О наиболее известных произведениях А.П. Гайдара

 

О наиболее известных произведениях А.П. Гайдара

 

 

 

*   *   *


«В дни поражений и побед» – первая повесть Аркадия Гайдара. На рукописи, хранящейся в ЦГАЛИ, им обозначены даты: 1923-1924 год, 23 февраля. Уже здесь, на первой странице в правом верхнем углу, появилась звёздочка с расходящимися от неё лучами. Потом этот знак Аркадий Гайдар будет ставить почти на всех своих рукописях, а часто и на письмах к друзьям.

 

Над повестью он начал работать в Красноярске, ещё находясь в рядах Красной Армии. Она во многом автобиографична. Более того, первая часть повести, где рассказывается об учёбе Сергея Горинова на курсах красных командиров, о боях с белыми бандами на подступах к Киеву, почти документальна.

Писатель отдал повесть в издательство «Земля и Фабрика» в конце 1924 года, но книга вышла лишь в 1926 году.

 

 

 

*  *  *

 

«Жизнь ни во что (Лбовщина)» - эта повесть печаталась с 10 января по 3 марта 1926 года на страницах пермской газеты «Звезда», c которой сотрудничал Аркадий Гайдар. Зачастую только что написанная им глава сразу уходила в набор и уже на следующий день появлялась в газете.

 

Основой повести послужили события, развернувшиеся в 1905-1908 годах на Урале: вооружённое выступление против царского правительства в рабочем пригороде Перми  - Мотовилихе; действия боевой дружины во главе с А. М. Лбовым, которая продолжала сражаться с жандармами и войсками и после подавления восстания.

 

Автор использовал архивные документы, но допускал и художественный вымысел.

«Все главнейшие факты, отмеченные в повести, верны, но, конечно, обработаны в соответствии с требованиями фабулы. Имена главных героев – подлинны», - писал Аркадий Гайдар в предисловии к газетной публикации.

 

В 1926 году «Жизнь ни во что» вышла в Перми отдельным изданием. Книга была тепло принята читателями и литературными критиками.

«После “В дни поражений и побед“, “Жизнь ни во что“ – большая победа Гайдара-Голикова», - говорилось в рецензии, опубликованной в журнале «Книгоноша» (Москва, 1926, № 29).

 

Однако Аркадий Гайдар сознавал  несовершенство повести и собирался её переработать, использовав для этого и другую свою маленькую повесть «Лесные братья (Давыдовщина)», посвящённую событиям того же периода. «Когда-нибудь я все-таки – из “Лесных братьев“ и “Лбовщины“ – сделаю интересную книгу», - записал он в дневнике в 1932 году.

 

 

 

*  *  *


Повесть «Школа» впервые была опубликована в журнале «Октябрь» за 1929 год (№ 4-7) под рубрикой «Пережитое». Эта рубрика, как и само название, под которым повесть печаталась – «Обыкновенная биография», - подчёркивали автобиографический характер произведения.

С таким же названием повесть вышла в свет в 1930 году в двух выпусках «Роман-газеты для ребят».

 

Тихий городок Арзамас, реальное училище, детские игры, взбудоражившая город весть о революции... Всё это и многое другое действительно перешло в повесть прямо из мальчишеских лет писателя. Как и герой повести, он быстро повзрослел; мать его работала фельдшерицей, отец находился на фронте. В образе большевика Галки в повести выведен преподаватель реального училища Николай Николаевич Соколов. Когда Аркадий Голиков (Гайдар) в 1919 году ушёл на гражданскую войну, ему, как и герою повести Борису Горикову, едва исполнилось пятнадцать лет.

 

Но полного совпадения судеб писателя и героя его повести, конечно, искать не следует. Так, например, в повести отец Бориса Горикова по приговору военного суда царской армии расстрелян, а отец писателя Пётр Исидорович Голиков стал в Красной Армии комиссаром полка. Путь самого писателя на фронт был иным, чем у Бориса Горикова.

