Яндекс.Метрика

Руководство для детских библиотек России

 

 

 

Российская библиотечная ассоциация


РУКОВОДСТВО ДЛЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ


 

Принято Конференцией

Российской библиотечной ассоциации.

XIV Ежегодная сессия,

21 мая 2009 года, г. Вологда

Санкт-Петербург

 

 


Содержание


 

1. Общие положения

 

2. Пользователи детских библиотек

 

3. Сеть детских библиотек России

 

4. Доступное размещение детских библиотек

 

5. Библиотечные услуги детских библиотек

 

6. Показатели деятельности детских библиотек

 

6.1. Показатели деятельности центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек

 

6.2. Показатели деятельности межпоселенческих детских библиотек

 

6.3. Показатели деятельности детских библиотек поселений, структурных подразделений (филиалов, отделов), обслуживающих детей, других библиотек и библиотечных систем

 

7. Ресурсы детских библиотек

 

7.1. Фонды

 

7.2 Информатизация и электронные ресурсы

 

7.3 Материально-техническая база

 

7.4 Персонал детских библиотек

 

7.5 Финансовые средства

 

8. Связи с общественностью

 

9. Законодательные и нормативные акты и документы, использованные при разработке Руководства

 

 

 

 

 

Предисловие


 

В России более ста лет существует уникальная сеть специализированных детских библиотек. Юридическое признание они получили в Федеральном законе «О библиотечном деле».

 

Сеть детских библиотек включает самостоятельные (с правами юридического лица) библиотеки-учреждения: региональные детские, детско-юношеские библиотеки и библиотеки для детей и юношества (далее – детско-юношеские библиотеки), муниципальные детские библиотеки и их объединения, а также структурные подразделения муниципальных библиотечных объединений (ЦБС) – филиалы, отделы, отделения публичных библиотек на муниципальном уровне.

 

«Руководство для детских библиотек России» (далее – Руководство) содержит основные принципы, положения, нормативы и правила организации деятельности общедоступных библиотек, обслуживающих детей; показатели их деятельности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), которые рекомендуются Российской библиотечной ассоциацией (РБА) в целях сохранения, развития и совершенствования библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации.

 

Руководство содержит положения, которые при определенных условиях и требованиях могут уточняться в применении к конкретным библиотекам, изменяться и дополняться по мере выхода новых нормативно-правовых документов.

 

В Руководстве определен тот минимум ресурсного обеспечения общедоступной библиотеки, обслуживающей детей, который рекомендуется соблюдать на всей территории Российской Федерации.

 

Руководство адресовано библиотекарям-практикам и администрациям общедоступных библиотек, обслуживающих детей, во всех населённых пунктах Российской Федерации, как в городах, так и в сельской местности, а также преподавателям и студентам профильных учебных заведений.

 

Российская библиотечная ассоциация рекомендует органам региональной власти и местного самоуправления использовать «Руководство для детских библиотек России» при разработке региональных нормативов ресурсного обеспечения услуг общедоступных библиотек для детей и определении собственной стратегии развития библиотек, отражающей информационные и культурные потребности местного сообщества.

 

Составители Руководства – Н.В. Бубекина, главный библиотекарь Российской государственной детской библиотеки, Н.С. Волкова, председатель Секции детских библиотек РБА, директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А.Каверина.

 

Проект Руководства обсуждался широкой библиотечной общественностью России; с учётом высказанных предложений и замечаний документ принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации (XIV Ежегодная сессия, г. Вологда, 21 мая 2009 г.).

 

В основе «Руководство для детских библиотек России» лежат законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ряда её субъектов, а также общественно-профессиональные документы и документы неправительственных организаций, в том числе разработанные и принятые Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Российской библиотечной ассоциацией (РБА).

 

 

 

1. Общие положения

 

Миссия и цели детских библиотек


 

Детские библиотеки России – специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей.

 

Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное обслуживание определённой категории населения – детей. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия доступа к информации всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.

 

Специфика детских библиотек находит свое выражение в основном контингенте пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.

 

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребёнка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

 

Основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду общества.

 

 

 

 

Основные задачи детских библиотек:

 

 

  • развитие и содействие саморазвитию ребёнка;
  • создание условий для гармоничного сочетания социализации (освоения ребёнком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребёнка);
  • воспитание творческих способностей ребёнка;
  • пропаганда ценности детства и детской субкультуры;
  • достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребёнка, который необходим для здоровья нации, для обеспечения её интеллектуального, нравственного и эстетического развития;
  • обеспечение открытости библиотеки для всех детей, соблюдение равных прав и возможностей для детей всех социальных слоёв общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
  • создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности;
  • обеспечение доступа пользователя-ребёнка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
  • взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;
  • обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
  • развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения;
  • развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством.

 

 

Библиотечное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг библиотеки.

Деятельность детских библиотек должна обеспечиваться гарантированным финансированием из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также привлекаемыми внебюджетными средствами и средствами от приносящей доход деятельности.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

 

 

 

 

2. Пользователи детских библиотек


 

1. Основным контингентом пользователей детских библиотек являются дети от рождения до 14-ти лет включительно. Дети пользуются правом преимущественного бесплатного библиотечного обслуживания.

 

Пользователями детских библиотек также могут быть родители, учителя, воспитатели, физические и юридические лица, профессионально занимающиеся вопросами детского чтения, детской литературы и библиотечного обслуживания детей.

 

2. Библиотечное обслуживание детей строится на дифференцированном подходе в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями развития личности ребёнка. Руководители чтения обслуживаются дифференцировано в зависимости от их социальных ролей. Система обслуживания пользователей регулируется уставами самостоятельных детских библиотек и положениями библиотек – структурных подразделений публичных библиотек, а также правилами пользования библиотекой. В каждой детской библиотеке обязательно выделение двух основных групп пользователей – дошкольников, младших школьников и школьников среднего, старшего школьного возраста. Руководители детского чтения и старшеклассники 10–11-х классов обслуживаются в соответствии с правилами пользования библиотекой для этих групп.

 

3. Детская библиотека должна соответствовать потребностям растущей личности: предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения.

 

4. Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключается в их скрытом (латентном) характере. Дети не могут ждать, удовлетворение их потребностей носит сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас», что значительно затрудняет библиотечную работу с ними и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания. Фонды детских библиотек должны соответствовать потребностям и запросам растущей личности, критериям полноты предоставляемых источников, эстетическим и содержательным аспектам предоставляемой информации.

 

5. Детская библиотека обеспечивает формирование информационных ресурсов на всех видах носителей и доступ к ним.

