Яндекс.Метрика

Экологическое лето библиотекарей 2010 - подробнее

 

Экологическое лето библиотекарей

 


В июле 2010 года прошла межрегиональная творческая лаборатория «Экология. Культура. Образование», которую уже в шестой раз провела Вологодская областная универсальная научная библиотека (далее ВОУНБ) совместно с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды. К участию в работе лаборатории приглашены специалисты областных и муниципальных библиотек, занимающиеся проблемами организации экологического  информирования и просвещения.

На этот раз своих коллег принимали библиотеки сёл и деревень Вологодской области: Нюксеница, Пожарище, Вострое, Тарнога.

 

Пять дней библиотекари из Ярославля, Кирова, Москвы и их вологодские коллеги путешествовали по Вологодской области, встречались с коллегами, представителями экологических и природоохранных учреждений и организаций, руководителями предприятий, лесниками, фольклорными и детскими музыкальными коллективами, – все они вносят свою лепту в экологическое воспитание и просвещение детского и взрослого населения.

 

Программа работы лаборатории была очень насыщенной и написать про всё, что было увидено, услышано и прочувствовано просто невозможно. Пришлось сделать выбор, отдав предпочтение тому, что имеет непосредственное отношение к деятельности библиотек, обслуживающих детей, и лишь немного внимания уделить «фону», на котором проходила работа лаборатории.

 

 

 

День первый. Город Вологда.


В пленарном заседании, прошедшем в Вологодской областной универсальной научной библиотеке и начавшем работу лаборатории, приняли участие специалисты учреждений и организаций, с которыми ВОУНБ осуществляет тесное сотрудничество.  О проблемах экологии Вологодской области и воспитании экологической культуры населения участникам заседания подробно рассказала Ольга Алексеевна Никерова, сотрудник департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.

 

Выступление Тамары Александровны Онищенко, председателя Вологодского отделения Всероссийского общества охраны природы было посвящено Дням защиты от экологической опасности, которые под девизом «Экология – Безопасность – Жизнь» прошли в области уже в 17-ый раз. В самом начале своего эмоционального выступления Тамара Александровна обозначила роль и место библиотек, учреждений дополнительного образования в экологическом воспитании и образовании детей: «Мы не должны лезть в образовательный процесс, мы должны создавать условия для образовательного процесса». И рассказала о том, что конкретно делается для того, чтобы такие условия были созданы:

 

- библиотеки в селах Вологодской области повсеместно выступают как центры экологического воспитания населения (в том числе и взрослого);

- на протяжении пяти лет в области проходит фестиваль экологических театров «Сохраним Вологду голубой и зеленой». В 2010 году на фестивале было представлено уже 26 сценариев;

- много внимания уделяется наглядной и иной агитации, и это очень важно. В Вологде и Грязовце, например, курсирует «Зелёный автобус». Акцию под таким названием проводят активисты экологического движения (как правили это студенты), напоминая горожанам о необходимости защищать природу. На остановках экологического маршрута прохожим раздаются памятки, разъясняющие, например, почему нельзя заканчивать субботник сжиганием мусора, или призывающие принять участие в сборе макулатуры и др. Проводятся беседы, цель которых – сбор информации об экологически проблемных районах города, выясняется мнения горожан о том, что надо сделать, чтобы экологическая обстановка улучшилась. Ещё одна группа добровольцев проводит экологические конкурсы для детей.

 

По мнению Тамары Александровны, одно из непременных условий успешной деятельности библиотеки – это окружение единомышленниками: людьми, организациями и учреждениями, причастными к экологическому воспитанию и просвещению, в частности - учреждениями дополнительного образования. Особое внимание уделяется в Вологодской области детским садам, которые являются истоками экологического воспитания и образования. На территориях многих из них, например, созданы участки с ядовитыми растениями и дети с самого раннего возраста учатся распознавать их и правильно с ними обращаться.

