Яндекс.Метрика

Чем пахнет дождь, или О чём пишут эльфы

Н.А. Грачёва

 

ЧЕМ ПАХНЕТ ДОЖДЬ, ИЛИ О ЧЁМ ПИШУТ ЭЛЬФЫ

 

 

Эльф Р. Синий дождь: повесть // Заветная мечта ′07. Избранное: повести  / Максимов А.М., Сочинская М.К., Эльф Р., Мэн Т. – М.: Заветная мечта, 2008. – С. 131-176.

 

«Свет в комнате безжалостно включает по утрам мама. Со словами: «Александра, подъём!». Обычно этим процедура побудки и заканчивается. Утренние поцелуи и любая другая возня с дочерью были не в характере Сашиной мамы, она считала это лишним. Да Саша не особо от этого и страдала. Ну так уж у них с мамой повелось, что ж тут поделаешь. Зато бывало, что вечером мама читала ей сказки и целовала на ночь. Вечером ей уже некуда было спешить, а утром она спешила на работу. Поэтому: «Александра, подъём! – и никаких тебе нежностей».

 

Так начинается обычное утро маленькой девочки Саши. Живет она вдвоём с мамой, которую очень любит. Ещё она любит свою куклу Маню и терпеть не может козье молоко. Саша умеет кувыркаться, стоять на голове и знает множество приёмов сползания утром с кровати. А ещё она сочиняет сказки о пятнах света – отражениях фар проезжающих машин. И где живут солнечные зайчики, тоже известно Саше. Она даже умеет их приручать.

 

Девочка как девочка, ничего особенного. Вот разве что только неговорящая она, Саша. Совсем. «Когда-то давно умела немножко, как все маленькие дети. А потом, когда ей не было ещё трех лет, её очень испугал пьяный тракторист, переехавший на её глазах перебегавшую дорогу собаку, и с тех пор Саша молчала». То есть, вообще никаких звуков не издавала, «даже плакала всегда молча. Впрочем, редко кто и видел плачущую Сашу. Она была «непонятной девочкой» даже для близких людей, а уж малознакомые старались совсем не общаться, вроде как даже побаивались её немоты. Саша тоже сторонилась и детей, и взрослых».

 

Но,  несмотря на это у Саши был друг. Этого вполне взрослого человека тоже звали Саша, и он был единственный и «самый лучший друг на свете». Взрослый Саша когда-то был маминым одноклассником и вполне мог бы быть теперь маминым другом, «но вот так уж получилось, что с мамой они не очень ладили, а вот с Сашей – очень». Летом он работал в колхозе, а зимой сидел дома, вырезал из дерева  «и рассказывал, влюблено глядящей на него Саше, всякие им самим сочиненные истории». Иногда взрослый Саша пропадал где-то с друзьями, «возвращался домой сильно выпимши и тогда страшно ругался безо всякого повода, к слову и не к слову поминая далёкую и непонятную Чечню, в которой ему якобы пришлось воевать, и которая испортила ему всю жизнь». Наверное, он немало повидал на своём веку, этот человек. Но всё же не утратил доброту, чуткость и способность понимать и любить.

 

Вот Саша сидит в гостях у своего друга, он вырезает из липового чурбачка кроватку для куклы Мани и они, по обыкновению, беседуют. Например, о том, какой у дождя цвет и запах, и о том, что и под снегом бывает тепло. Взрослому Саше нисколько не мешает, что девочка не произносит ни звука. Он чувствует её, понимает, о чём она думает, и видит даже в темноте её улыбку и движение головы. Такое впечатление, что они разговаривают мысленно, просто он сам иногда озвучивает её непроизнесённые слова. Он говорит с ней так, что Саша чувствует себя полноправным собеседником. Рядом с ним ей хорошо, легко, спокойно и радостно. Только со своим другом она часто и с удовольствием смеётся. Он и называет её смешно и непонятно – «брат Сашка».

 

У него своё видение мира и своё мнение обо всём. Как просто и интересно взрослый Саша рассказывает о том, почему желтеют и облетают с деревьев листья. «От злости на дождь желтеют. А облетают, чтоб под снегом, как под пледом, спрятаться. Теплей, чем на ветке болтаться всю зиму».

 

Как они похожи в этом – взрослый мужчина и маленькая девочка!