 

6. Детская библиотека – институт содействия социализации личности, её формированию с помощью книги и чтения, приобретению навыков образования и самообразования, осмысленного досуга.

 

7. Детская библиотека – центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей; предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребёнком информацию на всех видах носителей.

 

8. Детская библиотека – культурно-просветительский центр для детей, который распространяет в доступной форме знания по всем отраслям науки и техники, культуры и искусства; историко-краеведческие, экологические, правовые знания, тем самым расширяя и дополняя информацию, получаемую в семье, детских дошкольных учреждениях, школах.

 

9. Детская библиотека – центр детского чтения, приобщения ребёнка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах её носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.

 

10. Детская библиотека должна обеспечивать своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа.

 

11. Детская библиотека формирует и изучает интересы и потребности своих читателей, степень использования фондов документов и соответствия их запросам пользователей и задачам библиотек.

 

12. Детская библиотека должна быть центром детства в зоне обслуживания: собирать, анализировать информацию о детском чтении, культурной среде детства, образовательной среде; выступать хранителем детской субкультуры. С этой целью детская библиотека сотрудничает со всеми государственными, коммерческими, некоммерческими, общественными организациями, занимающимися проблемами детства и защиты прав ребёнка.

 

13. Детская библиотека может сотрудничать с зарубежными организациями, вступать в отечественные и зарубежные профессиональные объединения, региональные библиотечные общества, ассоциации, партнерства и др.

 

 

 

3. Сеть детских библиотек России

 

 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными1, специализированными детскими и школьными библиотеками. Специализированные детские библиотеки могут быть:

 

  • государственными библиотеками со статусом юридического лица: республиканские, краевые, областные детские и детско-юношеские библиотеки (далее – центральные региональные библиотеки);
  • муниципальными библиотеками со статусом юридического лица (центральная библиотека и филиалы);
  • структурными подразделениями (филиалами, отделами) других библиотек и библиотечных систем, в основном, публичных.

 

Сеть детских библиотек России позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: от федерального до уровня сельского поселения.

 

В отрасли культуры действуют давно сложившиеся следующие модели:

 

 

  • Федеральный уровень

 

Федеральное государственное учреждение культуры – Российская государственная детская библиотека – формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей; является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации. Основные пользователи: дети и руководители детского чтения; детские библиотеки субъектов Российской Федерации; центральные библиотеки муниципальных детских систем; иные библиотеки, обслуживающие детей.

 

Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью; проведение исследований в области детского чтения, информационных потребностей пользователей и библиотечного обслуживания детей; координация работы детских библиотек России; выработка новых форм библиотечного обслуживания детей. Российская государственная детская библиотека является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем – Правительством Российской Федерации.

 

 

  • Уровень субъекта Российской Федерации

 

Республиканские, краевые и областные детские и детско-юношеские библиотеки. Основные пользователи – дети, руководители чтения, детские и иные библиотеки, обслуживающие детей.

 

Все детские библиотеки субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:

 

  • формирование, хранение и предоставление пользователям наиболее полного собрания литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории;
  • организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов;
  • оказание методической помощи всем библиотекам региона, обслуживающим детей, проведение научных исследований в области детского чтения.

 

Центральные детские библиотеки субъектов Российской Федерации должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы, центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, координирующие деятельность различных учреждений и организаций, занимающиеся проблемами детского чтения; как информационная база для органов власти с целью выработки оптимальной политики в отношении детства.

Основные задачи центральной детской (детско-юношеской) библиотеки субъекта Российской Федерации:

 

  • поиск и апробация новых форм обслуживания пользователей;
  • проведение крупных региональных акций по распространению книги и чтения;
  • полноценное формирование фонда, включающего издания в различных форматах и на различных носителях информации, его регулярное обновление и предоставление;
  • сохранение и развитие единой системы библиотечного обслуживания детского населения, научное и методическое сопровождение;
  • проведение исследований в области детского чтения и информационных потребностей пользователей;
  • внедрение новых информационных технологий в организацию справочно-библиографического и библиотечно-информационного обслуживания детей в регионе;
  • укрепление и развитие корпоративных и межведомственных связей.

 

В целях модернизации и повышения эффективности и качества работы необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка библиотек государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна иметь стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.

 

 

  • Муниципальный уровень

 

Муниципальные детские библиотеки, муниципальные системы детских библиотек (МСДБ), муниципальные детско-юношеские библиотеки, объединения детских и школьных библиотек, имеющие статус юридического лица.

 

Основные задачи:

 

  • организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями; создание среды развития личности ребёнка, способствующей удовлетворению его образовательных потребностей; организация досуга и общения, а также библиотечное обслуживание руководителей чтения;
  • формирование фонда литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего документы в различных форматах и на различных носителях информации: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы;
  • сохранение и развитие на муниципальном уровне единой системы библиотечного обслуживания детского населения.

 

Муниципальные детские библиотеки обслуживают детское население территории, имеют возможности для предоставления всех библиотечных услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов, включения в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности МДБС с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.

По отношению к сельским библиотекам-филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.

 

Обслуживание детей в муниципальных публичных библиотеках городских и сельских поселений:

Дети имеют право пользоваться любыми муниципальными публичными библиотеками. В существующих муниципальных библиотечных системах сложились следующие формы обслуживания детей:

 

  • в публичных библиотеках, где, согласно «Модельному стандарту деятельности публичной библиотеки» (в ред. 2008 г.), в фондах должно быть не менее 30% литературы для детей;
  • в специализированных детских библиотеках-филиалах и в детских отделах.

 

Наличие детских библиотек-филиалов, детских отделов в публичных библиотеках обеспечивает право детей на специализированное обслуживание. Эти подразделения размещаются в отдельных помещениях, в них создается специфическая среда для развития личности ребёнка; для них обязательно наличие специально подготовленного персонала.

 

В ЦБС (МБС) предусматриваются структурные подразделения с функциями центральных детских библиотек – научно-методические центры по детскому чтению и работе с детьми. В ЦБС (МБС) вводятся должности заместителей директоров по работе с детьми в целях руководства научно-методической, организационной и практической деятельностью библиотеки по приоритетному обслуживанию детей.

 

 

 

4. Доступное размещение детских библиотек

 

 

 

В административных центрах субъектов Российской Федерации предусматривается наличие крупной республиканской, краевой, областной детской или детско-юношеской библиотеки, выполняющей функции центральной библиотеки по организации и координации деятельности библиотек региона, обслуживающих детей; организационно-методического, информационно-библиографического центра и центра исследований в области детского чтения и библиотечного обслуживания детей.