 

А ещё Тамара Александровна отметила, что библиотека начинается с прибиблиотечного участка  «…и очень важно, чтобы у входа в библиотеку не чертополох рос». И продолжила: «Руки и души решают всё, поскольку, если даже и есть деньги, но нет желания работать, то мало что может измениться».

 

Привлекло внимание аудитории выступление представителя Вологодского института развития образования Елены Ювенальевны Ногтевой, которая представила свою новую книгу «Основы мониторинга экологической культуры учащихся. Учебно-методическое пособие» (Вологда, 2009 г.). Из предисловия к книге: «В данном пособии рассмотрены вопросы педагогического мониторинга экологической культуры, включающего два основных блока: диагностический и прогностический. Наше видение педагогического мониторинга экологической культуры основывается на результатах реализации проекта «Мониторинг экологической культуры», включённого с 2006 г. в городскую целевую программу «Экологическое образование и воспитание населения города Череповца». В этой программе участвуют 37 школ г. Череповца». Значительное место в пособии уделено методикам отслеживания состояния экологической культуры учащихся 5-11 классов. Эта книга появилась по просьбе педагогов Вологодской области, с которыми сотрудничает автор, организуя конференции, семинары, педагогические чтения по проблеме развития экологической культуры. Однако определённый интерес эта книга представляет и для библиотекарей. В частности, те её разделы, где речь идёт о видах взаимодействия человека и природы и типах эколого-ценностных ориентаций: утилитарной (ориентация на потребление ресурсов природы), сберегающей (на сохранение природы), продуктивно-восстановительной (ориентация на восстановление саморегулирующих сил природы).

 

Вниманию участников работы лаборатории была предложена встреча с автором ещё одной книги: Спивак Т.О. «Увидеть бы махаона: заметки на страницах одной жизни» (Вологда, 2005). Книга Тамары Осиповны Спивак (кандидат исторических наук, член Союза журналистов РФ, Заслуженный работник культуры РФ, писатель и краевед) – это размышления о нелёгком времени, в которое довелось жить автору, но в основном – это доверительный разговор умного, тонкого, мудрого человека о любви к северной природе и ко всему живому, нас окружающему. Библиотекаря, несомненно, заинтересует глава «Кистью, словом и звуком». Она посвящена одному из величайших источников вдохновения – природе и тем художникам, писателям, поэтам и музыкантам, которые неустанно воспевали её в своём  творчестве.

 

Автор книги, мечтавшая в детстве стать художником (не сложилось, к сожалению), на всю жизнь сохранила интерес к творчеству живописцев, особенно создателям пейзажей: «Живописные образы природы отражают не только характерные особенности ландшафтов, в которых родились художники, но и жизнь, мысли и чувства общества, их воспитавшего». Вот этими своими мыслями и впечатлениями от творчества художников Тамара Осиповна щедро  делится с читателями: «Да, природа, эта бессловесная такая, кажется вечно молодая, такая разноликая данность может раз и навсегда заворожить человека, может в душе его перевернуть все представления об окружающем нас мире, о красоте и добре. Она не только помогает нам познать самих себя, она способна как чуткий и искусный психолог, врачевать нашу душу, когда нам трудно, беспросветно».

 

Не обходит своим вниманием автор книги и творчество поэтов и писателей, для которых природа – один из непременных героев повествования: М. Пришвин, В. Бианки, Н. Гоголь, И. Тургенев, А. Чехов, К. Паустовский,  Л. Леонов, В. Астафьев, А. Солоухин, Л. Толстой, А. Майков, Н. Рубцов, С. Маршак и др.

 

Отражение природы в музыке, возможность музыкального звука передать звуки природы: «…голоса птиц, полёт шмеля, плеск морских волн»  – ещё один повод для размышлений. Здесь и примеры использования звукоподражания в русской музыке девятнадцатого века, и упоминание о первооткрывателе «орнитологической музыки», современном русском композиторе Эдисоне Денисове. И многочисленные отсылки к творчеству Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, М. Мусоргского, М. Глинки, А. Даргомыжского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, А. Вивальди, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Р. Вагнера, М. Равеля, А.-К. Дебюсси, Э. Грига, И. Штрауса. «Музыка – особый вид искусства. Она передаёт то, что невозможно выразить ни кистью, ни словом. Как часто мы, заходя в лес или любуясь цветущим лугом, начинаем ощущать, как внутри нас поднимается волна каких-то неизъяснимых чувств, которые мы не можем определить словами, а потому просто говорим: «Душа поёт!». Это состояние «поющей», «грустящей» или «плачущей» души способны выразить только композиторы».

