Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Круглый стол «Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» как способ пропаганды чтения среди детей»

 

14 марта на ВВЦ в рамках 15-й национальной выставки-ярмарки «Книги России 2012» состоялся круглый стол «Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» как способ пропаганды чтения среди детей».

 

По итогам второго тура конкурса (на уровне районных библиотек) организаторы и участники делились наблюдениями, благодарностями и критикой. В целом круглый стол получился очень информативным, в нём участвовали  представители московских гимназий и библиотек, результаты, о которых они рассказывали, очень радуют, поскольку дети участвуют в конкурсе, как правило, с удовольствием. Однако сами же выступавшие признавались и в том, что на более локальных уровнях округов есть школы, где и не подозревают о том, что в России проходит такой конкурс. Под выступления коллег в который раз уже думалось: в акциях пропаганды чтения участвуют те, кто хотят. А те, кто не хотят? Те, кто не информирован – как до них достучаться? Слишком много событий происходят, по сути, в одном и том же кругу заинтересованных лиц, пусть он даже очень широк (в масштабах страны).

 

 

Не один раз выступавшие отмечали явные недостатки проведения конкурса (надеемся, что в следующих турах они будут внимательно учтены!). К таковым можно отнести недостаточную продуманность награждений участников, а не только победителей. В разных округах только нашего города участвуют сотни (!) детей, и на каждом этапе из них выбрать нужно всего троих (!) победителей. Те же сотни, не считая троих, остаются «проигравшими», без призов – а ведь детям, так эмоционально и даже страстно готовившимся к участию, это обидно. Значит, нужны какие-то поощрительные, «промежуточные» призы.

 

Ещё один недостаток: расхваливая детей-участников, почти совсем забыли об учителях и библиотекарях, помогающим детям готовиться. Оживлённое  обсуждение происходило и вокруг вопроса, нужно ли (стоит ли) взрослым помогать своим подопечным определиться с фрагментом для конкурса. Были мнения как «за», так и «против». А можно ли (стоит ли) в конкурсных выступлениях использовать музыку? А видеоряд? Или концентрировать усилия конкурсантов только на голосе и артистических нюансах (которыми дети не владеют, и вряд ли овладеют в ходе конкурса)?

 

 

Оказалось, что перед конкурсом стоит ещё много вопросов, касающихся даже  его идеологической стороны – несмотря на то, что существует выработанное положение о конкурсе. Практика проведения предыдущих туров диктует свои реалии! К примеру, в чём заключается основная идея конкурса? То, с каким интересом, воодушевлением, фантазией подходят к его участию дети, вынуждает взрослых – организаторов, библиотекарей, педагогов – задать себе вопрос: а что мы хотим получить в итоге? Чтобы наши дети освоили азы артистизма? Чтобы наши дети увлеклись чтением и «заразили» им своих друзей? Чтобы полюбили классику?

 

К слову, о «классике». Название «Живая классика» вовсе не предполагает выбор в качестве конкурсного фрагмента именно классического произведения. То есть, чтобы принять участие в очередном туре не обязательно учить отрывки из Пушкина, Чехова или Гоголя. Важно, чтобы книга была любимой, понимаемой участником конкурса. Важно, чтобы она «играла» у него в душе, вызывала отклик, а таковой, согласитесь, может быть любая книга. В чём же смысл понятия «классика» в нашем случае?

 

Классика здесь равняется качеству. Классика может быть современной. Выбор может пасть на любую хорошую, литературную книгу, о которой ужасно хочется рассказать миру! И прилагательное «живая» в данном случае является именно уточняющим, закрепляющим это значение понятием: скорее не «ожившая», а – «нетривиальная».

 

 

Одним словом, конкурс идёт, наблюдения и практический опыт накапливаются, возникают новые вопросы. Те, кто не побывали на круглом столе, кое-что потеряли, помимо обсуждения и общения с коллегами, а именно: огромнейшее удовольствие и восхищение, которое вызывают дети-участники конкурса. Обсуждения взрослых, в которых, кстати, совершенно на равных, участвовал и один из конкурсантов, перемежались выступлениями детей. Были зачитаны фрагменты из «Алых парусов», «Старика Хоттабыча», рассказы О’Генри «Пурпурное платье», Л.Толстого «Лебеди» и А. Чехова «Пересолил». Безо всякого преувеличения можем сказать: чтобы услышать такое вдохновенное чтение шестиклассниками прозы наизусть, стоит включиться в эту работу. Ведь как было сказано одним из выступавших, если школьник видит, как его приятель готовится к конкурсу и читает свой фрагмент – это замечательно, потому что это обязательно заинтересует и его самого и, может быть, кого-то ещё из детей. А значит, тут может произойти цепная реакция! Возможно, в этом и есть тот самый выход из «круга заинтересованных».

 

 

Давайте работать вместе! Присоединяйтесь!

 

Подробности хода конкурса и участия в нём – на сайте http://www.youngreaders.ru.

 

 

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!