 

Желая указать на то, что образ Бориса Горикова собирательный, писатель и дал сначала своей повести название «Обыкновенная биография». На «обыкновенность», т.е. типичность своего жизненного пути, как и пути героя повести, Аркадий Гайдар указывал и позже. «Это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное, - писал он в 1934 году. - Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время».


Интересно, что до названия «Обыкновенная биография» существовал ещё один его вариант – «Маузер». Так именуется повесть в договоре, заключённом писателем с Госиздатом в июне 1928 года.

 

Однако, уже после того как повесть вышла в свет, писатель продолжал искать для неё максимально точное, ёмкое название. В 1930 году повесть была издана в Госиздате отдельной книгой под названием «Школа». С этим «именем» она и осталась в  литературе, рассказывая всё новым и новым поколениям юных читателей о той школе жизни, через которую довелось пройти их сверстникам  в годы становления Советской власти.

 

«Школа» задумывалась в 1923-1924 годах в Сибири, когда Гайдар, молодой командир РККА, впервые брался за перо. Начал  работать над повестью он в 1928 году, живя в Кунцеве, под Москвой, а заканчивал в Архангельске в 1928-1930 годы, являясь сотрудником газеты «Волна»,  литературном приложения к газете «Правда Севера». Там же впервые появился небольшой отрывок из повести, тогда ещё называвшейся «Маузер».

 

 

 

*  *  *

 

В 1930 году Аркадий Гайдар переехал с семьей из Архангельска в Москву, поселился в дачном поселке Кунцево. Ободренный успехом «Школы», он сел за продолжение этой повести: Борис Гориков после ранения возвращается в Арзамас, встречается со старыми друзьями, потом снова уезжает на фронт…

 

Так оно в жизни писателя и было, и казалось, что работа пойдет легко. Действительно, первые главки писались быстро. Но постепенно дело замедлялось. Аркадий Гайдар переживал, мучился, не сразу осознав, что дело не в компоновке глав, не в сюжетных ходах и не в литературном стиле, а просто-напросто повесть «Школа» по внутренним законам, присущим произведению, уже закончена и продолжения у неё быть не может. Нужно просто браться за новую книгу.

 

Жена писателя Л.Л.Соломянская, работавшая тогда редактором «Пионерской правды» на радио, попросила Аркадия Гайдара написать для радиогазеты небольшой рассказ. Так и родился «Четвёртый блиндаж».


В этом рассказе появляется потом почти постоянно присутствующая в произведениях Аркадия Гайдара тема Красной Армии, которая, завоевав победу в гражданской войне, бдительно оберегает мирный труд советского народа.

 

И всё же даже в этом коротеньком рассказе можно найти отголоски Арзамаса. Одному из героев «Четвёртого блиндажа» писатель дал имя Исайка Гольдин, вспомнив своего товарища по реальному училищу. А.М.Гольдин впоследствии, уже после Великой Отечественной войны, собрал в архивах документы об участии Аркадия Гайдара в гражданской войне и, основываясь на этих документах, написал  интересную книгу «Невыдуманная жизнь» (Москва, Детская литература, 1972).

 

Живёт в рассказе и тема гражданской войны, а девочке Нюрке писатель отдал одну из своих любимых песен.

 

Впервые рассказ «Четвёртый блиндаж» передавался по радио в 1930 году. В 1931 году вышел отдельной книжечкой в издательстве «Молодая  гвардия».

 

 

 

*  *  *

 

«Сейчас я работаю над повестью, которая называется "Военная тайна". Это повесть о теперешних ребятах, об интернациональной смычке, о пионерских отрядах и ещё много о чём другом», - сообщал Аркадий Гайдар в 1934 году («Пионер», № 5-6).

 

Гайдар начал писать эту повесть весной 1932 года в Хабаровске, где работал разъездным корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда». Поначалу писатель предполагал назвать повесть «Такой человек».

 

«Какой это человек? И кто этот человек? Это будет видно потом», - говорится в письме Аркадия Гайдара, посланном в июне 1932 года детской писательнице А. Я. Трофимовой.