 

Мелькают имена художников и композиторов, писателей и поэтов, цитаты, названия живописных полотен и музыкальных произведений,  сопровождаемые  комментариями человека, в жизни которого все они занимают очень много места, и который понимает их истинную, непреходящую ценность. И - щедро делится этим пониманием с читателем.

 

Отдельная глава книги «Человек посадил лес» посвящена проблемам лесоводства. Здесь нет ничего удивительного: лес – настоящее богатство Вологодчины, объект не только любви и заботы, но и величайшей тревоги. А, учитывая то, что по решению Генеральной ассамблеи ООН 2011 год объявлен Международным годом лесов, материал данной главы представляет особый интерес.

 

Книга будто специально написана для того, чтобы на основе её богатого материала для читателей разрабатывались интересные и познавательные беседы.

 

 

 

День второй. Село Нюксеница.


Этот день был посвящён Центральной районной библиотеке Нюксенского района. На примере её деятельности рассматривалась проблемы формирования и развития экологических ресурсов центральных библиотек. Кстати, название селу дала река Нюксеница, приток реки Сухоны. Название же реки происходит от саамского слова "нюкша" - белая лебедь. В давние времена эти птицы водились здесь в большом количестве.

 

Однако, работа в селе Нюксеница началась с приёма у главы администрации Нюксенского муниципального района Василия Ивановича Мальцева. Во встрече с библиотекарями приняла участие и начальник управления по делам культуры и спорта Елена Николаевна Малафеевская. Они рассказали о том, что на реализацию целевой  программы по экологии в 2010 г. выделено 150 000 рублей; о работе компрессорной станции № 15 «Севергазпрома», которая располагается на территории района, об экологических экспертизах выбросов станции, и о природоохранных мероприятиях по улучшении экологии, которые здесь проводятся; о создании экологических троп в Нюксенском районе; о том, что бренд района – сохранённые народные традиции. Сразу стало понятно – к экологическим проблемам и их решению, а также к экологическому воспитанию населения здесь относятся серьёзно, а библиотекам отводится главенствующая роль в работе по воспитанию экологической культуры у детского и взрослого населения.

 

Это в полной мере в последующих выступлениях подтвердили работники  Нюксенской районной библиотеки, в частности её детского отдела. Особое внимание заслуженно привлекло выступление Нины Павловны Бурловой, заведующей детским отделом Нюксенской районной библиотеки. Конечно, передать на словах тот настрой, который был создан в аудитории Ниной Павловной, всю эмоциональность и содержательность выступление не удастся (как говорится, лучше один раз увидеть…). Поэтому есть смысл остановиться на методико-содержательной составляющей выступления. Деятельность Нюксенской библиотеки по экологическому воспитанию и просвещению читателей носит комплексный характер: «Используя различные формы и методы библиотечной деятельности, мы стараемся подвести читателей к осознанию себя частицей Земли, к размышлению над экологическими проблемами, пробудить в них неравнодушное отношение к окружающей природе, привлечь их к чтению литературы экологической тематики. Детям нужно помочь оглядеться вокруг себя, увидеть и попытаться вместе со взрослыми решить проблемы по сохранению флоры и фауны нашего края».

 

Для решения поставленных задач используется ряд приёмов, о которых и рассказала Нина Павловна, раскрывая свои профессиональные секреты:

 

- «Знакомя читателей с экологическими проблемами, говоря о красоте и богатстве природы, мы всегда используем произведения художественной литературы». В частности, в работе с младшими подростками используются рассказы, так как в них незначительный объём сочетается с ёмкостью содержания.  Одна из форм, которая особенно привлекает детей – чтения-беседы, когда дети отвечают на вопросы или задают вопросы сами.