 

Ведь и Саша, живя простой, не особенно богатой событиями жизнью, имеет свой собственный внутренний мир, свои привычки и ритуалы, которые делают её жизнь наполненной и более интересной. И в этом проявляется её талант – умение себя занять и развлечь, умение разукрасить свою жизнь в разные цвета и настроения, сделать её чуть-чуть более необычной и многомерной.

В этой повести нигде прямо не говорится о том, что между взрослым Сашей и Сашиной мамой были какие-то отношения, но это ощущается во всём. Всё время кажется, что эти трое – девочка Саша, её мама и взрослый Саша – чем-то связаны друг с другом, крепко и неразрывно. Вот, делая кроватку для куклы, взрослый Саша предполагает, что, может быть, когда-нибудь, на этой кроватке будет спать другая кукла и звать её будут…Олеся. Именно так зовут маму девочки. Но Саша вырезает на спинке букву «А» - Александра. Александрой зовёт маленькую Сашу мама. И мастера, что делает кукольную кроватку,  зовут так же. Случайное совпадение? Может быть.

 

Девочка никогда не задумывалась о том, что вот было бы здорово, если бы он был её отцом и они постоянно бы жили вместе. Они и так часто видятся, и для Саши этот человек является неотъемлемой частью её жизни. Но наступает момент, когда она понимает, что может его потерять.

 

Однажды мама приехала с работы и сказала, что «подошла очередь», и Саша должна ехать в город, где будет жить и учиться в  интернате для немых и глухонемых детей. Там у неё появятся друзья, там Сашу научат читать и писать, «и она, Саша то есть, станет нормальным человеком. Нормальным, как все, кто умеет говорить…И всё будет хорошо»…«Так будет для всех хорошо», - эту фразу мама повторила несколько раз, убеждая то ли Сашу, то ли себя в необходимости всех этих перемен.

 

«И нечего на меня так смотреть. Когда научишься говорить, ещё спасибо скажешь, что пристроила тебя в этот интернат».

 

И уже, между прочим, торопясь на работу: «Мне тоже не очень всё это весело, но надо ехать, что ж тут поделаешь».

 

Утром в день отъезда Саша подавлена, у неё нет аппетита, и мама грозится, что Саша ещё вспомнит, пожив в общаге, и отвергнутую яичницу и ненавистное козье молоко. «Пока можешь и покапризничать, конечно, золотко. Один чёрт – вечером поезд, и поедем мы с тобой…Ту-ту-у-у…Поедем…Никуда не денешься…Ну некуда деваться, Саш…Надо».

 

Мама говорит с Сашей как со взрослой, как всегда, без лишних нежностей, и нет ни теплоты, ни сочувствия в её словах. Она торопится на работу и раздражена Сашиным молчаливым протестом.

 

«…А-а, некогда мне тут с тобой сопли разводить. Можешь есть, можешь не есть…Посуду не забудь помыть, я побежала».

 

Конечно, мама переживает, ведь она желает дочери добра и мы понимаем, что она искренне хочет, чтобы Саша научилась говорить и смогла жить обычной, «нормальной» жизнью. И она снова и снова убеждает Сашу (а может и себя), что так будет лучше для всех.

 

Всё это так, но каково сейчас маленькой девочке, которую собираются отвезти в незнакомое место, к чужим людям, лишив дома и всего, что она так любит, к чему привыкла. Конечно, изредка мама будет навещать её, да на каникулы можно съездить домой. Но…как же Саша будет там жить совсем одна, без мамы и без своего лучшего друга?..

 

Её друг… Где же он? Девочка приготовила ему на прощанье радостный, светлый рисунок, на котором солнце, лето и она, Саша, рядом с качелями, сделанными его руками... Но время идет, взрослый Саша не появляется и девочка, отчаявшись, сплошь закрашивает рисунок густой синей краской. Всё кончено. Счастливый летний солнечный день погас вместе с надеждой ещё раз увидеть Сашу и проститься с ним. «Вот и всё. Ехать пора» - думает Саша…   «Ехать учиться разговаривать, чтобы потом всё равно молчать…Чтобы бояться потом говорить…Потому что нечего сказать, некому сказать».