 

Нетрудно увидеть, что «таким человеком» Аркадий Гайдар считал героя этой повести – «малыша Альку». Он наделил его чертами, которые впоследствии появились и у одного из героев повести «Судьба барабанщика», Славки Грачковского, и у Тимура Гараева из повести «Тимур и его команда».

 

В «Судьбе барабанщика» сын военного инженера Славка Грачковский сломал ногу, прыгая с парашютом из горящего самолета.

 

- Нога - это плохо, - говорит он Серёже Щербачёву.

- Ну, ничего, не пропаду. Не такие мы люди!

- Кто мы?

- Ну, мы... все...

- Кто все? Ты, папа, мама?

- Мы, люди, - упрямо повторил Славка и недоуменно посмотрел мне в глаза. - Ну, люди!.. Советские люди! А ты кто? Банкир, что ли?


В повести «Военная тайна» такими людьми стали  ребята - пионеры, съехавшиеся в Артек со всех концов страны. 1 августа 1932 года Аркадий Гайдар пометил в своём дневнике: «Она [книга] вся у меня в голове, и через месяц я её окончу, тем более, что отступать теперь уже поздно... А назову я её "Мальчиш-Кибальчиш"...»

 

Тема верности Родине, стойкости, отваги всё ярче звучала в рукописи. 23 августа 1932 года Аркадий Гайдар записал в дневнике: «Сегодня я неожиданно, но совершенно ясно понял, что повесть моя должна называться не "Мальчиш-Кибальчиш", а "Военная тайна". Мальчиш остается мальчишем, но упор надо делать не на него, а на "военную тайну", которая вовсе не тайна».

 

Что же это за «военная тайна», которая вовсе не тайна?

 

А это и есть те черты характера русских людей,  интернационализм, готовность к подвигу, которые Аркадий Гайдар разглядел у  детей и которые эти дети, повзрослев, с такой яркостью проявили десять лет спустя, на полях сражений Великой Отечественной войны.


В апреле 1933 года на страницах газеты «Пионерская правда» появилась «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Затем она вышла отдельной книжкой в Детгизе с яркими рисунками художника В. Конашевича. Целиком повесть была напечатана в 1935 году в журнале «Красная новь» (№ 2) и почти одновременно вышла отдельной книгой в Детгизе.

 

 

 

*  *  *

 

После выхода «Школы» Аркадий Гайдар окончательно определил свой литературный путь - детский писатель. Повесть «На графских развалинах», которая появилась вслед за «Школой», также адресована подросткам. Но в отличие от «Р.В.С.» и «Школы» автор эту повесть в сборники своих сочинений не включал.

 

Повесть впервые опубликована отдельной книгой в 1929 году, в Москве, в издательстве «Молодая гвардия».

 

 

 

 

 

 

*  *  *

 

«Р.В.С.» – первое произведение Аркадия Гайдара, адресованное детям. В творчестве писателя эта небольшая повесть занимает важное место. Именно в ней начинает ярко проявляться особая, столь характерная для Аркадия Гайдара, манера разговора с детским читателем: серьёзность, общественная значимость, а порой и трагичность затрагиваемых им вопросов. Автор включает юных героев своих произведений в главные события, заботы, которыми живет страна. Доверительность интонации, сдержанный лиризм, мягкий юмор - всё это и поныне завоевывает сердца читателей, обеспечивая книгам Аркадия Гайдара долгую жизнь.

 

Значение «Р.В.С.» как вехи в своем творчестве понимал и сам писатель. Не случайно в 1937 году в «Автобиографии», перечисляя свои книги, он начал именно с «Р.В.С.», опустив ряд повестей и рассказов, вышедших до и после «Р.В.С.».

 

Точные хронологические рамки написания повести не установлены. Но задумана она была, по-видимому, ещё в 1923 году, когда девятнадцатилетний начальник 2-го боевого раcчёта частей особого назначения Аркадий Гайдар приехал из Хакасии в Красноярск, в штаб ЧОН Сибири. В его бумагах того периода можно встретить маленький отрывок, вошедший почти без изменений в «Р.В.С.».

