«Санькя» - З. Прилепин

Захар Прилепин – имя в современной литературе, которое меня притягивает и отталкивает. До последнего времени силы притяжения и отталкивания были настолько равновелики, что автор оставался для меня многие годы на скамейке запасных. Всякий раз, когда выходила очередная повесть Прилепина, перетягивал факт моей личной неприязни к национал-большевизму. Однако, прочитанная рецензия в «Новом мире» (2011, № 6) на хорошо знакомую монографию Бориса Камова «Аркадий Гайдар: мишень для газетных Киллеров» оказалась адекватна моему личному отношению к труду Камова. С той разницей, что мне чуть больше были известны факты биографии Аркадия Петровича Голикова, взявшего псевдоним «Аркадий Гайдар».

 

Отпуск длинный, ридер вместительный. Скачала повесть «Санькя». Чтение тяжёлое. Не стилистически или лексически. Тут-то как раз повесть для старшего школьного возраста. Это тяжёлое чтение с морально-психологической точки зрения. Страшно всё: глава про похороны отца главного героя, сцены в деревне, сцена в привокзальной забегаловке с афганцем и последовавшая драка с кавказцами на рынке. Отдельная история – избиение героя на допросе, тут и физиологические подробности. Страшно, как легко герой идёт на убийство. Неплохой, в общем-то, парень Санька Тишин из Нижнего. Точнее, из Горького.

 

Не страшно, пожалуй, только начало – разгон демонстрации и погром, учинённый молодыми людьми в Москве. Вот на этом месте мне страшно за себя, за свою притупленную реакцию: «не страшно», потому что сотни раз показано по телевизору. Путь от протестного поведения молодого человека до абсолютного маргинала, при этом вооружённого.

 

Захар Прилепин не стал «моим» автором. Но это ПИСАТЕЛЬ. Однозначно.

 

 

 

 

Т.В. Рудишина

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!