Яндекс.Метрика

Круглый стол "Детское одиночество. Проблема взаимопонимания и её отражение в отечественной детской литературе"

 

 

29 февраля в методическом отделе ЦГДБ им. А.П. Гайдара состоялся круглый стол "Детское одиночество. Проблема взаимопонимания и её отражение в отечественной детской литературе".

 

Всем известно, что родители воспитывают своих детей по-разному. Кто-то внимателен к ним и их чувствам, а кто-то считает, что материальное благополучие превыше всего, а чувства и уж тем более - фантазии ребёнка совершенно второстепенная вещь. Далеко не каждый родитель считает необходимым интересоваться мнением ребёнка, хочется ли ему того или другого, интересно ли ему, считая, что слова "надо" вполне достаточно.

 

А бывает и по-другому: ребёнок перенасыщен заботой и опекой, он ищет возможности от них избавиться, но не может...

 

И та, и другая ситуация - есть путь к зарождению одинокого мироощущения ребёнка и подростка. "Счастье - это когда тебя понимают"...

 

Чувство одиночества часто становится причиной суицидальных попыток и завершённых суицидов у подростков. Одиночество коренится глубоко в психике неуверенных в себе, замкнутых и ранимых молодых людей. Порой они даже переживают своеобразных феномен "одиночества в толпе", когда их окружает огромное количество людей, и все вроде знакомы, но... Они бесконечно одиноки, точнее - они чувствуют себя таковыми. За этим чувством тянется и постоянная мысль о том, что никто не способен понять подростка.

 

Часто объединяясь в группы по какому-либо признаку, дети и подростки становятся весьма жестокими. Поэтому случается, подростки, и без того отгороженные от общества, становятся изгоями и объектами насмешек, что, конечно, тоже играет немалую роль в решении ребёнка или подростка уйти из жизни.

Ведущая семинара, методист Гайдаровки Людмила Николаевна Муравьёва, начала его с тематического обзора книг российских авторов.

 

 

Предлагаем вашему вниманию видеофрагмент вступительного слова: почему разговор идёт об отечественной литературе; детский и подростковый суицид и его причины; детское одиночество в произведениях А.П. Гайдара ("РВС", "Дым в лесу", "Судьба барабанщика").

 

 

 

 

Символом детского одиночества традиционно считается сиротство. Несколько книг на эту тему в новейшее время написано замечательной детской писательницей Диной Сабитовой, чью повесть "Три твоих имени" на семинаре обсуждали особо. На нашем сайте, кстати, есть небольшая рецензия на эту книгу.

Выступление Дины Сабитовой, одно из ключевых на семинаре, было посвящено рассказу о книге Три твоих имени", а также вопросам усыновления детей разного возраста. Рекомендуем ознакомиться с ним не только тем, кто работает со "сложными детьми", но всем - родителям, библиотекарям, педагогам.

 

При подготовке круглого стола мы попросили нескольких совершенно разных людей поразмышлять о том, существует ли детское одиночество, и что это вообще такое? Среди респондентов - писатели Лев Яковлев, Юрий Нечипоренко, Марина Бородицкая, Александр Торопцев.

 

 

Следующая часть семинара была посвящена теме детского одиночества в семье.

 

К сожалению, не смогла присутствовать на семинаре драматург, детский писатель Ксения Драгунская, однако, была представлена её книга "Заблуждение велосипеда".

Вторая книга этой темы - "Стеклянный шарик", написанная Ириной Лукяновой, ещё одной гостьей и участницей семинара, пока не издана, однако была презентована собравшимся в виде рукописи.



 

Отметим, что тема детского одиночества вызвала живейший отклик среди участников семинара. Помимо основных выступающих и соведущих (методисты Т.В. Рудишина и И.Н. Деткина), выступали также писатель Гела Гринёва, зам. главного редактора журнала "Библиотека в школе" Л.Ф. Сухова и другие.


 

 

Не обошли вниманием и "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева - книгу и фильм. Фрагменты фильма вызвали сильнейшие впечатления, на грани с шоком. Хотя среди аудитории были и читавшие, и смотревшие фильм раньше.

 

 

С очень интересной импровизированной лекцией выступила писатель Ая эН. Её монолог был посвящён и не столько её книгам, сколько практическому общению с подростками в интернете, который занимает огромную часть их жизни. Готовых рецептов по этому вопросу, пожалуй, нет в данный момент ни у кого и нигде, поэтому каждый личный положительный опыт очень важен. Ая эН - человек, обладающий способностью и возможностью общаться в социальных сетях с детьми на их языке, за что и пользуется их уважением и доверием.


 

 

Закончить такой семинар каким-либо практическим выводом или планом действий представляется маловероятным. Тем более, что не просто было и удержаться в рамках заявленной "литературности" характера обсуждения. Поэтому семинар закончился на пронзительной ноте - вспоминали и смотрели фрагменты из художественного фильма "Чучело" по одноимённой повести В. Железникова.

 

Нам интересно сотрудничество и обмен опытом в вопросе помощи подросткам, преодоления их одиночества. Пишите, звоните, комментируйте, высказывайтесь! Возможно, кто-то из библиотекарей, педагогов, родителей имеет конкретный опыт, готов поделиться своими мыслями на предлагаемую нами тему.

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!

шубы норковые на рынке садовод, возможность купить норковую шубу по приемлемой цене