 

Впервые повесть увидела свет в апреле 1925 года в ленинградском журнале «Звезда» в сокращённом варианте. Полный текст появился год спустя на страницах газеты «Звезда» в Перми. В том же 1926 году «Р.В.С.» вышла в Москве отдельной книжкой.

 

Это издание не принесло радости автору. 16 июля 1926 года газета «Правда» опубликовала письмо Аркадия Гайдара: «Вчера увидел свою книгу "Р.В.С." – повесть для юношества, Госиздат. Эту книгу теперь я своей назвать не могу и не хочу. Она "дополнена" чьими-то отсебятинами, вставными нравоучениями, и теперь в ней больше всего той самой "социальной сопливости", полное отсутствие которой так восхваляли при приёме повести Госиздатовские рецензенты. Слащавость, подделывание "под пионера" и фальшь проглядывают на каждой её странице. "Обработанная" таким образом книга – насмешка над детской литературой и издевательство над автором».

 

В исправленном Аркадием Гайдаром виде повесть «Р.В.С.» вышла в 1934 году в Детгизе и с тех пор переделкам не подвергалась.

 

Обращаясь к биографии Аркадия Гайдара, к его дневникам, можно считать, что в основу повести положены его наблюдения в бытность командиром взвода и роты на Украине в 1919 году.

 

 

 

 

*  *  *

 

В марте 1936 года Аркадий Гайдар ответил на письмо юных читателей из Орла:
«...Осенью вы уже, вероятно, будете читать мою новую повесть “Талисман“, над которой я сейчас крепко работаю».

 

Какое название дать своей новой повести, Аркадий Гайдар тогда ещё окончательно не решил. В разговорах с друзьями всё же чаще называл её «Бумбараш». Очень ему нравилось это звонкое, с рокотом барабана, имя. В газете, сообщая о своих творческих планах, писал, что работает над повестью «Талисман». Но дело не в названии. Он начал писать эту повесть вскоре после выхода в свет «Голубой чашки». Был окрылён успехом, и работа шла споро. «Повесть я тебе сдам хорошую, - сообщал Аркадий Гайдар в письме редактору журнала "Пионер" Б. А. Ивантеру, - доволен будешь. Написал вчера такую фразу - что два часа ходил и улыбался... Да здравствует весёлый Бумбараш, да здравствует юный человек - Иртыш - весёлая голова».

 

О том, почему повесть осталась незавершенной, рассказывает Р. И. Фраерман: «…Гайдар был чрезвычайно доволен, как шла работа над "Бумбарашем". Он писал эту повесть с вдохновением. И вдруг в свет выходит повесть Валентина Катаева "Шёл солдат с фронта", или, как она потом стала называться, "Я - сын трудового народа".
Это было почти то же самое, о чём думал Гайдар, и о чём ему хотелось написать в "Бумбараше". Гайдар оставляет работу…». Вскоре он начал писать повесть «Судьба барабанщика».


Впервые главы из повести «Бумбараш» были опубликованы в сборнике «Жизнь и творчество А. П. Гайдара» (Москва, Детгиз, 1951).

 

 

 

 

*  *  *


Аркадий Гайдар был уже на фронте, когда в журнале «Мурзилка» за 1941 год, № 8, 9, появилась его сказка «Горячий камень».


Он написал её в апреле этого же года незадолго до начала Великой Отечественной войны.

Бывший редактор журнала В.И.Семёнов вспоминает, как Аркадий Гайдар впервые читал ему эту сказку.

«В чтении его не было ни пафоса, ни декламации. Иногда он делал паузы, которые давали возможность пережить происходящее... Казалось, он не читал, а рассказывал о действительно случившемся и очень-очень для всех нас важном».

В.И.Семёнов прав.

 

 

За доброй усмешкой писателя над своим рассказом и над самой формой сказки - ну подумайте, какая это волшебная печать: «два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые!» - за всем этим лежит простая и вместе с тем очень важная мысль: жизнь даётся человеку один раз, её нужно прожить достойно, её нельзя будет потом «переписать набело».

Обращаясь в сказке к маленьким читателям, Аркадий Гайдар говорит сокровенное о себе самом:

«И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!»