 

- При работе с малышами, которые ещё не овладели техникой чтения в полной мере, используются громкие чтения, «задушевные чтения для ума и сердца». Здесь наши коллеги выступают последователями К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышанное».

 

- Мероприятия, проводимые библиотекой разнообразны и познавательны.

 

- При подготовке мероприятий должны учитывается возраст и интересы читателей.

 

 

Из всего многообразия форм и методов, о которых рассказала Н.П. Бурлова, безусловно, выделяется Мини-зоопарк обитателей местного пруда «Тот, кто сидит в пруду». Этот проект привлекателен прежде всего потому, что:

 

- является примером комплексного и системного подхода к раскрытию темы;

- использован естественный интерес читателей к проблеме;

-  общедоступен. Поскольку у большинства библиотек в непосредственной близости имеется какой-либо водоём.

 

«Инициатива исходила от читателей. Зачастили они в библиотеку за книгами о насекомых. Читают, спорят тот или не тот жучок-паучок.

 

Оказалось, в местном пруду столько всякой живности и так интересно за ней наблюдать, только кто есть кто неизвестно. Ответы в книгах, а книги – в библиотеке.

 

Сначала приносили по отдельности в баночках с водой обитателей пруда, сравнивали с картинками в книгах, а затем обо всём, что узнали, решили поделиться со всеми. Заранее нарисовали и развесили красочные объявления о мини-зоопарке, принесли баночки-аквариумы. И в одно прекрасное утро заселили их. 28 «гостей» поселилось на неделю в читальном зале библиотеки. У каждого обитателя красовалась яркая вывеска, всем были даны клички. Рядом лежали книги научно-популярные и художественные, ежедневно проводились экскурсии. Самое удивительное, что никто из жителей зоопарка не пострадал, не погиб, благодаря заботе и уходу юных помощников. Они каждое утро на велосипедах привозили свежую воду из пруда, меняли её, чистили баночки-аквариумы. Правда, без курьёза не обошлось, в первую же ночь сбежали три тритона. По окончании мероприятия всех «гостей» отпустили обратно в пруд. За эти дни почти в два раза увеличилось число посещений в библиотеке».

 

О том, что наши коллеги из Нюксенской библиотеки нашли правильный подход, чтобы максимально эффективно воздействовать на умы, сердца и души своих читателей, они знают и сами: «Радует, что наши мероприятия не проходят бесследно. Часто после них ребята рассказывают о том, как спасли галку с перебитым крылом, повесили под окном кормушку, приютили бездомного котёнка».

 

 

 

День третий. Деревня Пожарище.


Деревня Пожарище своими корнями уходит в далёкий 1609 год. Из поколения в поколение передавались здесь народные традиции - завет предков. Не забыты они и в современной деревне. В 2009 году проект «Пожарище - национальная деревня Русского Севера» стал победителем областного конкурса «Чудеса земли Вологодской», деревня Пожарище признана объектом нематериального культурного наследия Вологодской области.

 

Библиотекари с удовольствием познакомились с фольклорным коллективом «Уфтюжаночка» и его руководителем Олегом Николаевичем Кошиным, который рассказал о том, какая работа проводится с детьми: «Сейчас наша главная задача - научить молодёжь не только песням, пляскам, хороводам - это не самое главное, важно постигнуть мировоззренческие основы жизни».

 

Знакомя с опытом работы Этноэкологического центра, Олег Николаевич рассказал о ежегодном фестивале «Спасительное слово доброй сказки» и о том, что делается для укрепления в детях осознания ценности языковых диалектов, поэтичности и красоты деревенского языка. Здесь считают, что в творческой работе с детьми возможен разносторонний художественный подход к сказке на основе местных народных традиций и родного диалектного языка. К подготовительной работе и участию в мероприятиях фестиваля приглашаются заинтересованные педагоги и коллективы школ, учреждений культуры района.