 

Нормативы открытия и размещения на муниципальном уровне детских библиотек определяются критериями территориальной доступности и количеством жителей-детей до 14 лет включительно, проживающих в муниципальном образовании. Детская библиотека, как муниципальная публичная, размещается с учетом её максимально пространственной доступности – по времени не более 15–20 минут, за которое ребёнок может добраться до библиотеки. Критерий количества жителей определен в документе РБА «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований»2.

 

 

В качестве базовой библиотечной единицы муниципального образования принимается библиотека не менее чем с одним освобожденным библиотечным работником и минимумом ресурсного обеспечения. Примерная схема размещения детских библиотек в соответствии с этим документом выглядит следующим образом:

 

 

 

Административно-

территориальный

уровень

Норма обеспечения Примечания

Муниципальный район

с функцией

административного центра,

объединяющего сельские

и городские поселения

 

 


1 Межпоселенческая

центральная детская

библиотека, выполняющая

функции центральной.

 

 

 


Вариант: обслуживание детей и

взрослых на базе структурного

подразделения для

межпоселенческой центральной

библиотеки с обязательным

наличием освобожденного

заместителя директора по

работе с детьми.

Сельское поселение

 

 

 


1 детская библиотека при

наличии в районе обслуживания

библиотеки сельского поселения

18% детей до 14 лет от

общего количества жителей.

Городское поселение


 

 

 

 

1 детская библиотека при наличии

в районе обслуживания

библиотеки городского поселения

не менее (20%) жителей до 14 лет.

 


При наличии в городском

поселении нескольких детских

библиотек одна из них может

выполнять по отношению

к ним функции опорной

библиотеки3.

Городской округ


 

 

 

 

 

 

 

 


1 детская библиотека при наличии

не менее 4 тыс. жителей

в возрасте до 14 лет на

территории городского округа.


 

 

 

 


Общее количество детских

библиотек городского

округа определяется из расчета –

1 библиотека на 4-7 тыс. жителей

в возрасте до 14 лет.

При наличии в городском округе

нескольких детских библиотек

одной из них может быть присвоен

статус центральной детской

библиотеки.

Городской округ

при наличии районного

деления

 

 

Не менее 1 детской библиотеки

в каждом административном

районе города.

 


При наличии в административном

районе города нескольких

детских библиотек одной из них

может присваиваться статус

центральной детской библиотеки.

 

 

Приведённые выше нормы имеют рекомендательный характер и могут быть использованы при рассмотрении вопросов организации библиотечного обслуживания на всех уровнях муниципальных образований с учётом местных условий и решения муниципальных органов управления. Они являются минимальными (исходными) и не исключают превышения установленного минимума при наличии соответствующего решения муниципалитета. Более того, каждый регион вправе принимать свои нормы размещения библиотек, которые не должны быть ниже отраженных в «Базовых нормах организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований».


В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 года № 923-р «Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р» обеспечение детского населения библиотеками отвечает следующим нормативам:

 

В городах, являющихся центрами субъектов Российской Федерации (республики, края, области, автономной области и округа), создаются одна универсальная библиотека, одна детская библиотека и одна юношеская библиотека республиканского, краевого, областного, окружного подчинения как исследовательский, информационный, консультативный центр по вопросам организации библиотечного обслуживания населения субъекта Российской Федерации.

 

Для обслуживания детей организуются специализированные детские библиотеки:

 

  • в городах с населением до 50 тыс. жителей – как минимум 1 детская библиотека;
  • в городах с населением 50 тыс. жителей и более – 1 детская библиотека на 4–7 тыс. учащихся и дошкольников;
  • в городах и городских округах, имеющих районное деление, детская библиотека должна быть в каждом административном районе;
  • в населённых пунктах сельских поселений – 1 детская библиотека на каждую тысячу жителей;
  • в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регионах Дальневосточного федерального округа учитывается удалённость населенных пунктов сельских поселений от административного центра до 3 км и более 3 км.

 

Доступность детской библиотеки для детей и остального населения обеспечивается её удобным местоположением: в центре села, жилого квартала микрорайона, района города или в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах – на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений.

 

Детская библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания. В любом случае соблюдаются архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотечного учреждения. При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.

 

Современная детская библиотека должна иметь различные формы обслуживания:

 

  • внутри библиотеки – на абонементах, в читальных залах и других специально выделенных подразделениях и зонах (локальный доступ);
  • вне библиотеки – через абонемент или имеющиеся формы доставки документов и информации: межбиблиотечный абонемент, внутрисистемный книгообмен, электронная доставка документов, Интернет (удалённый доступ);
  • сервисной доставки документов и информации к месту жительства, учебы (внестационарное обслуживание).

 

Созданию привлекательного образа библиотеки, её обозримости и доступности для местных жителей и приезжих граждан благоприятствует наличие таких элементов, как:

 

  • свободные подходы к библиотеке, чистота прилегающей территории;
  • видимое и легко узнаваемое название библиотеки и грамотная реклама;
  • автомобильная стоянка или навес для велосипедов и мотоциклов;
  • места для детских игр, малые архитектурные формы;
  • сопутствующая торговля (книжный киоск, книжный магазин, кафетерий);
  • система уличных указателей.

 

Ежедневный режим работы (в том числе перерывы, выходные, санитарные дни) детской библиотеки устанавливается с учётом потребностей местных жителей и интенсивности её посещения. Время работы библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту жительства граждан, может колебаться от 41 часа (по условиям организации труда в РФ) до 60 часов в неделю (по рекомендациям международных стандартов). Но оно не должно полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения. Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) может ограничиваться в зависимости от местных условий.

 

 

 

5. Библиотечные услуги детских библиотек

 

 

Библиотечная услуга – это результат библиотечной деятельности по выявлению, формированию и удовлетворению информационных и культурных потребностей пользователей библиотеки. Детская библиотека обслуживает детей, руководителей чтения, организации в локальном и удаленном режимах.

 

Объём и качество предоставляемых услуг зависит от вида детских библиотек, степени их оснащенности ресурсами (фондами, материально-технической базой, персоналом).

 

Для всех детских библиотек основным положением является разделение услуг на безусловно бесплатные и платные.

