«Коты и кошки: строго документальное повествование» - М. Журинская

 

Коты и кошки: строго документальное повествование

 

 

«…семья нужна для того,

чтобы всем вместе любить кота

и в результате еще больше любить друг друга».

 

М.А. Журинская

 

Журинская М. А. Мишка и некоторые другие коты и кошки. Строго документальное повествование / Марина Журинская. – Нижний Новгород: Изд-во «Христианская библиотека». – 2009. – 176 с.: ил.

 

Об одной из книг, посвящённых представителю славного рода семейства кошачьих, а именно коту Мишке, надо написать отдельно. Слишком уж она, по ряду причин, особенная. Ну, во-первых, книга эта – новая. Во-вторых – вышла она небольшим тиражом (5 000 экз.) в региональном издательстве и если своевременно не привлечь к ней внимание, то может остаться неизвестной, а этого допустить никак нельзя. В-третьих, как указано в подзаголовочных данных, это – «Строго документальное повествование». В-четвёртых, вышла она в издательстве «Христианская библиотека» (Нижний Новгород) и напечатана по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина. И предисловие к ней написал иеромонах Димитрий (Першин). Так, что же это за кот такой особенный, жизнеописание которого заручилось такой солидной и авторитетной поддержкой?

 

Чтобы сразу же снять вопрос, который у читателя не может не возникнуть, приведём  цитату из предисловия: «…про Бога впрямую речь здесь не идет, Он рядом с автором, живописующим нрав и свершения Мишки, ибо автор наблюдает христианским глазом – с юмором, без сюсюканья и очеловечивания, и в то же время всерьёз, без пренебрежения и насмешки».

 

Сразу хочется сказать несколько слов о художнике Зинаиде Суровой, которой по словам из предисловия к книге, «...удалось выдержать христианскую объективность в рисунках, посвящённых братьям и сестрам нашим меньшим». Своими рисунками художник не просто проиллюстрировала содержание книги, но и дополнила его, ещё больше «одушевив» и «одомашнив», максимально приблизив героев повествования к читателю. Наличие в книге именно такого иллюстративного ряда делает её привлекательной не только для взрослого, но и для детского читателя.

 

Отдельные главы и эпизоды книги вполне могут быть прочитаны детям младшего и среднего возраста. И могут стать посылом для серьёзного разговора с детьми на темы, связанные с вопросами, например, экологической этики: взаимоотношений домашних животных и человека, чувством ответственности за тех, кого мы приручили.

 

Получается, что читательский адрес у книги обширный. Как отмечено в предисловии, «И взрослые, и дети найдут в ней всю палитру котовых чувств и переживаний, пропущенных сквозь призму человеческого сочувствия и сопереживания». Так что, её можно (и просто необходимо) рекомендовать:

 

- Себе, любимому: книга написана прекрасным языком и отличным чувством юмора. А какой библиотекарь откажется от такого удовольствия?

 

- Тем, кто любит кошек: они смогут ещё раз убедиться, что  мало кто может сравниться с их любимцем. И с помощью проницательного (в смысле кошачьей психологии) автора книги сможет разглядеть в своём обожаемом питомце многие нюансы, которые ранее ускользали от внимания.

 

- Тем, кто кошек не любит: может быть, всё дело в том, что им просто не попалась в своё время подобная книга (хотя что-либо подобное при всём желании не припоминается).

 

- Детям. Чтобы они лишний раз могли убедиться, что удивительное – рядом и даже ещё ближе. Только надо научиться его видеть.

 

- Людям, верующим в Господа.

 

- Людям, не верующим.

 

- Всем и каждому. Потому, что на самом деле, эта книга совсем не о коте, а о той степени ответственности за всё живое, что нас окружает. «По сравнению с нами они беззащитны, они зависимы – тем более мы ответственны, тем больший с нас спрос, тем большая радость нам исполнить дело любви». Просто иногда одного только чувства ответственности недостаточно. Хорошо бы, чтобы оно подкреплялось крепкими нравственными устоями, а также практическими умениями и навыками. А того, что этому может поспособствовать, в книге предостаточно.

 

Общеизвестно, что «…нельзя жить в обществе и быть изолированным от общества». И относится это не только к homo sapiens, но и к коту разумному, коим несомненно, является главный герой повествования. Из предисловия: «Каждый сюжет, как средневековая миниатюра, охватывает не только событийный ряд Мишкиных приключений, но и их преломление в душах окружающих, а также их инстинктивную глубину, и их ситуативные разрешения, иногда абсолютно неожиданные…». Ключевые слова цитаты: «преломление в душах окружающих». А «окружающих» на довольно длительном житейском пути кота Мишки было много и души у них были разные.

 

Несомненно, каждый счастливый обладатель кота или кошки наслаждается общением со своим питомцем, основанном на взаимопонимании. И чем это взаимопонимание полнее, тем и счастья от общения больше. Но не каждый обладает способностью проникнуть в душу своего даже самого любимого существа. И уж, конечно, далеко не каждый обладает способностью облечь собственное знание (даже если оно есть) в форму умного и увлекательного повествования – это удел избранных. Автора книги Марину Журинскую, без всякого сомнения можно отнести к славной когорте избранных. Хотя, по её собственным словам, «Вообще-то я не собиралась писать про Мишку. Это меня уговорили в результате моих устных о нём повествований».