 

В рамках фестиваля проходят: показ коллективами сказок с куклами, традиционная вечерина с песнями, плясками, играми и сказыванием сказок. Предварительно заочно проводятся конкурсы: художников-иллюстраторов детской книжки «Русские народные сказки»; бабушкиных сказок, письменно оформленных на диалектном языке; сказок собственного сочинения по мотивам русских народных сказок. Самодеятельный театр - очень подходящая форма художественного привлечения к родному диалектному языку, музыкально-поэтическим формам, обрядовым действиям. Здесь поставили «Снегурочку», «Морозко», «По щучьему велению» и многие другие сказки, которые показательны для понимания народного мировоззрения, духовно-нравственных идеалов традиционной семьи.

 

«И современные ребятишки, которые на «ты» с компьютером и самым навороченным сотовым телефоном, легко понимают этот «иностранный» для кого-то язык - родной нюксенский язык. И разговаривают на нём, и главное, делают это с таким упоением, что начинаешь убеждаться: такое вот деревенское детство - оно самое счастливое»:

 

- Дедушко, бабушка, опустите меня по ягодки, дак я вам земляноцьки принесу - дёжни похлебаем, - так звучит, к примеру, сказка «Машенька и медведь» в интерпретации маленьких артистов из Берёзовослободской школы. - И правда. Толо-коньцё у нас есть. Намеша-ём простокишки-то с земле-ницёй - вот и полёва! Скус-но будёт!

 

«Скус-но» было и библиотекарям, которых ждал впечатляющий обед: окрошка на воде, каша и топлёное молоко (прямо из русской печи), толокно с ягодной простоквашей, шти (капусты в них нет, а есть много мяса и разной крупы – вкусно) и, конечно, квас.

 

После обеда роскошная зелёная поляна превратилась в подиум для мастер-класса по игровым программам, подготовленным детской библиотекой-филиалом № 10 г. Вологды. Провела его заведующая библиотекой Ольга Александровна Самсонова. Эта библиотека стала победителем Общероссийского конкурса-фестиваля печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек 2009 г. в номинации «Лучшее публичное мероприятие».

 

Сначала библиотекари с удовольствием поиграли в лото. На траве разложили большое игровое поле. Ведущий достал карточки с вопросами и игра началась. Её участникам нужно было вытащить карточку с вопросом, прочитать его, ответить на вопрос и поместить карточку на соответствующее место игрового поля текстом вниз. Поскольку на обороте каждой карточки нанесен фрагмент рисунка. После того, как все карточки заняли свои места, игровое поле превратилось в своеобразный плакат с изображением леса и надписью: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Библиотекари с удовольствием взирали на плоды своей совместной интеллектуальной деятельности.

 

А затем Ольга Александровна Самсонова представила театрализованную игру «Эко-теремок». В основе стихотворного сценария (сочиняли сами) - сказка «Теремок». Главные герои:

 

- Мышка, лентяйка и любительница повеселиться. Не желает наводить в домике порядок, считает, что «всюду пыль и хлам, но это – трам-пам-пам!.. Мусор – чепуха! Просто – ха-ха-ха!»;

- Лягушка, существо не менее безответственное и ленивое;

- Заяц, большой трус и тоже любитель повеселиться;

- Помойный Кот, для которого мусорный контейнер – естественная и любимая среда обитания;

- Ведущий, который время от времени взывает к сознанию экологически безответственных персонажей и пытается разрулить ситуацию.

