Конкурс библиотекарей «Время Гайдара»

Глубокоуважаемые коллеги-библиотекари!



Общественный совет "Уроки девяностых" и  Фонд Е.Т. Гайдара приглашает всех вас к участию в конкурсе библиотекарей «Время Гайдара». Конкурс посвящен 20-летию Августа 1991 г. Жюри конкурса возглавляет член Европейской академии Мариэтта Чудакова.

1-й этап: Библиотекари – учителям.
2-й этап: Библиотекарь работает со  школьником.

Подача материалов 1-го этапа – до 25 января  2012 г.
Подача материалов 2-го этапа – до 10 февраля  2012 г.

Участникам  первого этапа  присуждается
1 первая премия – 25 тысяч руб.,
2 вторых  - по 15  тысяч руб.,
3 третьих – по 10 руб.,
40 поощрительных  - по 3 тыс. руб.

Участникам  второго этапа присуждается 10 поощрительных премий по 4 000 рублей, при этом каждая делится пополам между  библиотекарем и школьником (школьниками). Из десяти  премий 2-го этапа  выделяются три главных. К каждой из них добавляется по два комплекта книг – для школьника  и для библиотеки.

Итоги  подводятся в середине  марта  - к дню рождения Егора Гайдара.

Лауреаты первой,  второй и третьей премий 1-го этапа и трех главных премий 2-го приглашаются  для  получения премий в Москву – за счет организаторов конкурса.

К участию в конкурсе приглашаются библиотекари и библиотеки разных структур и ведомств – от универсальных областных,  муниципальных и ЦБС  до школьных. У всех могут найтись свои подходы к целям конкурса.

Конкурсные текстовые работы принимаются непременно в двух видах -  в  печатном и в электронном формате. Электронный вариант работы может быть прислан по электронной почте: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Печатный – по адресу: 129272  Москва Сущевский вал, д.64, офис 108, Общественный совет "Уроки девяностых".

Дополнительные детали вы найдете в прилагаемом информационном письме.

Отдельная огромная просьба - пожалуйста, распространите информацию о конкурсе среди ваших заинтересованных коллег из регионов.

С надеждой на сотрудничество, Оргкомитет конкурса

 

 

 

 

 

 

Информационное письмо

 

Общественный совет "Уроки девяностых" и  Фонд Е.Т.Гайдара объявляет конкурс библиотекарей «Время Гайдара», имея  целью продвижение книг  Е.Гайдара и  его единомышленников в школы России - к учителям истории и  обществоведения,  популяризацию этих книг, а также формирование интереса к  российскому  историческому процессу конца ХХ столетия в среде российских подростков и в широких слоях нашего общества.

 

Конкурс посвящен 20-летию Августа 1991 года.

 

1. Цели конкурса  определены  в его наименовании.

 

2. Стимулом к его объявлению послужило сегодняшнее хаотическое состояние оценок первого постсоветского десятилетия (90-е годы) – труднейшего и очень значимого периода  в жизни российского общества.

Этот умственный  хаос болезненней всего сказывается на школьном преподавании.

Учителя истории и обществоведения имеют в своем распоряжении  очень разные учебники и пособия,  изданные в последнее десятилетие. Несмотря на большое количество напечатанных в  эти же годы  добротных монографий, мемуаров деятельных участников событий и сборников документов, общественное  сознание авторов многих учебников застилает мифическая трактовка этого десятилетия не как  неминуемо болезненного, но исторически необходимого выхода из 70-летнего «советского» периода, а  как результата приложения злых сил – произвола  «лихих» деятелей этой эпохи.

 

3. Отсюда -  и ложная трактовка задач патриотического  воспитания  детей  и подростков.

Навязывается мнение, что для воспитания патриотизма  необходимо впечатать в юное сознание мифологическую картину непрерывного процветания страны  в  советское время.   Затем -  десятилетнее отклонение  от славного пути в «лихие 90-е» - и  возвращение к славным достижениям в  «нулевые» годы стабильности и благоденствия.

Устроители конкурса,  напротив, уверены что путь воспитания  действенного патриотизма – это путь знакомства подростков не только со славными,  но и со страшными страницами отечественной истории под   девизом:

Именно от тебя  -  от достоверного знания своей истории и твоей  активной позиции  -  зависит, чтобы это не повторилось!

Знакомство с печальными событиями  должно сопровождаться основательным обсуждением того, как формируется  иммунитет общества к самовластью и  к  его   неминуемому следствию – массовому  нарушению прав  личности и в конечном счете – к  террору.

 

4. Несомненно,  не только большинству граждан России, но  даже  школьным учителям не удается (хотя бы  в силу ограниченности нерабочего времени) читать научные  монографии и толстые тома изданных документов.

Поэтому была предпринята работа по изданию  книг  о 1985-2000 гг.  в помощь учителю -  книг,   написанных  научно, но при этом ЛЕГКО И ПРОСТО. Задача – дать учителю и всем интересующимся реальную и понятную картину исторического процесса этих недавних лет.

Это время еще не стало историей. Но это не значит, что мы не обладаем базой исторических, а не мифических  фактов  этой эпохи. Именно на них, а не на зыбкую почву эмоционально-бытовых воспоминаний и домыслов  следует опираться в своих суждениях и учителю, и тому, кто берет на себя просветительскую задачу.