 

Чего только стоят попытки автора описать совершенно, по её мнению, «неописуемую» внешность кота. Здесь помимо общепринятых приёмов, М. Журинская прибегает к своему, эксклюзивному (не забывать о здоровом чувстве юмора!) способу, сравнивая некоторые внешние черты кота с личностями знакомыми любому читателю (а библиотекарю в особенности). Ну, например, описывая выдающиеся размеры кота и реакцию на них при первом знакомстве, упоминается Сергей Довлатов, которому тоже приходилось неоднократно слышать в свой адрес: «Ой, какой огромный!». А «Из-за носа с горбинкой у нас однажды возникла было идея сравнить его профиль с ахматовским, но мы эту идею сразу же отвергли по той весомой причине, что у Анны Ахматовой отнюдь не было полосатых щёк». А вот взгляд Мишкиных жёлтых с зелёным ободком глаз, когда он смотрит пристально, имеют совиное выражение. И поэтому, однажды его сравнили с Афиной Палладой, постоянный эпитет в античных текстах которой – совоокая.

 

К сожалению, формат статьи не позволяет в полном объёме привести целую главу (!), в которой автор пытается дать описание «неописуемой» внешность кота Мишки (никакой редактор такого излишества не позволит и правильно сделает. К тому же не стоит лишать материал одной из ключевых интриг. А книгу, – «…кто ищет, тот всегда найдет»). Разумеется, автор не оставляет попытки описания «неописуемой» внешности кота и в других главах книги, отмечая все возрастные и иные изменения в его внешности на протяжении всей кошачьей жизни: 15 лет, 3 месяцев и 6 дней, «…исполненных любви, добра и красоты».

 

Не менее выразительно передают не только внешние, но и внутренние особенности кота его многочисленные клички. Среди них: «…парадное (практически не употребляемое) имя Муркель-Муркис де Миша (первое слово немецкое, второе литовское, остальное, понятно, французское, но по-французски пишется demi-chat, то есть полукот, и более высокого ранга)». И ещё несколько обиходных кличек: «…Михрюндий (в минуты веселья или безобразий), котарх (в знак почтения к пышной красоте и величественному виду зрелого возраста, котауси (плагиат из Чуковского). Однако при антиобщественном поведении Мишку называли Мордарий, потому, что общее благородство (его и наше) не позволяло сказать запросто ах ты, морда. Но очень часто его звали без затей попросту Кот». Кстати, о том насколько ответственное дело выбор клички для кота (помните: «…как вы яхту назовете, так она и поплывет…»), свидетельствует такой эпизод: «А почему Мишка – на этот вопрос мы через несколько лет отвечали одному священнику:

 

- Видите ли, батюшка, он был в детстве очень похож на медвежонка-гризли: лапы толстые, ходит загребая, лобастый и крупный.

 

На это батюшка осчастливил нас притчей:

 

- Вот видите, что значит наречь слова вещам: вы его назвали Мишкой, и он стал думать, кем ему лучше расти, котом или медведем. В конце концов решил, что котом всё-таки лучше, да уж поздно: видите, какой большой вырос».

 

Книгу эту можно назвать книгой кошачьих откровений. Она не только вооружит многими знаниями, но и даст ответы на вопросы, на которые не всякий котовод и котовед ответит:

 

- что нужно сделать, чтобы понравиться кошке, расположение которой вам просто необходимо завоевать;

 

- почему не должно быть «уподобления кота человеку»;

 

- почему «…кот – не домашнее животное, хотя все привыкли думать обратное» и как звучит официальное кошачье название в классификации животных;

 

- почему «…при котах нельзя смеяться, во всяком случае, глядя на них…»;

 

- какие сны иногда снятся вашему коту;

 

- за что обожествили кошек египтяне и как выглядит настоящая египетская мау;

 

- способны ли кошки к состраданию (и «…если это не сострадание в самом точном смысле слова, то непонятно, что такое сострадание»);

 

- чего делать не следует, чтобы не  нарушить суверенность кошачьей личности;

 

- кто хозяин в вашем доме, если в нем есть кот (и, главное, почему);

 

- грозит ли кошкам «звёздная» болезнь и каковы её симптомы.

 

 

А ещё книга:

 

- развенчает миф о том, что кошки привыкают к дому, а не к людям;

 

- расскажет о напастях, грозящих кошкам (попробуйте отгадать, от кого исходят самые серьёзные напасти?);

 

- поведает насколько у кошек развито чувство собственности и как оно проявляется;

 

- раскроет секреты кормления, врачевания (как тела, так и израненной кошачьей души), повседневного ухода. И всё это без отсылки к сторонним авторитетам и научно-познавательной литературе, а исключительно исходя из собственного опыта автора повествования.

 

 

Если попытаться оценить книгу одной фразой, то получится так: пособие по котолюбию, занимательное и увлекательное.

 

 

P.S. Все состоявшиеся и потенциальные читатели книги должны испытать чувство благодарности главному библиотекарю методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара Татьяне Рудишиной, проявившей бдительность и своевременно «отловившей» «Мишку и некоторых других котов и кошек» на одной из книжных выставок-ярмарок.

 


Н.Е. Колоскова

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!