 

К бесплатным услугам относятся в соответствии с законом Российской Федерации «О библиотечном деле» следующие услуги:

 

  • получение во временное пользование документов из библиотечных фондов в читальных залах и на абонементах в соответствии с правилами пользования библиотек;
  • организация открытых просмотров литературы, тематических выставок в помещении библиотеки;
  • организация массовых мероприятий в помещении библиотеки;
  • получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа, о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек по имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия;
  • получение информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов, в том числе электронных, и других форм библиотечной информации;
  • получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, включая Интернет;
  • оказание консультативной и методической помощи библиотекам, обслуживающим детей, соответствующей территории.

 

К платным услугам относятся те услуги, которые требуют значительных материальных затрат и выполнение которых не обеспечено бюджетным финансированием. При оказании платных услуг библиотекой должны соблюдаться требования законодательства, в первую очередь, Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Библиотечные услуги федеральной и центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек

 

Особенность предоставления библиотечных услуг определяется статусом этих библиотек и характером их бюджетного финансирования – из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Они могут быть оказаны опосредовано: через библиотеки, школы, другие учреждения, работающие с детьми; через организацию удалённого доступа к информационным ресурсам федеральной и региональных библиотек, межбиблиотечный абонемент и электронную доставку документов или их копий. Объём и репертуар оказываемых услуг определяется в соответствии с основными функциями этих библиотек.

 

Таким образом, для федеральной, республиканских, краевых, областных библиотек основными библиотечными услугами являются:

 

  • библиотечное обслуживание всех групп пользователей в стационаре и по МБА; организация электронной доставки документов и виртуальной справочной службы; предоставление пользователям наиболее полной информации о составе фонда региональной библиотеки через системы электронного доступа, списки новых поступлений, организации кольцевых выставок и других форм доведения до детского населения региона необходимой информации;

 

  • оказание консультативной помощи детским библиотекам региона, осуществляемой как непосредственно в региональном центре при организации мероприятий по повышению квалификации, так и по запросам самих библиотек непосредственно: по телефону, электронной почте, во время выездов на места; путём создания и распространения методических рекомендаций в помощь детским библиотекарям, распространения передового опыта; анализа и обобщения тенденций развития библиотечного обслуживания детей.

 

Все эти услуги должны предоставляться детскими, публичными и сельскими библиотеками бесплатно и обеспечиваться необходимым и достаточным финансированием из бюджетов всех уровней.

 

Объём и номенклатура платных услуг федеральной, республиканской, краевой, областной детской и детско-юношеской библиотеки зависят от степени спроса, технической оснащённости библиотеки и возможностей её персонала.

 

С целью повышения качества услуг в центральных детских библиотеках субъектов Российской Федерации создаются гибкие структуры, отвечающие современному и перспективному развитию потребностей пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства. Должны быть налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра по проблемам детства и детского чтения.

 

Библиотечные услуги муниципальных детских библиотек

 

Главной задачей муниципальных детских библиотек является обслуживание пользователей-детей и руководителей детского чтения, поэтому основными услугами, предоставляемыми детской библиотекой, будут те, которые непосредственно связаны с этим процессом. Объём и перечень платных услуг, предоставляемых муниципальной детской библиотекой, также зависят от её ресурсных возможностей и главное, степени спроса и финансовых возможностей детей и их родителей.

 

Спецификой работы детских библиотек, помимо всего прочего, является и то, что дети – самая экономически и социально незащищённая часть населения. Детские библиотеки должны предоставлять им как можно больше бесплатных услуг, вводя платность услуг только для организаций и, частично, для взрослых пользователей.

 

 

 

 

6. Показатели деятельности детских библиотек

 

 

Эффективность и качество услуг, предоставляемых детской библиотекой, определяется с помощью показателей деятельности. Следующий ниже перечень показателей деятельности библиотек, обслуживающих детей, приведён дифференцировано: для центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек, для межпоселенческих детских библиотек, для детских библиотек поселений и структурных подразделений, обслуживающих детей, других библиотек и библиотечных систем.

 

В каждой группе также приведены объёмные показатели, которые используются для анализа и планирования их деятельности и предоставляются в вышестоящие органы.

 

 

 

6.1. Показатели деятельности центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек

 

 

Показатели подразделены на группы, отражающие многообразие деятельности библиотеки.

 

Обслуживание читателей

 

Объёмные показатели: число пользователей, количество выданных документов, количество посещений.

Эти показатели могут рассматриваться как показатели использования помещения библиотеки и быть основой для разработки рекомендаций по улучшению библиотечного обслуживания детей в регионе:

 

  • количество пользователей по единой картотеке (электронной записи) (там, где ведется подобный учёт);
  • количество реально обслуженных пользователей по библиотеке в целом;
  • количество посещений, в том числе массовых мероприятий;
  • средняя посещаемость за год;
  • количество выданных экземпляров документов;
  • обращаемость фонда;
  • средняя читаемость;
  • коэффициент использования площади библиотеки пользователями (количество пользователей на единицу площади).

 

 

Формирование фонда документов


1. Количество поступлений документов в фонд библиотеки (названий и экз.):

  • количество новых поступлений по видам изданий – книги, журналы, газеты, ноты, аудиовизуальные материалы, электронные издания;
  • количество поступивших документов прошлых лет издания – книги, журналы, газеты, ноты, аудиовизуальные материалы, электронные издания;

 

2. Исключение из фонда (экз.):

  • количество исключённых документов по причинам – ветхости, морально устаревших, утерянных, переданных в другие библиотеки и т. д.;
  • количество исключённых материалов по видам – книги, журналы, газеты, ноты, аудиовизуальные материалы, электронные издания.

 

3. Количество документов в фонде на 01.01…. г., в том числе по видам изданий в соответствии с требованиями формы 6-НК.

 

4. Количество игр, игрушек, других материалов в помощь развитию детей.

 

 

Массовая работа внутри библиотеки

 

Объёмный показатель: общее количество массовых мероприятий, включая выставки и обзоры, а именно:

 

  • количество книжно-иллюстративных выставок;
  • количество библиографических обзоров;
  • количество массовых мероприятий в целом, учёт по отдельным видам (конкурсы, конференции и т.д.);
  • количество посещений массовых мероприятий;
  • выдача документов с выставок, на массовых мероприятиях.

 

 

Показатели деятельности на регион

 

Научно-методическая и научно-исследовательская работа

 

Объёмные показатели: количество изданий, мероприятий по повышению квалификации, командировки, консультации.

Эти показатели являются плановыми. В отчёте указывается реальное количество подготовленных и опубликованных материалов, включая рукописи, справки, проекты нормативных, программных документов и т. п.

