Яндекс.Метрика

200 лет со дня основания Царскосельского Александровского Лицея

 

Новый учебный год после суматохи сентября, когда последнее тепло октября сменяется глубокой осенью, начинается с очень символического праздника – Дня Лицея.

 

 

Царскосельский Александровский Лицей. 200 лет со дня основания (1811).



В октябре 2011 года стоит обратиться к истории, раскрыть перед читателями следующие темы:

 

- Царскосельский Лицей и его первый выпуск;

- Лицеисты разных поколений;

- Лицейские наставники;

- Лицеист А.С.Пушкин.

 

 

Литература:


Авенариус В.П. О Пушкине: Биогр. Дилогия: Литературные очерки: Лицейские стихотворения А.С. Пушкина / В.П. Авенариус; Сост. Т.Ф. Прокопова. – М.: Школа-пресс, 1998. – 639 с. – (Круг чтения: школьная программа).

 

Баженов А. Протей и пророк. Пушкин: лицей, учёба, учителя // Литература в школе, 2000, №7, с.2-6.

 

Басина М.Я. В садах лицея. Л.: Дет. лит., 1976.

 

Голлербах Э.Ф. Город муз: Повесть о Царском Селе. – Факсимильное изд. – М.: Книга, 1990.

 

Толстихина А. Годы братства  и мечтаний. Царскосельский – Александровский лицей: жизнь образа //Первое сентября. – 1995. – 28 сент.

 

Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. Т.1. Лицей. Петербург. – М. Худож. лит., 1990.

 

Эйдельман Н. Я. “Прекрасен наш союз…” – М.: Молод. гвардия, 1982.

 

Яценко О.А. Преподавание словесности в Царскосельском Лицее // Педагогика. – 1998. – с.98-102.

 

 

 

См. сценарии:


Арсентьева В.В. Лицейский день: Литературная встреча // Читаем, учимся, играем. – 1999. - № 8 , с. 102-110.


Бабич Р., Руденко М. С младенчества дух песен в нас горел, и дивное волненье мы познали. Лицеисты: характеры и судьбы// Первое сентября. – 1998. – 15 сент. – (Литературный салон).

 

Балякина М.А. Лицей начало положил всему: Литературно-музыкальная композиция // Читаем, учимся, играем. – 1998. - №6. – С. 14-16.

 

Волкова Г.А., Михайлова И.Д. Лицей: литературный вечер // Литература в школе. – 1998. – 1998. - №8. - С. 139-148.

 

Леонтьева Н. “Здесь столько лир повешено на ветки…” (Царское Село, Царскосельский лицей и культура России) //  Библиотека. – 1998. - №1. – С. 42-45.


Непомнящий В. Руслан ищет меч: литературный сценарий // Библиотекарь. – 1984. - №5. - С. 58-62.


Озерова В., Навроцкая Т., Злотников В. Лицейский вечер в школе: сценарий пушкинского праздника //  Первое сентября. – 1995. – 19 октября.


Токарева О.Б. “Девятнадцатое октября”: Радиопередача в читальном радиозале “У зелёной лампы”  // Читаем, учимся, играем, 1999, №1, с. 99-101.


Халабузарь П. Друзья-лицеисты прощаются // Искусство в школе. – 1998. - №2. – С. 60-64.

 

Эти вопросы, сгруппированные по темам, могут вам пригодиться при подготовке праздника, а также могут быть использованы для викторины, внесут разнообразие в обзор литературы или беседу, оживят книжно-иллюстративную выставку. Они были разработаны по просьбе Пушкинской библиотеки (ЦБ № 112 им. А.С.Пушкина к 19 октября 2000 года и вошли составной частью в сценарий вечера. Их включили в театрализацию и задавали от лица лицеистов, чьи роли исполняли читатели-ровесники тех самых, первых лицеистов.

 

 


Группа вопросов, связанных с организацией Лицея.

 

1. Царскосельский Лицей – учебное заведение, открытое близ Петербурга - носило определённое название, связанное с именем основателя. Как оно называлось?

(“Александровский”, открыт по указу императора Александра I.)