 

 

 

 

*  *  *

 

После рассказа «Четвёртый блиндаж» Аркадий Гайдар задумал написать ещё несколько рассказов для ребят, объединив их в сборник под общим названием «Дальние страны». В июне 1931 года он писал своему товарищу В.Н.Донникову, что в издательстве "Молодая гвардия" «вскоре выйдет... большой сборник рассказов "Дальние страны"».

Над первым рассказом для сборника писатель начал работать, по-видимому, в январе 1931 года в Москве, на улице Большая Ордынка, куда в небольшую комнатку коммунальной квартиры он переехал из Кунцева с женой и сыном. Однако рассказ неожиданно для самого писателя никак завершаться не хотел, перерастая в повесть. Заканчивал Аркадий Гайдар эту повесть летом того же года в Крыму, в пионерском лагере Артек.

 

Отрывки из не оконченной ещё повести он читал в Артеке ребятам. «Говорят, что "Дальние страны" очень милая и грациозная повесть», - пометил писатель в своем дневнике 22 июля 1931 года «Дальние страны» вышли отдельной книжкой в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия».

 

Когда читаешь «Дальние страны», невольно приходят на память строчки из повести «Школа». Герой этой книги Борис Гориков говорит: «Ещё в Арзамасе я видел, как мимо города вместе с дышавшими искрами и сверкавшими огнями поездами летит настоящая, крепкая жизнь. Мне казалось, что нужно только суметь вскочить на одну из ступенек стремительных вагонов, хотя бы на самый краешек, крепко вцепиться в поручни, и тогда назад меня уже не столкнешь».

 

Вот так же и в повести «Дальние страны» мимо тихого разъезда пролетают, не останавливаясь, скорые поезда, мчащиеся в неведомые, интересные «дальние страны». Но вдруг оказывается, что «настоящая, крепкая жизнь» сама приходит на этот разъезд, что теперь заманчивые «дальние страны» вот они, рядом. Правда, путь в них все равно нелёгок, а порой и опасен.

 

 

 

 

*  *  *

 

Рассказ «Дым в лесу» впервые напечатан в журнале «Пионер» № 2 за 1939 год. В том же году он вышел отдельной книгой в Детиздате.

 

Известно, что Аркадий Гайдар с неодобрением относился к тем художественным произведениям, в которых юные герои с ошеломляющей легкостью совершали головокружительные подвиги. Он считал, что в угоду занимательности нельзя жертвовать правдой. А правда порой бывает сурова. Но даже дети, если придётся, действительно вносят свой посильный вклад в дело защиты Родины. Пусть в данном случае подвиг совсем не громок - и всего-то требуется от «Володьки из сто двадцать четвёртой квартиры» переплыть через неширокую речку Кальву. Да и не совершён этот подвиг - самого Володьку пришлось вытаскивать из реки. Главное другое: Володька знает, что, раз нужно, он переплывёт!

 

«У нас это по географии проходили... Да я что-то плохо...» - говорит  Володька лётчику Федосееву, когда тот спрашивает, найдёт ли он путь по карте.

 

Этот эпизод тесно переплетается с другим, из очерка Аркадия Гайдара с фронта Великой Отечественной войны «Война и дети». Советский школьник случайно оказался рядом с фашистскими офицерами, которые долго разговаривали о чем-то, держа перед собой карту.

 

…Я у него спросил:

- Погоди! Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, это же для нас очень важно.

Паренёк удивился:

- Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

- Знаю, что не по-турецки. Ты сколько окончил классов? Девять? Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

Он уныло и огорчённо развёл руками:

- Эх, товарищ командир. Кабы я про эту встречу знал раньше...

 

 

 

*  *  *

 

Впервые рассказ «Голубая чашка» опубликован в январском номере журнала «Пионер» за 1936 год.  В том же году рассказ вышел отдельной книжкой в Детиздате.

 

Можно считать, что, в определённой мере, рассказ автобиографичен. «Мне тогда было тридцать два года...» - так начинается «Голубая чашка».