Эти факты широко представлены в книгах для учителя,  издаваемых  в рамках  проекта «Уроки  90-х». Задача учителя – выбрать то, что ему   представляется  наиболее убедительным.

 

5. Посредниками между авторами этих книг - и учителями истории, а также всеми,  кто хочет вдуматься в наше «прошедшее  несовершенное»,  мы выбрали российских  библиотекарей – муниципальных, школьных и любых других библиотек.

То есть тех, для кого книга – предмет профессиональной деятельности,  не оставляющий их равнодушными. Тех, кто  сегодня,  в сущности, исполняют – и, по нашим личным впечатлениям, довольно успешно, - роль последних российских просветителей.

 

1-й  этап: Библиотекари – учителям.

 

Номинация 1: Факты вместо мифов, анализ вместо  эмоций.
Дать в избранной библиотекарем или совместно с учителем убеждающей  форме (выставки, стенды, буклеты, учебные тетради и проч.) параллельные ряды фактов (телеграммы в ноябре – декабре 1991 года из всех областей страны о том, что хлеба осталась не более чем на 10 дней; состояние золотого запаса – и остановка импорта, отказ в западных кредитах и т.п.) – и мифов (эмоциональных воспоминаний о том, «как нас ограбили»).

 

Номинация 2: Правда о 90-х годах: Библиотекарь рекомендует!

Печатные и иные формы рекомендательного  описания книг «Уроки 90-х» (буклеты, календари, как приложение – дайджесты материалов региональной прессы, фотоальбомы, библиографические указатели, и пособия   и т.п.).

 

Номинация 3: Библиотекарь рассказывает школе о 90-х годах.

Выбор и реализация наиболее эффективных форм знакомства школьных учителей и старшеклассников  с материалом комплекта книг «Уроки 90-х» (беседы,  круглые столы,  диспуты, познавательные игры и т.п.).        да,  «советизация» Сталиным стран Центральной Европы, сталинский террор в этих странах, ХХ съезд, Оттепель, «застой»,  исчерпанность потенциала «социализма», Перестройка, Август 1991, первое послесоветское десятилетие – достижения и потери.

Задача выполняется   разными  путями (тематические книжные выставки  с их широкими презентациями, свободные дискуссии учащихся и т.п.).

 

 

2-й этап: Библиотекарь работает со  школьником

Номинация 1. Мой взгляд на 90-е годы (сочинение на тему, выбранную  совместно с библиотекарем, с использованием книг проекта «Уроки 90-х» и  с собственными примерами);

Номинация 2. 90-е годы в контексте российской истории ХХ века: лучший альбом иллюстраций и\или  фотоматериалов (готовится совместно с  библиотекарем и после рассмотрения жюри включается в состав фонда библиотеки).

 

*             *             *


Подача материалов  1-го этапа – до 25 января  2012 г.

Подача материалов  2-го этапа –   до  10 февраля  2012 г.

 

Участникам  первого этапа  присуждается 1 первая премия – 25 тысяч руб.,

2 вторых  - по 15  тысяч руб.,

3 третьих – по 10 руб.,

40 поощрительных  - по 3 тыс. руб.

 

Участникам  второго этапа присуждается 10 поощрительных премий по 4 000 рублей, при этом каждая делится пополам между библиотекарем и школьником (школьниками).

Из десяти премий 2-го этапа  выделяются три главных. К каждой из них добавляется по два комплекта книг – для школьника  и для библиотеки.

 

Итоги  подводятся в середине  марта  - к дню рождения Егора Гайдара.

 

Лауреаты первой,  второй и третьей премий 1-го этапа и трех главных премий 2-го приглашаются  для  получения премий  в Москву – за счет организаторов конкурса.

К участию в конкурсе приглашаются библиотекари и библиотеки разных структур и ведомств – от универсальных областных,  муниципальных и ЦБС  до школьных. У всех могут найтись свои подходы к целям конкурса.

 

 

Конкурсные текстовые работы принимаются  непременно в двух видах -  в  печатном и в электронном формате. Электронный вариант работы может быть прислан по электронной почте:

mail@uroki90.ru

Печатный – по адресу: 129272  Москва Сущевский вал, д.64, офис 108. Общественный совет "Уроки девяностых".


Работы должны быть набраны на компьютере в текстовом редакторе Microsoft  Word,  12, 13, 14 шрифт, полуторный интервал. Фотографии, иллюстрации должны  быть отсканированы в формате  jpg.

 

Сообщение о представленных на конкурс мероприятиях подается в форме краткого текстового описания  и  видео-аудио-фотодокументов.

 

Приветствуются   дополнительные  материалы, помогающие  оценить сделанное библиотекарем:


публикации в периодической печати о деятельности библиотеки  в рамках задач конкурса;

собственные издания библиотек, работающие на цели,  преследуемые конкурсом;

фото, аудио и видеоматериалы (видеофильмы, снятые на мероприятиях, непосредственно относящихся к  конкурсу, видеореклама  (ролики и презентации), телепередачи, подготовленные  при участии  библиотек,

слайд–фильмы  и слайд-презентации, относящиесяк конкурсным мероприятиям.

 

Жюри в составе пяти человек  (возглавляет жюри член Европейской академии Мариэтта Чудакова) оставляет за собой возможность ознакомления  на месте с мероприятиями, отобранными для возможного премирования.

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!