 

 

2. Новое учебное заведение, открытое в Царском Селе в 1811 году стало называться Лицеем. Откуда пошло это название?

(Древнегреческий философ Аристотель близ Афин основал свою школу, в которой учились многие будущие учёные и государственные деятели. Эта школа отличалась тем, что Аристотель общался со своими учениками в неформальной обстановке, беседовал с ними на природе, в зелёных тенистых рощах. Через его школу прошло более двух тысяч учеников).

 

 

3. Лицей был открыт по проекту в то время всесильного министра ... Как его звали? Какую цель преследовал министр, открывая это привилегированное учебное заведение?

(Михаил Михайлович Сперанский, ближайший советник Александра I. Цель - приготовление молодых людей к государственной службе.)

 

 

4. Сколько лет было Александру Пушкину, когда он поступил в Лицей?

(12 лет. Лицей открылся 19 октября 1811 года.)

 

 

5. При открытии Императорского Царскосельского лицея один из преподавателей прочитал наставления воспитанникам, которые звучали так:

“Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями... Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно...”

Кто был этот преподаватель?

(Александр Петрович Куницын, он преподавал нравственные и политические науки.  Пушкин напишет о нём:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

 

 

 

 

Группа вопросов “Лицеисты”.


 

1. Расписание лицеиста:

- Когда был подъём?     (6 утра)

- Сколько часов проводили в классах ежедневно?      (8 часов)

- Во сколько отходили ко сну?      (22.30 после вечерней молитвы)

 

 

2. Занятия лицеистов.

Многие из учебных предметов, которые преподавались в Лицее, изучаете и вы (иностранные языки, математика, география ...). Некоторые предметы, изучаемые в то время, сейчас не изучаются, появились новые. А некоторые просто иначе называются сейчас. Давайте попробуем провести своеобразную ревизию. Что вы можете сказать по этому поводу.

(В государственных школах не изучается Закон Божий, в школе не встретишь логику; в отдельных лингвистических лицеях и гимназиях преподают латынь.

Русский язык и литература в пушкинском лицее именовались - “Словесность”, в первый год обучения было чистописание.

Не изучается в нынешней средней школе статистика, политэкономия и финансы, естественное, частное, публичное право, уголовное и гражданское право, фортификация и артиллерия, прикладная математика).

 

3. Самым нелюбимым предметом Пушкина была математика. На уроках математики он обычно читал посторонние книги, и недаром в одном из лицейских стихотворений им пародируется строгий окрик математика Карцева:

А что читает Пушкин!

Подайте-ка сюды!

Ступай из класса с богом,

Назад не приходи!

 

Как вы думаете, что в эти годы читал Пушкин?

(Французские последователи древнегреческого поэта Анакреона - Шолье, Грекур, Парни:

Анакреон, Шолье, Парни,

Враги труда, забот, печали... “Моему Аристарху”

 

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал... (“Е.О.”)

 

Державин, Жуковский, Вольтер ....).

 

 

4. А в каких дисциплинах выпускник Лицея Пушкин “оказал успехи ПРЕВОСХОДНЫЕ”?

(в российской и французской словесности, а также в фехтовании).

 

 

5. “Француз”, “Помесь тигра с обезьяной”, “Егоза”... Что вы можете сказать по этому поводу?

(Прозвища Пушкина)

 

 

6.“Помесь тигра с обезьяной”, “Егоза” - потому что ловок, темпераментен, “француз” - потому что лучше всех владеет языком, а откуда у Пушкина в лицейские годы появилось еще одно прозвище - “Сверчок”?

(“Сверчок” - кличка, которую получил Пушкин в литературном тайном обществе “Арзамас” в 1815 году, куда его привел дядя Василий Львович Пушкин)

 

 

7. Лицейские прозвища -  Кого так называли?

Кюхля, Бекеркюхель - Кюхельбекер

Дьячок - Модест Корф

Большой Жано - Пущин

Казак - Малиновский

Осада Данцига - Данзас

Франт - Горчаков

Паяц - Яковлев

Суворочка - Вольховский

Плыть хочется - Матюшкин

 

 

 

Группа вопросов “Литературная жизнь Лицея”:

 

1. Первое стихотворение А.С. Пушкина было опубликовано в популярном журнале того времени “Вестник Европы”. Сколько лет было Пушкину, как называлось стихотворение. Как оно было подписано?