 

Летом 1935 года, когда в селе под Арзамасом Аркадий Гайдар написал эти слова, и осенью в Малеевке, под Москвой, когда писатель заканчивал рассказ, ему действительно шёл тридцать второй год. На фронтовых дорогах гражданской войны встречалась ему Маруся - Мария Плаксина. В первом варианте «Голубой чашки» была не дочь Светлана, а сын - Димка...

 

Но суть, конечно, не в этом. Рассказ «Голубая чашка» автобиографичен в ином, более высоком смысле слова. В этом рассказе Аркадий Гайдар  распахивает перед читателем свой внутренний мир. Здесь отчётливее, чем в других произведениях писателя, мы видим самого Аркадия Гайдара, каким он был в свои тридцать два года. Его голос звучит свободно, раскованно, он полон человеческого тепла и доброты. Мягкий юмор позволяет убедительно и ненавязчиво высказать важные мысли.

 

Писатель шагает со Светланой по этому гайдаровскому миру - миру добрых, смелых, честных людей, взрослых и маленьких, которые живут в прекрасной стране, крепко дружат и вместе строят новую жизнь. Поначалу писатель собирался так и назвать рассказ  - «Хорошая жизнь».

 

Однако для Аркадия Гайдара хорошая жизнь вовсе не означает жизнь бездумную или безмятежную. В рассказ, полный тепла, солнца, напоенный запахами летнего поля, врываются отголоски больших, грозных событий: фашисты захватили власть в Германии, оттуда в Советский Союз приехала со своим отцом-антифашистом девочка Берта; вышли в поле на боевые учения части Красной Армии. Быть может, им скоро предстоит отражать нападение врага...

 

В глубине рассказа есть и ещё один очень важный "слой". Над дружной семьёй вдруг нависла тучка, грозя эту семью разрушить. В самом ли деле она нависла, или это лишь показалось, почудилось? Очень тонко, с большим тактом вводит писатель в рассказ эту тему. Она лишь намечена, обозначена несколькими штрихами, но тревога поселяется в сердце читателя.

 

Появление «Голубой чашки» вызвало дискуссию. «Одни считают эту книгу отрадным явлением в детской литературе. Другие находят её "непригодной" для детей, "недопустимой" и даже "возмутительной"», - отмечала А. Жаворонкова (журнал «Детская литература», № 5, 1937).

 

Спустя десятилетия после того, как рассказ был написан, «Голубая чашка», по единодушному мнению писателей и критиков, остаётся одним из лучших детских рассказов в советской литературе.

 

В «Голубой чашке» Аркадий Гайдар особенно убедительно показал: нет вопросов, о которых нельзя вести честный разговор с маленькими читателями.

 

 

 

*  *  *

 

Гайдар не уклонялся от «трудных тем», плохо укладывающихся в рамки детской литературы. Многое сам испытавший в жизни, он говорил в своих книгах о трудных сторонах её.

 

Так была написана книга «Судьба барабанщика», как говорил сам Гайдар, «книга не о войне, но о делах суровых и опасных - не меньше, чем сама война».

 

«Заканчиваю последние страницы повести… Работал крепко, кажется, выходит хорошо», - это из письма Аркадия Гайдара С. Г. Розанову, отправленного в январе 1938 года.

 

Однако текст повести в Детиздат и в журнал «Пионер» попадает только весной 1938 года.

 

В «Судьбе барабанщика» писатель несколько раз менял причину ареста отца героя повести Сергея Щербачова. По первоначальному замыслу отец арестован по доносу. В повести его арестуют за растрату. В незаконченном сценарии – за утерю важного военного документа. Но причина ареста не меняла главного – суровости удара, который должен пережить четырнадцатилетний мальчишка, любивший, уважавший своего отца, гордившийся им.

В те сложные годы ребят с подобной судьбой было немало.

 

2 ноября 1938 года «Пионерская правда» начала публикацию «Судьбы барабанщика». «Продолжение следует…» было напечатано в газете. Но продолжения не последовало ни в следующем номере, ни через номер… Отложил публикацию повести и журнал «Пионер». Детиздат тоже приостановил работу над книгой. Видимо, в то время сложность темы, затронутой в повести, кого-то напугала. Однако, 1 февраля 1939 года газеты опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении «за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы» 172 советских писателя. В этом списке было и имя Аркадия Гайдара…

 

В июле 1939 года повесть «Судьба барабанщика» вышла отдельной книгой в Детиздате.

