«Ложится мгла на старые ступени» - А. Чудаков

 

У каждого из нас есть свой личный читательский план, в котором книги, которые ты знаешь, что их надо прочесть. Это может быть что-то из классики или, наоборот, роман на слуху (или был таковым некоторое время назад), но прошёл мимо.

 

Так вот таким романом из заветного списка до минувшего лета был автобиографический роман Александра Чудакова, филолога, исследователя творчества  Чехова, – «Ложится мгла на старые ступени».

 

Почему пишу о нём? Это история с педагогикой, это неспешное, «старомодное» повествование, это объяснение в любви русскому интеллигенту ХХ века. Чего один дед стоит, с его семинарской закваской, готовящий внука Антона к школе по дореволюционным учебникам с купцами и аршинами ситца! А дух Лысенко, окончательно сгубивший сельское хозяйство в СССР, витающий над городом. А сумасшедший философ, с которым общается герой, уже в будучи студентом Московского университета. А череда родственников – каждый со своей историей и со своими тараканами. Читать. Непременно читать, если вы также, как и я, отложили книжку в долгий ящик.

 

А  божественная строка, взятая в название, она из Александра Блока:

 

 

 

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив - и ждёт твоих шагов.

Ты здесь пройдёшь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени....
Я озарён - я жду твоих шагов.

4 января 1902

 

Т.В. Рудишина

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!