(Пушкину 15 лет. Стихотворение “Другу стихотворцу”. Подпись - “Александр НКШП”.

 

 

2. Но Пушкин опубликовался лишь третьим. А кто были два первых опубликованных лицейских поэта?

(первый - Кюхельбекер в 1811 году, второй - Дельвиг)

 

 

3. (Показать автопортрет Бакуниной)

 

Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;

Моя душа, пленённая тоской,

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое привиденье;

Мне дорого любви моей мученье, -

Пускай умру, но пусть умру любя!

 

Эти строки юного Пушкина обращены к одной из любимых фрейлин императрицы Елизаветы Алексеевны. “Прелестное лицо её и очаровательное обращение производили всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи”, вспоминал Комовский. Кто это?

 

(Екатерина Павловна Бакунина, талантливая художница, любимая ученица А.П. Брюллова).

 

 

4. Перед вами репродукция картины И.Е. Репина “Пушкин на лицейском акте”. Какое стихотворение читает Александр Пушкин? Кто внимает молодому поэту?

 

А.Пушкина:

(Стихотворение “Воспоминание в Царском Селе”. Из воспоминания “Это было в 1815 году, на публичном экзамене  в лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались... Державин был очень стар. Он был  в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил: он сидел, поджавши голову рукою: лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...”.

 

 

 

 

Эпилог:

 

 

1. В выпускниках Лицея его учредители видели будущих “столпов Отечества”. По окончании учёбы многие из них сделали военную, дипломатическую, государственную карьеру. Пушкин стал признанным поэтом. Но признание пришло чуть позже. А в начале … Куда определили служить Александра Пушкина?

(Коллегия иностранных дел в Петербурге)

 

 

 

2. По-разному сложились судьбы лицеистов первого, пушкинского, выпуска. Предложенные вашему вниманию предметы-символы вам подскажут, какую карьеру сделали

Матюшкин – (макет парусника – адмирал),

Корф – (старинная библиотечная книга - директор Императорской публичной библиотеки)

Малиновский, Данзас – (бутафорские эполеты - полковники)

Кюхельбекер, Пущин (бутафорские кандалы – декабристы)

В декабристских делах будут мелькать дела не менее 9 лицеистов.

 

 

3. Обращаясь к друзьям-лицеистам, Пушкин пытался предугадать, кому из выпуска придётся встречать день 19 октября в одиночестве, кто всех переживёт.

 

Кому ж из нас под старость

День Лицея

Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! Средь новых поколений

Докучный гость, и лишний, и чужой,

Он вспомнит нас и дни соединений,

Закрыв глаза дрожащею рукой…

Пускай же он с отрадой, хоть печальной,

Тогда сей день за чашей проведёт,

Как ныне я, затворник ваш опальный,

Его провел без горя и забот.

 

Кто им оказался?

(князь Горчаков – государственный канцлер и министр иностранных дел. Он прожил 85 лет, скончался в 1883 году. 3 последних года он был один из этого выпуска).

 

 

4. 1837 год. Пушкин смертельно ранен. Одна из последних фраз поэта:

“Как жаль, что нет теперь здесь ни ……… , ни ……… . Мне легче было бы умирать.”

Кого назвал Пушкин?

(Пущина и Малиновского).

 

 

5. В год празднования 100-летия Императорского Царскосельского Александровского лицея был выпущен плакат по рис. С.Гольдмана:   здание лицея в окружении 8 портретов. Верхний – сам император, учредитель Лицея, далее – самые знаменитые лицеисты. Из первого выпуска - три портрета. Как вы думаете, кто?

(Пушкин, Горчаков, Дельвиг).

 

 

6.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

 

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни.

 

Кто написал эти строки?  Что послужило поводом к их написанию?

(Анна Ахматова, стихотворение навеяно впечатлением от памятника А.С. Пушкину в саду Царского Села (скульптор Р.Р. Бах)).

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!