей в детской библиотеке.

 

Хотим обратить особое внимание на издания библиотечки ИД «Первое сентября»:

 

Загашев, И. О. Занятия по профориентации в библиотеке / И. О. Загашев // Библиотечка «Первого сентября». Библиотека в школе. - М.: Чистые пруды, 2008.- № 20.- С. 1-32.- Библиогр.: с. 31.- Содержание: Профориентационная работа в начальной школе; Средняя школа. Профориентационная работа с учащимися 5-8-х классов; Профориентационные занятия в старших классах.

Игорь Олегович Загашев - заместитель директора по научно-методической работе Санктпетербургского высшего педагогического училища (колледжа)им. Н.А.Некрасова, старший преподаватель факультета психологии Санктпетербургского государственного университета, международный тренерсертификатор программы РКМЧП.

Профориентационная работа в библиотеках - направление, вызывающее особенные трудности у библиотекарей и педагогов. Ибо в рамках профессиональной подготовки библиотекарей, да и учителей, этому не часто специально учат.  Брошюра содержит предложения по планированию и примеры конкретных занятий с детьми разного возраста, приемы и подсказки.

Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов /О.Г.Филимонова //Библиотечка «Первого сентября». Школьный психолог. – М.: Чистые пруды, 2008.-№ 20.- С. 1-29.-Библиогр. :с. 27. – Содержание: Основные принципы организации занятий; Организационно-методические указания; Сценарии занятий.

В брошюре кандидата психологических наук Ольги Филимоновой из Сергиева Посада представлена разработанная автором программа для девятиклассников, целью которой является помощь подросткам в профессиональном самоопределении. Описаны технологии развития умений делать адекватный выбор на основе анализа собственных возможностей и предпочтений, что особенно важно на этапе подготовки к профильному обучению.

Глозман, А.Е. Учите мальчишек мастерить: уроки мастера. /А.Е. Глозман // Библиотечка «Первого сентября». Дошкольное образование. – М.: Чистые пруды, 2006.-№ 1(7).- С. 1-32

Как учить мальчиков настоящим мужским делам, даже если они еще дошкольники? Этому посвящена брошюра Александра Глозмана.

Александр Глозман, кандидат педагогических наук, победитель конкурса "Учитель года России", ныне директор московской школы, долгое время руководил школьным Центром ремесел. Его авторству принадлежат оригинальные методические разработки по технологии и ручному труду.

В данной брошюре представлена система занятий по знакомству детей 5-7 лет со столярным делом. Занятия могут быть организованы в детском саду и в учреждениях дополнительного образования.  Многие советы пригодятся и родителям маленьких мужчин.

В детских библиотеках не так много занятий и кружков для мальчиков. А почему бы не пригласить мастера (это может быть кто-то из пап читателей) и не организовать маленькую мастерскую в библиотеке. Это хорошая возможность познакомиться с ручным трудом, историей инструментов, с различными профессиями  и, конечно же, с книгами.

Ждём ваших откликов о прошедшем семинаре и предложений по тематике будущих встреч по вопросу организации профессиональной ориентации в детских библиотеках!

 


 

Комментарии  

 
+1 # ПрофориентацияИрина 10.04.2012 20:39
Сегодня на конференции в Доме учителя с коллегами из Светловки обменялись впечатлениями о прошедшем семинаре. В качестве развития темы решили, что можно более подробно поговорить об использовании в профориентацион ной работе с детьми и подростками медиа-пособий, презентаций, видеофильмов (художественных , документальных, анимационных). Не слишком ли мы увлеклись использованием фильмов "нашего детства"? А что есть современного? Жду ваших откликов и пожеланий!)
Ирина Деткина
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # По профориентацииКрючкова Лариса 29.07.2013 08:07
Очень рада познакомиться с таким обилием информации на эту тему. Очень актуально для сегодняшнего дня. Это направление могло бы быть национальным проектом. Важно все это продуцировать в регионы. Большое спасибо специалистам. которые все это обобщают и делятся опытом!!! Здорово, хочется с этим работать!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!