 

 

 

*  *  *

 

Рассказ «Чук и Гек» появился в первых январских номерах газеты «Пионерская правда» за 1939 год. В следующем месяце под названием «Телеграмма» он был опубликован в журнале «Красная новь». В том же году Детиздат выпустил рассказ «Чук и Гек» отдельной книжкой.

 

В статье «Новый рассказ А. Гайдара» В. Б. Шкловский писал: «Мы знаем Гайдара давно, и почти всегда видим его с удачей, "с полем", как говорят охотники. С удачей можно поздравить его и по поводу  "Чука и Гека"... Начиная с "Голубой чашки", у Гайдара появился новый голос и новое литературное умение. Он как-то более лирически понял жизнь. Писатель вырос и не перестал от этого быть понятным и любимым детьми. А критика всё встречается с Гайдаром, как малознакомый дядя с чужим мальчиком.

- Это чей мальчик? Вы, мальчик, опять выросли. Вас узнать нельзя, мальчик.

Это потому, что дядя сам не растёт и не расширяет своего опыта так, как растет Гайдар.

У хорошего писателя юность и рост долгие».

 

Дневник Аркадия Гайдара за 1940 год содержит запись: «Позапрошлый год в декабре, кажется, писал "Чук и Гек". Время для меня было крутое».

 

Конец 1938 года был для Аркадия Гайдара действительно «крутым». В ноябре неожиданно была приостановлена публикация его новой повести «Судьба барабанщика». Сложным было время и для страны.

 

В «Чук и Гек» нет отзвука тех событий. И всё же рассказ несёт на себе их своеобразный отсвет.

 

В этом рассказе, в разговорах его взрослых и маленьких героев, в раскрывающейся перед читателями панораме нашей огромной страны, Аркадий Гайдар отстаивает свой оптимизм, непреклонную веру в правоту своего дела, которое всё равно одолеет любые беды и трудности.

 

Как жизненное кредо писателя звучат заключительные строки «Чук и Гек»:

«Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».


Именно эти слова были вырезаны на мраморной плите на могиле писателя в городе Каневе, когда его прах в 1947 году перенесли туда с лесной опушки у села Леплява, где фашистская пуля оборвала жизнь Аркадия Гайдара.

 

 

 

 

*  *  *

 

Аркадий Гайдар активно сотрудничал в кинематографии. До Великой Отечественной войны он уже создал киносценарии по своим повестям «Военная тайна», «Судьба барабанщика».

 

Судя по дневникам Аркадия Гайдара, киносценарий «Тимур и его команда» он начал писать в конце 1939 года в Старой Рузе, а закончил в апреле 1940 года на Кавказе. В июле-августе того же года сценарий опубликован в журнале «Пионер».  Ещё продолжались съёмки кинофильма (он снимался на берегах Волги), а Аркадий Гайдар уже начал работу над одноименной повестью. 14 июня он записал в дневнике: «Война гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии. Германцы наступают на Париж…»

 

Аркадий Гайдар спешит, видя, как всё ближе подкатывается к русским границам огненный вал второй мировой войны. Его новая повесть, как и кинофильм, должна помочь советским ребятам найти своё место в тяжёлую военную пору.

 

27 августа 1940 года: «Сегодня закончил повесть о Тимуре – больше половины работы сделал в Москве, за последние две недели». Уже через несколько дней «Пионерская правда» начинает публиковать повесть. В начале 1941 года «Тимур и его команда» трижды выходит отдельными изданиями в Детгизе.

 

Происходит небывалое: литературный герой со страниц книжки, с киноэкрана сразу шагает в жизнь. По всей стране возникает множество «тимуровских команд». С особой силой тимуровское движение развёртывается в годы Великой Отечественной войны.