 

Количество названий определяется исходя из штатных возможностей библиотеки, возможного количества сотрудников, имеющих соответствующую квалификацию, актуальности тематики, запросов со стороны детских библиотек региона. В соответствии с «Межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках» (М., 1997) для подготовки методического пособия, методических рекомендаций на один авторский лист полагается от 170 до 300 рабочих часов; на разработку документов, регламентирующих деятельность библиотек, положений, инструкций, проектов управленческой и нормативной документации – от 150 до 340 рабочих часов на один авторский лист.

 

Объём учитывается в печатных листах: 40 000 знаков или 20 печатных страниц, набранных на компьютере или пишущей машинке. Учёту подлежат все материалы, в том числе рукописи, изданные статьи, программы, отдельные издания.

 

Тираж определяется, исходя из реальных материально-технических и финансовых возможностей библиотек. Желательно, чтобы количество экземпляров соответствовало количеству детских и сельских библиотек как основных потребителей методической продукции региональной библиотеки. Это основная часть тиража, выпуск которой должен финансироваться учредителем и распространяться бесплатно по библиотекам региона. Всё, что издано свыше основной части тиража, может быть реализовано за плату по ценам, определяемым библиотекой самостоятельно и с учетом спроса.

 

Общее количество мероприятий по повышению квалификации включает в себя все формы и виды мероприятий, проведённых библиотекой за год: конференции, семинары, стажировки и т. п. с учётом количества слушателей, их статуса (заместители директора, библиотекари – сельские, школьные, детские и т. д.) по каждому виду мероприятия. Итоговое число указывается в общем количестве слушателей. Тематика форм и видов мероприятий по повышению квалификации (конференций, семинаров, стажировок и т. д.) указывается как в целом (общее количество), так и по каждому мероприятию.

 

Указывается общее количество командировок, в том числе количество по региону, по России, зарубежных командировок; количество рабочих дней, количество сотрудников, осуществивших выезды; общая сумма командировочных расходов.

 

Показатели научно-исследовательской работы совпадают с показателями научно-методической. В планах и отчётах указываются темы исследований (количество названий), количество баз для их проведения, программы, методики. Опубликованные отчёты и статьи подпадают под название показателя «издательская деятельность»; выезды на места – «командировки»; обучение интервьюеров, помощь библиотекам в проведении исследования – «консультации».

 

 

Информационная работа

 

Объёмные показатели: количество электронных баз данных, включая электронный каталог; количество записей по каждой электронной базе. Это:

 

  • количество неодинаковых кодов пользователей, обратившихся через электронные информационные сети (IP-адреса);
  • количество обращений на сервер библиотеки;
  • наличие электронного каталога; количество записей в электронном каталоге; количество обращений к электронному каталогу (если есть счётчик);
  • наличие других баз данных (перечислить), общее количество записей, количество обращений;
  • количество запросов от библиотек региона и населения (справки);
  • количество виртуальных посещений библиотеки;
  • услуги по обучению в области информационных и коммуникационных технологий.
  • в соответствии с документом Федерального государственного статистического наблюдения «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг) за … год (Форма №3-информ.) предлагаются следующие показатели:
  • использование информационных и коммуникационных технологий:
  • количество персональных компьютеров;
  • наличие локальных сетей;
  • электронная почта;
  • Интернет;
  • наличие выделенных каналов связи. Вид подключения к Интернету;
  • наличие Веб-сайта в Интернете;
  • наличие программных средств обеспечения;
  • электронные информационно-справочные услуги;
  • услуги по обучению в области информационных и коммуникационных технологий;
  • затраты на информационные и коммуникационные услуги.

 

Показатели информационной работы на регион и внутри библиотеки входят составной частью в объёмные показатели деятельности: запрос, посещение, обращение, выдача документов, консультации, мероприятия по обучению компьютерным технологиям, по оснащению детских библиотек субъекта РФ компьютерными технологиями и программным обеспечением.

 

Использование фондов библиотеки населением региона

 

Объёмные показатели: количество пользователей, выдача документов, а именно:

 

  • количество экземпляров печатных изданий, посланных в библиотеки региона и за его пределы;
  • количество копий документов, списков и т. п. по запросам населения;
  • количество выездных книжных выставок;
  • количество выездов библиобуса;
  • количество выдач документов по МБА, ЭДД и другим источникам доведения до пользователя документов и информации;
  • количество пользователей МБА и ЭДД.

 

Акции библиотеки с привлечением детей региона

 

Объёмные показатели: количество мероприятий в целом, учёт по отдельным видам (конкурсы, конференции и т.д.).

 

 

Финансовые средства

 

1. Поступление финансовых средств (тыс. руб.), в том числе из бюджета.

2. Поступление внебюджетных средств, в том числе за платные услуги, по грантам, другое.

3. Использование финансовых средств. Всего (тыс. руб.).

 

В том числе:

 

  • на оплату труда;
  • на комплектование библиотечного фонда в целом, включая подписку, приобретение электронных, АВ-материалов;
  • на приобретение оборудования;
  • на ремонт (капитальный, текущий);
  • на выплату арендной платы;
  • на услуги ЖКХ.

 

 

6.2. Показатели деятельности межпоселенческих детских библиотек

 

 

Межпоселенческая детская библиотека осуществляет функции центральной библиотеки для библиотек поселений, обслуживающих детей. Показатели её деятельности отражают функции и задачи, которые она реализует: обслуживание всех групп пользователей на стационаре, по МБА и внутрисистемному книгообмену, комплектование библиотечного фонда в различных форматах и на различных носителях информации, предоставление доступа к информации, методическую поддержку библиотек поселений по вопросам организации библиотечного обслуживания детей.

 

Для определения эффективности и качества услуг, предоставляемых межпоселенческой детской библиотекой, могут быть использованы показатели деятельности центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек, но в меньшем объёме в соответствии с числом библиотек, входящих в систему.

 

 

 

6.3. Показатели деятельности детских библиотек поселений, структурных подразделений (филиалов, отделов), обслуживающих детей, других библиотек и библиотечных систем

 

 

Главная задача этих библиотек – обслуживание пользователей, поэтому для определения эффективности и качества деятельности могут быть использованы показатели центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек, связанные с этим процессом.

 

Объёмные показатели: число пользователей, количество выданных документов, количество посещений, коэффициент обновляемости фонда, количество массовых мероприятий по пропаганде книги и чтения.

 

Показатели эффективности (результативности) – средняя читаемость, средняя посещаемость, обращаемость фонда. По муниципальным детским библиотекам средние показатели по России составляют: читаемость – 20–22 экз. в год, посещаемость – 7–8 раз в год, обращаемость – 2 (по международным стандартам – 3–4).