 

И вот эта компания, Мышка, Лягушка и Заяц, не желающая навести прядок даже в собственном доме, предпочитает весело проводить время на природе. Каждый раз  в лесу выбирается новая полянка, чтобы не наводить порядок на предыдущей: «Сюда мы больше не вернёмся!.. В лесу полянок очень много – какую хочешь выбирай!». И вскоре лес превращается в одну большую помойку. И тут появляется Помойный кот: «Привет, друзья! Мур-мур, народ! Меня зовут Помойный Кот! Мне в мусорном контейнере жить стало очень тесно! Покинул я помойку и поспешил сюда! Ах, как же здесь прекрасно! Ну, до чего ж чудесно! Пожалуй, жить останусь здесь с вами навсегда!». Ужасающий вид Помойного Кота, грязного и в репьях, и его пламенное желание примкнуть к уже сложившейся компании, заставляют взглянуть на всё «свежим»  взглядом: «Ой, что же мы наделали! Но мы ведь не хотели! Мы просто пили… Просто ели… Мы песни пели… Мы играли... А за собою не убрали!». Естественно, такое количество мусора, которое накопилось в лесу, «благодаря» развесёлой компании, им самим не убрать – просто не справиться. И здесь на помощь приходят ребята – зрители театрализованного представления становятся участниками практического действа по уборке прилегающей территории.

 

Театрализованное представление заслуженно вызвало восторг у аудитории. Тем более, что все роли исполнили… сами участники лаборатории.

 

 

 

День четвёртый. Деревня Вострое.


Этот день был посвящён знакомству с деятельностью сельских библиотек по экологическому воспитанию своих читателей.

 

Начался он с похода по экологической тропе. Небольшая по протяженности тропа – примерно 1 км (13 995 шагов) была успешно преодолена несмотря на то, что мощнейший ураган пронёсся по территории Вологодской области прямо накануне нашего приезда. В наибольшей степени от разгула стихии пострадал как раз Нюксенский район.

 

По экологической тропе библиотекарей провёл лесник Александр Петрович Федотовский. И по пути рассказал много интересного: и про то, какой будет тропа после завершения работ, о местных карстовых озёрах и о том, как они образуются, показал местообитание редкого растения венерин башмачок. И, конечно, ответил на множество вопросов библиотекарей, которые по степени любознательности не уступят своим самым любопытным читателям.

 

Заведующая библиотекой села Вострое Гранислава Александровна Новикова встречала гостей хлебом и солью. А ещё поила молоком, настоящий вкус которого многие уже успели забыть. Резюмируя выступления, посвящённые деятельности сельских библиотек по экологическому воспитанию читателей, необходимо отметить, что буквально в каждом из них было замечено, - предпочтение отдаётся практической эколого-природоохранной деятельности: уборка территорий сёл и деревень, высадка экологического десанта для очистки лесов, водоёмов, установки скворечников.

 

Деревня Вострое расположена на реке Сухоне – самой крупной реке Вологодской области. На её живописном берегу библиотекарей ждала уха, приготовленная здесь же на костре, и ароматнейший чай, заваренный на травах и листьях (прямо в ведре) с легким привкусом дымка. Вкус всего этого в сочетании с красотой местной природы и гостеприимством хозяев описанию просто не поддаётся.

 

 

 

День пятый. Село Тарнога.


День тарногских библиотек начался с маршрута «К хрустальному роднику святого Агапита». Здесь нам рассказали о местных народных традициях и ритуалах, связанных с водой. Затем, были пироги и душистый чай из трав прямо с костра. Чаепитие проходило  на живописной поляне рядом с пшеничным полем.

 

Тарнога – столица мёда Вологодского края. На пороге библиотеки гостей встречали представители пчелиного царства: мама пчела и две очаровательные маленькие пчёлки. Встречали хлебом и мёдом, а ещё – песней о любимой Тарноге. Гости с удовольствием обмакивали кусочки хлеба в золотистый мёд, наслаждаясь вкусом и ароматом. Мёдом здесь «пропитана» и вся библиотека: замечательная выставка, посвящённая этому великолепному продукту (на которой представлен и улей), выставка детских рисунков, посвящённая миру пчёл. Кстати, есть в Тарноге даже улей, подаренный мэром Москвы Ю.Н. Лужковым (очень нарядный – голубенький).