 

Тимур Гараев – образ собирательный. Писатель наделил его лучшими чертами: смелостью, добротой, честностью, верностью дружбе, любовью к Родине, горячим желанием приносить посильную пользу. В творчестве Аркадия Гайдара такой образ не явился чем-то совершенно новым и неожиданным. Новыми стали условия, время, а по характеру Тимуром могли бы быть многие герои гайдаровских книг. Им мог бы стать повзрослевший Алька из «Военной тайны», если бы не его трагическая гибель, мог бы стать Сергей Щербачов из «Судьбы барабанщика», после того, как он с честью прошёл через тяжёлые испытания, мог бы стать Володька из «Дыма в лесу».

 

И если уж искать прототип героя повести «Тимур и его команда», то скорее всего это сам Аркадий Гайдар, который мальчишкой стал командиром Красной Армии. «Когда мне было 15 лет, я командовал ротой. У меня в роте были люди с бородами, были люди плохого порядка, были люди, которые не хотели тебя слушать. Чем я мог их держать? Тем, что твёрдо верил в то, что нужно было делать. И ценой этого добивался того, что меня слушались», - писал Аркадий Гайдар.

 

 

 

*  *  *

 

Большой успех кинофильма «Тимур и его команда» побудил студию «Союздетфильм» предложить Аркадию Гайдару продолжить работу над полюбившимся ребятам образом. В сентябре 1940 года он начинает писать сценарий «Комендант снежной крепости».


«На этот раз я работаю несколько иначе, чем всегда, - сообщает Аркадий Гайдар из Старой Рузы. – Я сижу, обдумываю заранее сюжет, положения, события. Все ещё пока туманно, но за этим туманом уже слышны и звон, и крик, и неясная музыка…»

 

В киноповести опять мальчишеская игра, но строго и чётко формулируются в этой игре такие понятия, как «честь», «долг», «дисциплина», «боевое товарищество». Очень важна и проходящая через всё произведение мысль, что лёгких дорог к светлому будущему нет.

 

В январе 1941 года киноповесть «Комендант снежной крепости» была опубликована в журнале «Пионер».

 

«Я люблю театр, люблю кино, но больше всего люблю просто хорошо написанную книгу, за неё отвечаешь один, без дураков, всей головой», - написал Аркадий Гайдар в феврале 1941 года.

 

 

 

 

*  *  *

 

На второй день после начала Великой Отечественной войны Аркадий Гайдар приступил к работе над сценарием «Клятва Тимура». Это было срочное задание Комитета по делам кинематографии.

 

Сценарий создавался под Москвой, в Болшеве, в Доме творчества кинематографистов. Работа шла быстро. Режиссер Л.В. Кулешов, который должен был ставить картину, работал параллельно с Гайдаром: брал у него готовые страницы литературного сценария и составлял режиссёрский план.

 

2 июля 1941 года Аркадий Гайдар послал из Болшева телеграмму А.А. Фадееву: «Закончив оборонный сценарий, вернусь в Москву шестого.

Не забудь о моём письме, оставленном в секретариате».

 

В этом письме, оставленном в секретариате Союза писателей СССР, Аркадий Гайдар просил помочь ему уехать на фронт.

 

14 июля 1941 года Аркадий Гайдар написал письмо военному коменданту Москвы генерал-майору Ревякину:

«По повести и кинофильму "Тимур и его команда" возникло большое пионерское движение помощи семьям ушедших на фронт бойцов Красной Армии. Десятки тысяч детей уже принимали в этом благородном деле самое горячее участие. Сейчас… фабрика "Союздетфильм" приступает к съёмке второго оборонного кинофильма "Клятва Тимура". Это о том, что должны делать и чем могут помочь взрослым дети во время нынешней Отечественной войны. Для этого нам необходимы четверо московских ребят, игравших в первой картине главные роли… Они эвакуированы сейчас в Уфу. Прошу вашего разрешения на их возвращение в Москву».

 

19 июля 1941 года газета «Пионерская правда» начала печатать «Клятву Тимура». Через день Аркадий Гайдар уехал на фронт.

 

 

Материал подготовлен справочно-библиографическим отделом ЦГДБ им. А.П. Гайдара.

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!