 

Нормы нагрузки на библиотекаря определяются, исходя из объёмных показателей. На 1 библиотекаря в среднем по России не более 650 чел., 13,5 тыс. выдач, 6–7 тыс. посещений в год. Охват детского населения библиотечным обслуживанием должен составлять не менее 35–40% в городе и 50–60% на селе от общего количества детского населения поселения.

 

Во многих регионах органы исполнительной власти требуют от библиотек сведения всех показателей деятельности к одному-двум показателям, что затруднительно сделать, не потеряв какого-либо важного направления деятельности. Тем не менее, можно предложить один очень объёмный показатель – запрос.

 

Согласно ГОСТу 7.0-99 (ИСО 5127-1-83) «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» под запросом пользователя понимается «требование пользователя на предоставление библиотечной услуги» (3.2.2.17). Иными словами, запрос – всеобъемлющий показатель, который может быть основным при количественной и качественной оценке деятельности библиотеки.

 

Важнейшими показателями качественной оценки деятельности библиотеки всё же остаются проверенные долголетней практикой относительные показатели – % охвата населения (детей в нашем случае) библиотечным обслуживанием, средняя посещаемость, средняя читаемость, обращаемость фонда, книгообеспеченность на одного жителя-ребёнка, коэффициент обновляемости фонда. Именно они должны быть базовыми и при планировании деятельности, и при обсчёте экономической составляющей работы детских библиотек, тем более что средние показатели легко вычислить как в целом по России и федеральным округам, так и по каждой конкретной библиотеке за 3–5 лет. В отличие от предлагаемых в последнее время громоздких и трудных формул, средние показатели легко вычисляются и служат ориентиром при анализе деятельности по предоставлению услуг и, шире, библиотечного обслуживания в целом.

 

 

 

 

7. Ресурсы детских библиотек


 

7.1. Фонды


 

1. Фонд документов детской библиотеки является универсальным. Детская библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, DVD, базы данных, в том числе, базы данных Интернет). В нём должны быть представлены, наряду с документами, развивающие игры и игрушки.

 

2. Фонд документов детской библиотеки обязан отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и, в то же время, отражать многообразие мнений, точек зрения, сложившихся в обществе. В фонде детской библиотеки не должно быть материалов, пропагандирующих вражду, насилие, жестокость, порнографию. Критерии отбора документов формулируются и фиксируются в нормативных документах каждой библиотеки. Эти критерии вырабатываются на основе данных рекомендательной библиографии, литературной критики, рекомендаций специалистов в области детского чтения и детской литературы с учётом мнения членов Совета по комплектованию каждой библиотеки. Главным критерием формирования фондов детских библиотек является соответствие потребностям растущей личности, обеспечение её интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов.

 

3. Объём фонда муниципальной детской библиотеки должен соответствовать средней книгообеспеченности одного жителя: в городе – 5–7 экз., на селе – 7–9 экз. Фонды центральных региональных детских библиотек, выполняющих мемориальные функции, должны соответствовать критерию наибольшей полноты комплектования детской литературой. Центральная муниципальная детская библиотека должна располагать увеличенным объёмом фонда: дополнительно из расчёта от 0,5 до 2 экз. на одного жителя детского возраста.

 

4. Важнейшим показателем качества комплектования фондов и обслуживания пользователей является коэффициент обновляемости фондов. В фонд центральной региональной детской библиотеки должно поступать не менее 5% изданий детской литературы текущего года.

 

Фонд муниципальной детской библиотеки должен обновляться в течение 10 лет. Количество новых поступлений определяется либо в зависимости от количества жителей детского возраста из расчета 250 книг на 1 000 жителей, либо в зависимости от числа книговыдач за предыдущий период по формуле, предложенной сотрудниками Российской национальной библиотеки4: в качестве «норматива» здесь выступает величина 0,038W, где W – размер годовой книговыдачи. По этой же формуле оптимальное количество новых поступлений может вычисляться и для региональных детских библиотек.

 

5. Объём фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1 000 жителей; базовая обеспеченность региональной детской библиотеки периодикой – не менее 150 названий. Детская библиотека любой территории должна иметь возможность получать общероссийские журналы и газеты для детей, местную периодику. В условиях финансовых ограничений на комплектование книг наличие в фонде периодических изданий приобретает особое значение. В фондах детских библиотек должно быть не менее 50% художественной литературы.

 

6. Количество электронных изданий во многом зависит от степени компьютеризации библиотеки, но должно иметь тенденцию к постепенному возрастанию этого вида документов в общей структуре фонда.

 

7. Показатели для фонда звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, в том числе снабженных субтитрами для детей с ослабленным слухом, должны быть не менее 10 единиц фонда документов на 1 000 жителей. Ежегодное пополнение – не менее 20 звукозаписей (20 единиц фонда документов) и 4 видеозаписей звукозаписей (4 единиц фонда документов) из расчёта на 1 000 жителей.

 

8. Детская библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий (не менее 10% к общему фонду). Должны быть представлены универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию, информационные бюллетени новых поступлений, другие издания. Фонд справочных и библиографических изданий должен быть доступен любому пользователю в любое время, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах библиотеки.

 

Ценность фонда детской библиотеки возрастает от наличия в нём краеведческих изданий, местных документов, документов на языках народов и этнических групп, проживающих на соответствующей территории, других уникальных коллекций.

 

Детская библиотека выполняет функции информационных центров «Детства» на соответствующей территории. Детская библиотека собирает, систематизирует и предоставляет всем заинтересованным пользователям сведения о детях и детской субкультуре как важнейшей части общей культуры общества.

 

Центральная региональная и межпоселенческая детские библиотеки имеют право на получение местного обязательного экземпляра, на основе которого формируется наиболее полный фонд детской литературы, изданной на соответствующей территории.

 

9. Детская библиотека использует все возможные источники информации о наличии документов на всех видах носителей: Интернет ресурсы, пресс-релизы, рекомендательные указатели и списки, периодическую печать, средства массовой информации и т. п.

 

10. При комплектовании фонда документов детская библиотека руководствуется имеющимся законодательством Российской Федерации и принятым в каждой библиотеке порядком комплектования, включая деятельность Совета по комплектованию, учёт отказов пользователям и иные процедуры.

 

11. Для поддержания оптимального уровня формирования фондов детских библиотек на приобретение новых документов ежегодно должно выделяться не менее 10% от общего объёма финансирования библиотек.

 

Обновление фонда детской библиотеки должно обеспечиваться посредством укрепления и развития сотрудничества с издателями и книгораспространителями, использования каналов межбиблиотечной связи (МБА, электронная доставка документов) и др.