 

Об опыте работы по экологическому образованию населения и о проведении районных экологических конкурсов рассказала Наталья Алексеевна Дудко, заведующая отделом природных ресурсов Тарногского муниципального района. Электронная презентация предоставила аудитория возможность полюбоваться гербом Тарногского района, представленном на один из конкурсов в номинации «Поделки из природного материала». На изготовление герба ушло 687 цветков репейника, 527 горошин, 247 камней, 62 ракушки, 42 колоска и одна ветка. Восемь человек трудились над его изготовлением 5 часов и 12 минут. Или оценить креативность жителей деревни Рылковская, принявших участие в районном конкурсе на лучшее благоустройство: они, например, изготавливают чудесные яркие мухоморы, используя березовые пеньки и старые тазики.

 

Большое впечатление на библиотекарей произвела познавательная игра «Путешествие в эко-царство», которое провела Наталья Николаевна Сажина, заведующая Заборским сельским филиалом. Всё действо проходило в сосновом бору, находящемся совсем недалеко от библиотеки. По сути – эта игра представляет собой викторину: её участники должны отвечать на многочисленные вопросы о лесных обитателях и растениях Вологодского края. Но есть ряд моментов, которые придают игре особую привлекательность. Во-первых, это то, что игра проходит на природе: живописные полянки, могучие деревья, множество тропинок, идущих в самых разных направлениях – участники игры не знают, по какой из них им придется идти дальше. Во-вторых, - совершенно замечательные персонажи и костюмы (ведут игру библиотекари): Хозяйка соснового бора, Старичок-Лесовичок, Ворона, Ромашка, Родничок. В-третьих, - элемент неожиданности, который не позволял игре «понизить градус», держал аудиторию в тонусе и постоянно способствовал поддержанию интереса к происходящему. Ну, представьте себе, приходите вы в лес: птички поют, деревья и кусты шелестят листочками – тишина и покой. Встречает вас Хозяйка соснового бора и ведёт по тропинке. И вдруг, из-за могучего ствола сосны, совершенно неожиданно, появляется Старичок-Лесовичок. А чтобы двинуться дальше, вам надо ответить на его вопросы. Удовлетворив любопытство Старичка-Лесовичка, идёте вы дальше по тропинке и, вдруг, видите сидящую на пеньке Ворону, у которой для вас приготовлено тоже множество вопросов. Не менее любопытной оказываются Ромашка и Родничок.

 

У разработчиков мероприятия были и другие интересные находки. Например, вопросы, написанные на чешуе огромной рыбы, выполненной из бересты. Предложенное мероприятие привело его взрослых участников в полный восторг (что уж говорить о детях!). Справедливости ради необходимо заметить, что библиотекари прекрасно ответили на вопросы, которые им были заданы.

 

Ещё один незабываемый момент – экологический спектакль показанный Детским музыкальным театром Тарногской детской школы искусств. Действо с песнями и танцами, профессионально поставленное и исполненное, насыщенное положительными эмоциями, действительно способно воздействовать на умы и сердца как детей так и взрослых и содействовать их экологическому воспитанию. В основе сюжета спектакля – построение экологически чистого города, который и был возведён на сцене. А строительным материалом послужили большие кубики с надписями, соответствующими экологически чистому состоянию городской среды. Противопоставлением ему явился другой, экологически неблагополучный город, также возведенный на сцене: на кубики черного цвета нанесены соответствующие надписи.

 

Уезжая из Тарноги, библиотекари увозили с собой замечательный мёд, и множество приятных эмоций от общения с тарногскими коллегами.

 

И ещё немного о самой творческой лаборатории «Экология. Культура. Образование». В 2001 году Вологодской областной универсальной научной библиотекой совместно с Департаментом природных ресурсов было положено начало ежегодным семинарам-практикумам «Инновационные формы и методы информационной и досугово-просветительской деятельности библиотек по формированию экологической культуры населения». В 2004 г. этот семинар превратился в межрегиональную творческую лабораторию библиотекарей Северо-Западного региона «Экология. Культура. Образование». Идея создания творческой лаборатории была выдвинута библиотеками Вологды и Иркутска, обсуждена на заседании научно-методического совета Всероссийского центра экологической культуры и одобрена министерством культуры Российской Федерации. Единственным пожеланием, которое выдвинули участники Совета, было создание программы, интересной библиотекарям всех категорий библиотек: областных, районных сельских, детских, школьных и т.д.

