Наши материалы

Детские литературные конкурсы

Joomla! Видео уроки по Joomla.
Почитай собаке

Никитенко Мария Павловна,

библиотекарь Центральной городской детской библиотеке им. А.П. Гайдара г. Москвы,

специальный психолог.

 


Почитай собаке!



В Центральной городской детской библиотеке им. А.П. Гайдара г. Москвы работает студия свободного чтения «Сказки для собак» – совместный проект библиотеки и благотворительных фондов: «Не просто собаки», Международного фонда помощи бездомным животным «Я свободен». Цель данного проекта – развитие интереса к чтению у детей. Этот материал – обобщённый опыт работы студии.


Ребёнок, который раньше очень любил книги, будучи дошкольником, проходя занятия по подготовке к школе или став учеником первого класса, обнаруживает два типа реакций: либо совершенно отбрасывает от себя книжку, либо бодро выполняя нормативы по технике чтения, совершенно не понимает смысла прочитанного. Такую картину часто наблюдают специалисты-библиотекари. Почему же пропадает интерес к чтению? Возможно, тому способствует несколько причин. Для маленького человека, осваивающего чтение, это занятие представляет собой достаточно тяжёлую работу. В погоне за техникой, можно потерять смысл прочитанного. Ребёнок находится под сильным давлением, т.к. он должен оправдать ожидания родителей и школы. До того, как ребёнок научился читать сам, родители читали ему вслух, и для него процесс чтения был удовольствием. Теперь же многие родители перестают это делать, и ребёнок остается один на один со сложной задачей. Можно ли сохранить любовь к чтению в таких условиях? И если можно, то как это сделать?

 

 

 

1. Убираем оценку


Важно убрать ситуацию оценки, когда сам процесс чтения оценивается кем-то со стороны и за чтение выставляются определённые баллы. А что если ребёнок будет читать тому, кто будет внимательно и доброжелательно слушать, но не упрекать за ошибки, не прерывать всё то время, пока ребёнок уже в который раз пытается прочитать одно и то же слово или предложение? С этой ролью отлично может справиться собака-терапевт. Лохматый слушатель обладает бесконечным терпением: ребёнок может много раз перечитывать одно и то же слово, долго застревать на одном и том же предложении. Собака не будет исправлять ошибки, одёргивать маленького читателя. А вместо этого будет продолжать слушать с бесконечно преданными глазами. Специально обученная собака – добрая, спокойная, её можно погладить и даже обнять. Собаки-терапевты специально отбираются и тренируются, чтобы ни при каких условиях они не могли навредить ребёнку или напугать его. Таким образом, сам процесс чтения становится связанным с приятными, комфортными, безопасными ощущениями. Сеанс чтения собаке вслух занимает 10-15 минут. Детям нравится проводить время с собакой, они получают положительные эмоции от общения с ней, и в процесс чтения возвращается удовольствие.

Важно отметить, что данный сеанс обычно проходит без родителей. Дело в том, что большинство родителей очень сильно переживают за успех своих детей, в том числе и за технику чтения. Когда их ребёнок читает, родители часто напряжены и хотят, чтобы он все прочитал «правильно». Это напряжение, естественно, передаётся ребёнку. Если оставить родителя рядом со своим ребенком, когда он читает собаке, очень велика вероятность того, что ему захочется прервать ребенка, исправить ошибку, прочесть текст за него. Это происходит потому, что родители сами находятся под сильным социальным давлением. Они приравнивают успехи своего ребёнка, в том числе, насколько он «правильно и хорошо» читает, к тому, являются ли они хорошими родителями. Поэтому, постоянное ожидание внешней оценки мы в своей программе стараемся убрать и с родителей.


В то время как ребёнок читает собаке, мы рассказываем родителям о цели и задачах проекта «Сказки для собак». Обычно, мы напрямую объясняем родителям, как влияет постоянная внешняя оценка на ребёнка и почему её необходимо убрать, тем самым снимая с них огромную часть напряжения. Ведь школа и «техника чтения» очень быстро закончатся, а любовь и интерес к чтению останутся на всю жизнь и книга будет другом, советчиком и опорой.

 

 

 

2. Налаживаем обратную связь


После того, как ребёнок закончил читать собаке, мы спрашиваем его о том, понравилась ли эта книжка собаке, и что особенно ей понравилось? Хочет ли он прийти в следующий раз, и что он планирует почитать? Волонтёр – хозяин собаки может рассказать юному читателю о том, что когда его питомец, например, ложится на коленки и раскидывает уши, это значит, что ему всё очень нравится! С ребёнком говорят о книге, о том, что он прочитал, какие картинки он показал собаке, и как она на это отреагировала. Такие вопросы побуждают ребёнка вспомнить прочитанное, обратить внимание на то, что ему понравилось больше всего, ещё раз осознать смысл книги. Этим самым мы налаживаем связь с ребёнком. Многие дети во второй раз приходят с уже подобранной для собаки книжкой. Они хотят поделиться с ней своей радостью и интересами! Часто дети начинают тренироваться на родителях – ведь собаке книга должна понравиться! Дети начинают читать своим домашним питомцам: собакам, кошкам и даже попугаю! По словам одного юного читателя «попугай слушает хуже собаки, но лучше папы». Таким образом, чтение становится осознанным и интересным процессом, а не механическим воспроизведением слов с целью уложиться в норматив.


 

 

 

 

3. Поддерживаем индивидуальные интересы ребёнка и его родителей

 

Когда ребёнок приходит читать в первый раз, мы готовы предложить ему разные книжки, подходящие для его возраста. Иногда ребёнок говорит, что «вообще не любит читать», тогда мы предлагаем ему книжку о том, что ему интересно «по жизни» или может быть интересно собаке. Например, у нас есть огромный выбор литературы про котов, а это уж точно должно заинтересовать собаку! Бывают юные читатели, которые не любят читать художественные книги, а читают собаке научно-популярную литературу, конечно, соответствующую их возрасту. По нашим наблюдениям, дети, ходящие в студию полгода и больше, уже определяются со своими книжными интересами: им нравятся определённые жанры, авторы, есть любимые литературные герои, так же как и то, что им не нравится.

Таким образом, возвращающийся интерес к чтению способствует пониманию ребёнком своих собственных интересов и их развитию. Наблюдая за этим процессом, родителям легче вспомнить о своих увлечениях и обратиться к ним. Мы – детская библиотека, но у нас есть что предложить взрослому читателю: родители с удовольствием вспоминают книги своего детства, знакомятся с современной детской и подростковой литературой, находят своих любимых художников-иллюстраторов. В последнее время большим спросом пользуется литература по истории и москвоведению. Читающий увлекательную для себя книгу родитель – самый лучший пример для ребёнка и самый эффективный инструмент для развития в маленьком человеке интереса и любви и к чтению. Замечательный детский писатель, поэт и переводчик Михаил Яснов по этому поводу советует: «Если вы действительно хотите приучить своего ребёнка к чтению, то приучайтесь сами…».

 

Проект «Сказки для собак» существует уже два года. В нём принимают участие дети от 5 до 10 лет. Волонтёры приходят со своими питомцами на занятия 2-3 раза в месяц. И каждый раз родители и дети с нетерпением ждут встречи с ними.

 


Самым главным результатом нашего проекта мы считаем появление новых желающих почитать собаке. И эти новые читатели, зачастую, совсем новые люди в нашей библиотеке, появляются по рекомендациям старых, опытных читателей – завсегдатаев нашей студии «Сказки для собак».

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!