 

12. Детские библиотеки являются источниками библиографической информации о собственном фонде и внешних библиотечных ресурсах. Центральная региональная детская библиотека – полноправный участник распределенного информационного ресурса в своем регионе, она является организатором корпоративной информационной системы документов по проблемам детства.

 

13. Сроки хранения каждого документа из фонда библиотеки зависят от востребованности его со стороны пользователей (для муниципальных библиотек), его устарелости и износа. В каждой библиотеке в соответствии с имеющимися нормативными документами и в зависимости от её типа должны быть утверждены сроки хранения документов и причины их списания. Документы, изъятые по той или иной причине из состава фонда, но ещё пригодные к использованию, рекомендуется предлагать другим библиотекам.

 

14. Центральные региональные детские библиотеки должны постоянно сохранять в традиционном виде или преобразованном в электронную форму экземпляры детской литературы и иных документов, предназначенных для детей, особенно местные издания.

 

15. Детская библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурно-влажностного режима, пожарной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т. д.).

 

 

 

7.2. Информатизация и электронные ресурсы


 

1. Детская библиотека участвует в создании единых информационных сетей, взаимодействует с другими организациями для совместного осуществления программ и проектов информационного электронного обслуживания пользователей.

 

2. Детская библиотека увеличивает свой потенциал в процессе информационного обмена, путём участия в создании и использовании сетевых ресурсов, взаимодействия с национальными, научными и специальными библиотеками, другими учреждениями культуры, образования и воспитания, информационными центрами.

 

3. Основные мероприятия в рамках корпоративного взаимодействия предполагают формирование и размещение на сервере библиотеки электронных ресурсов и организацию информационного обслуживания пользователей, в том числе в режиме удалённого доступа (электронная доставка документов, виртуальная справочная служба, другие технологии).

 

В добавление к имеющимся в библиотеке электронным ресурсам, на её Web-сайте размещаются коллекции полезных Интернет-ссылок, списки Интернет-адресов, информационные навигаторы.

 

4. Электронный каталог (ЭК) на фонд библиотеки является основным информационным электронным ресурсом, который библиотека формирует самостоятельно либо на основе использования корпоративного ресурса, формируемого другой (другими) библиотекой (библиотеками).

 

5. Помимо ЭК, центральная детская библиотека может создавать разнообразные базы данных (БД) – библиографические, полнотекстовые, фактографические.

 

6. В обязательном порядке центральная детская библиотека собирает и создаёт краеведческую электронную информацию, включая тематические БД, отражающие направления развития местного сообщества, его историческое прошлое.

 

7. Библиотека реализует «цифровые» проекты, создает электронную библиотеку (электронную коллекцию).

 

8. В соответствии с принципами Манифеста ИФЛА об Интернете библиотека должна поддерживать условия действия авторского права, которые обеспечивают сохранность цифровых материалов, и содействовать тому, чтобы правообладатели осознавали свою обязанность гарантировать долговременную доступность on-line ресурсов.

 

9. Организационные и технические решения информатизации.

Информатизация детской библиотеки осуществляется с целью предоставления доступа к информации на качественно новом уровне, развития новых форм обслуживания, обеспечения возможности записи, сохранности и доступа к информации в электронной форме, работы в сетевом режиме.

 

Процесс информатизации детской библиотеки осуществляется последовательно, включая:

 

  • создание материально-технической базы, включая определение необходимого количества автоматизированных мест для работы сотрудников и пользователей; приобретение лицензионных программных продуктов, обеспечивающих информатизацию всех основных библиотечных процессов, формирование локальной вычислительной сети (ЛВС), подключение ЛВС к сети Интернет;
  • модернизацию всех основных библиотечных процессов: комплектование и обработка фонда, справочно-библиографический аппарат, обслуживание читателей, управление библиотекой (библиотечной системой);
  • последовательную реализацию заложенных компьютеризацией технологических возможностей, формирование и наращивание информационных электронных ресурсов, в том числе через участие в корпоративных проектах;
  • внедрение удаленного доступа к информационным электронным ресурсам, создание Web-сайта библиотеки для размещения информации о ресурсах и услугам библиотеки, в том числе создание виртуальной справочной службы.

 

Информатизация библиотеки осуществляется на базе автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС), основными критериями надёжности которой являются авторитетность, опыт использования в регионе или в конкретной местности, эксплуатационная поддержка со стороны производителя, комплексность предлагаемых решений (компьютеризация всех основных библиотечных процессов).

 

Запуск системы включает приобретение и монтаж оборудования, сетей, приобретение лицензионного программного обеспечения, организацию структурного подразделения с выделением штатных единиц, обучение персонала, систему сопровождения (информационного и технического).

 

Уровень обеспечения библиотеки компьютерной техникой должен зависеть не только от финансовых возможностей библиотеки, но и от стоящих перед библиотекой задач в области информатизации, от востребованности электронных ресурсов пользователями.

 

Организация электронных читальных залов в библиотеке предусматривает приобретение персональных компьютеров, сервера, коммутационного оборудования, объединения их в ЛВС, приобретения лицензионного программного обеспечения для учёта и контроля работы пользователей за компьютером.

 

Центральная детская (региональная или межпоселенческая) библиотека автоматизируется для предоставления пользователям документов и информации, ведения сводных каталогов в рамках корпоративного взаимодействия библиотек, расширения пользовательских мест для информационного обслуживания.

 

Программные продукты включают: операционные системы, приложения (все офисные приложения и пакеты программного обеспечения специального назначения (графические, энциклопедии, игры и др.), серверные продукты (серверные операционные системы и приложения, а также лицензии клиентского доступа к ним).

 

При установке компьютера на конкретное рабочее место определяется операционная система, обеспечивающая его работу, в зависимости от следующих составляющих: тип компьютера (процессор, объём оперативной памяти, объём дискового пространства и т. д.), характер производственных задач, которые он должен помогать решать, определенные технические требования прикладных программ (например, для обработки изображений или для работы с текстовыми документами).

 

Подключение к сети Интернет может осуществляться на основе использования технологии GPRS, предоставляемой операторами сотовой связи; оптоволоконной связи либо по проводной телефонной линии.

 

Создаваемая технологическая среда должна обеспечивать обучение сотрудников и пользователей новым технологиям, формирование библиотекой собственных электронных ресурсов, свободный доступ к ним и к ресурсам Интернет.

 

Все поставляемое программное обеспечение должно сопровождаться лицензиями на его использование. Неправильное использование программного обеспечения означает нарушение лицензионных правил, что равнозначно использованию нелицензионного продукта.