 

Именно это условие и определило структуру занятий, которая не меняется в принципе уже пять лет. Первый день работы посвящён теоретическим проблемам экологической науки: слово предоставляется учёным, специалистам-экологам, представителям департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. Второй день обычно посвящается работе областных библиотек, следующий – день районной библиотеки, дальше – дни сельской, детской и школьной библиотек.

 

Особенность творческой лаборатории в том, что каждый год берётся для обсуждения новая тема. Обсуждались проблемы создания системы экологического просвещения, проблемы формирования экологической культуры населения, создания руководства деятельностью библиотек по экологическому просвещению, партнёрские взаимоотношения с учреждениями, заинтересованными в организации экологического просвещения, участие библиотек в экологических акциях, в частности, Днях защиты от экологической опасности.

 

Организаторы лаборатории стремятся познакомить слушателей с опытом лучших библиотек области. В рамках работы лаборатории проходят «круглые столы», фокус-семинары, творческие игры. В программу работы лаборатории 2010 г. был заложен ресурсный круг, который предоставил возможность каждому участнику рассказать о своём опыте.

 

Непременное условие каждой лаборатории – небольшой творческий конкурс. Это и конкурс экологических сайтов, и ЭКО-КВН, конкурс на лучший сценарий, проведённый в Дни защиты от экологической опасности. На этот раз в ходе работы лаборатории прошёл конкурс игровых программ. О некоторых из них вы прочли в материале.

 

Все дни работы лаборатории вместе с библиотекарями была директор ОУНБ Нелли Николаевна Белова, а это – доказательство того, насколько серьёзно относятся в библиотеке к проблемам, связанным с экологическим образованием и воспитанием. Вела работу лаборатории Наталья Александровна Мясникова, заведующая научно-методическим отделом и организатор экологических лабораторий. На сайте ОУНБ есть экологическая страница,  особенность которой состоит в том, что она имеет методическую направленность и нацелена на оказание методической помощи, информационной и информационно-библиографической поддержки деятельности библиотек, занимающихся экологическим воспитанием, просвещением и образованием. Материалы представленные на этой странице, будут интересны также специалистам детских и школьных библиотек. Адрес страницы сайта: http://www.booksite.ru/ecology/index.html

 

 

 

За рамками материала осталось:


- масса положительных эмоций от красоты земли Вологодской и вологодского гостеприимства, от общения с коллегами-библиотекарями и просто единомышленниками;

- ощущение того, что мы делаем очень важное дело и, объединив усилия, обязательно добьемся положительного результата;

- чувство глубокой благодарности всем тем, кто взял на себя заботу по организации и проведению работы лаборатории, и тем, кто помог в финансировании;

- надежда на то, что эта лаборатория – не последняя и мы все ещё не раз встретимся в рамках её работы.

 

 

И, в заключение, случай рассказанный вологодскими коллегами. Во дворике одной из библиотек расположилась компания сомнительных личностей (бомжей, судя по внешним признакам), чтобы перекусить и пообщаться. Разложили на скамеечке  продукты, расставили напитки и стали наслаждаться едой и общением. «Ага!», - подумали библиотекари, предвкушая эколого-воспитательный момент (вот, сейчас поедят и уйдут, а мусор весь останется, и тогда мы им скажем!). Каково же было их удивление (восхищение, изумление, удовлетворение), когда по окончании трапезы весь мусор аккуратнейшим образом был собран и помещен в урну. Без комментариев, как говорится…

 

Над материалом работали:

Колоскова Н.Е., зав. сектором методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара,

Кретинина М.Ю., зав. ЦДБ № 1 ЦБС «Волгоградская» ЮВАО.

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!