 

Девочка чувствует себя такой потерянной и одинокой, что даже не радуется, когда мать предлагает взять с собой куклу, а Сашка-то целый день думала, как бы это устроить…

 

Читая эту повесть, мы смотрим на мир глазами ребёнка, думаем так же, как она, чувствуем то же, что и она. И Сашино горе – это наше горе. И даже понимая необходимость отъезда,  мы, взрослые, всячески сопротивляемся ему. Вместе с девочкой, мы страстно ждем её друга, где-то в глубине души надеясь, что вдруг, с его появлением что-то такое произойдет и, может быть, случится чудо, и Сашке никуда не придется ехать… И он приходит, когда девочка уже перестала надеяться, и её солнечный рисунок, наполненный летним светлым счастьем, залит слезами и синей краской отчаяния.

 

Она «…повернулась, вытирая поочередно предплечьями глаза…Саша наклонился к ней и расстегнул куртку. В образовавшуюся щель тут же высунулся черный мокрый носик…вслед за носиком показались круглые, ужасно серьёзные глаза и висящие вниз ушки – собачка…»

 

……………….

Всего один день из жизни маленькой девочки. Как много всего было в этом дне!..  Столько переживаний, разочарований, потрясений, надежды, боли и любви.

А сейчас, взрослый Саша, сам расстроенный до слёз, говорит ей, что вот, Сашка уедет, а собачка вырастет к лету, команды будет выполнять

- …Ты приедешь – а он тебе тапочки принесёт…Ты не реви, Саш…не реви, а то и мне что-то не очень…Как назовём-то его, а, Саш?  Давай Джеком…

Саша отрицательно замотала головой…

- А как ты хочешь, а, брат Сашка? Давай – Джим?...Ну, пусть будет Джим? Лапу тебе давать будет…

Саша снова потрясла головой. С трудом разлепились вязкие после слёз губы, с низким звуком выдохнулся воздух:

- Са-а…

- Что?! Сашка, брат, ты что сказала? Ты ведь сказала что-то, Саша…Я же слышал…повтори, что ты сказала, только повтори…

- Са-аша».

 

Я всегда считала, что эльфы – это такие маленькие, крылатые, почти прозрачные существа. Они настолько нежные, что любые человеческие прикосновения, сильные эмоции, даже громкие слова наносят им непоправимый вред, а могут даже убить. Что восприятие эльфа настолько тонкое, что ему (эльфу) подвластно проникнуть даже в самые-самые глубоко запрятанные тайники человеческой души. И мне кажется очень символичным, что эту повесть о таких обычных, и, вместе с тем, таких непростых человеческих отношениях написал человек с именем Рина ЭЛЬФ.

 

Повесть «Синий дождь» опубликована в сборнике Заветная мечта '07. Избранное. Эти произведения - лауреаты Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Рина Эльф (псевдоним) по образованию учитель начальных классов, имеет несколько публикаций в прессе. Эта повесть – безусловная победа автора. Сколько простоты, и, вместе с тем, глубокого трагизма и светлой лирики в таком небольшом по объёму произведении!.. Каких глубоких и серьёзных тем касается автор. И как много ещё осталось недосказанного…. И как же дороги становятся нам герои этой повести!.. И как близко, оказывается, нам всё это…

 

Вместо послесловия:

Нам, взрослым, всегда некогда, и мы бежим, бежим, чтобы успеть, чтобы заработать, чтобы наработать, чтобы накопить, чтобы построить, чтобы…для их же блага, конечно. И мы не видим, как они растут, чем они живут, и не знаем, что их тревожит… нам не до того, у нас нет сил, не хватает времени. Мы рвёмся, чтобы сделать их жизнь лучше, а они ждут от нас совсем другого: вечерней сказки, поцелуя, хотя бы на ночь, объятия, хоть мимоходом, капельку ласки и чуть-чуть внимания и понимания…

Ждут до конца, из последних сил…

 

Комментарии  

 
0 # RE: Чем пахнет дождь, или О чём пишут эльфыНаталья 18.06.2012 00:45
Замечательная статья, очень помогла мне при написании курсовой работы на тему "Образ особого ребенка в современной детской литературе".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # RE: RE: Чем пахнет дождь, или О чём пишут эльфыAdministrator 19.06.2012 11:02
Спасибо за добрые слова и отзыв, Наталья!
Будем рады помогать Вам и в дальнейшем, если наши темы и пути будут пересекаться.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!