 

Оборудование и программное сопровождение информационных систем в библиотеках должны обновляться не реже одного раза в пять лет в соответствии с требованиями информационных и телекоммуникационных технологий.

 

 

 


7.3. Материально-техническая база

 

 

Здания и помещения библиотек

 

1. Детская библиотека может размещаться в отдельном здании, в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, в приспособленном помещении жилого или общественного здания с отдельным входом при соблюдении архитектурно-планировочных, строительных норм, соответствующих назначению библиотеки. Здания и помещения могут находиться в оперативном управлении или арендованы. Земельные участки, на которых они располагаются, должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.

 

2. По размерам и состоянию помещения библиотеки должны отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил, правил противопожарной безопасности, нормативам СанПиН5, нормам охраны труда и техники безопасности. Нормы размера площадей устанавливаются с учётом различных групп помещений на основе СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения (М.: Госстрой России, 2003), действующего взамен Инструкции по проектированию библиотек СН 548-82 (М., 1983).

 

3. Помещения детских библиотек предназначаются для размещения библиотечных ресурсов, персонала, обслуживания и передвижения пользователей. Количество необходимых помещений, размеры площадей должны быть обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.

 

4. В соответствии с Модельным стандартом деятельности публичных библиотек (2008 г.) рекомендуются следующие размеры площадей:

 

  • площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи – не менее 100 кв. м. (при соответствующей вместимости полок); с закрытым доступом к фонду – 5,5 кв.м. на 1 000 томов; с ограниченным доступом к фонду – 7 кв.м. на 1 000 томов;
  • площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду – из расчёта 10 кв.м. на 1 000 томов;
  • число посадочных мест в библиотеке определяется из расчёта 2,5 кв.м. на 1 место;
  • Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 кв.м, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 кв. м;6
  • площадь для пользователей в зоне справочной службы может составлять 10 кв.м. на 1 000 томов, в крупных библиотеках 2,5 кв.м. на 1 человека;
  • площади для индивидуального использования аудио-видеодокументов должны быть увеличены на 2,5 кв. м;
  • для размещения выставок площадь абонементов и читальных залов требует увеличения на 10%, также может быть выделено отдельное помещение и использованы вестибюли, коридоры и т. д.;
  • для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо выделение отдельного помещения. Для детских мероприятий – размером 1,5 кв.м. на 1 место. В детской библиотеке необходимо оборудовать комнату сказок, помещение для просмотра видеодокументов, Интернет-класса;
  • помещение, предназначенное для творческой деятельности детей, требует увеличения до 3 кв.м. на 1 место;
  • помещения библиотек, обслуживающих инвалидов, как правило, требуют увеличения для обеспечения свободного передвижения пользователей и доступа к фондам, пунктам обслуживания, рекреационным зонам. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована соответствующим образом: иметь пандусы при входе и выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы и т. д.;
  • количество служебных помещений зависит от числа штата сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20% площади читательской зоны.

 

Примерные нормативы для служебных помещений определяются из расчёта: площадь 1 рабочего места для персонала, занятого процессами комплектования и обработки фондов – не менее 9–12 кв.м.; для сотрудников научно-методического отдела – не менее 9 кв.м. на 1 человека; для административного персонала – 5–6 кв.м.; для директора (заместителя) – от 15 до 40 кв.м.

 

5. Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней. Для организации обслуживания пользователей библиотека использует принцип гибкой планировки помещений, позволяющей варьировать соотношение помещений и площадей с учётом изменения потребностей и библиотечных технологий.

 

6. Всеобщим стандартом обслуживания в детской библиотеке является максимальная доступность для пользователей фонда документов, которая достигается организацией всего библиотечного пространства и внедрением современных технологий.

 

 

Оборудование, технические средства

 

Для обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг, размещения фондов и организации производственных процессов детская библиотека должна быть оборудована предметами библиотечной мебели, отвечающими современным требованиям и учитывающими особенности пользователей детского возраста, (кафедры выдачи, стеллажи, витрины, столы, стулья, в том числе компьютерные и т. д.) и техническими средствами. С этой целью ежегодно на эти цели должно выделяться не менее 8–10% средств от балансовой стоимости уже имеющегося оборудования и техники.

 

 

Материально-техническое обеспечение центральных региональных детских библиотек


Должно отвечать требованиям, предъявляемым обществом к крупным библиотекам, наиболее полно обеспечивающим потребности детей и всех лиц, связанных с библиотечным обслуживанием детей.

 

Количество компьютеров определяется из расчёта потребностей каждого отдела библиотеки, целей информатизации библиотечно-информационного процесса, обеспечения деятельности библиотеки в целом и по направлениям, создания локальных сетей, обеспечения выхода в Интернет и т. д.

 

Центральные региональные детские библиотеки должны быть оснащены копировально-множительной техникой – ксероксами, принтерами, сканерами.

 

Для лучшего использования фонда, проведения различных массовых мероприятий библиотеки должны быть оснащены современной аудио-видеотехникой с функциями записи и воспроизводства CD, DVD дисков; телевизорами, музыкальными центрами и т. д.

 

Библиотека должна иметь не менее трёх номеров телефонной связи. Желательно иметь выделенную линию подключения к Интернету, при её отсутствии – достаточное количество модемов.

 

Для обеспечения связи с другими библиотеками, доставки литературы, проведения выездных мероприятий региональная детская библиотека должна иметь транспорт или возможность своевременного заказа транспортных средств для библиотечных нужд.

 

Материально-техническое обеспечение детских библиотек поселений, структурных подразделений (филиалов, отделов), обслуживающих детей, других библиотек и библиотечных систем.

 

Должно отвечать современным потребностям детей в обеспечении их информацией и в обучении использованию компьютерных технологий; наличию фондов аудио- и видеоматериалов, соответствующей техники для их использования.

 

 

Примерные минимальные нормативы оснащения

 

Наименование Количество Примечания

Компьютеры (в комплекте)

и периферийные  устройства

(монитор, клавиатура, мышь,

модем, сканер и т.д.)

Не менее 2

 

 


1 компьютер для детей-пользователей

из расчета 1 ед. на 500 жителей-детей в целях:

- осуществления доступа к информации

областных детских библиотек, других библиотек;

- возможности пользования электронным

каталогом и другими базами данных;

- обучения информационной и компьютерной

грамотности; - осмысленного развивающего досуга.

1 компьютер для библиотекарей в целях:

- ведения электронного каталога и других

электронных баз данных;

- подключения электронной почты;

-  выхода в Интернет;

- профессионального общения с

библиотекарями страны;

- ознакомления с опытом работы коллег.

Программное обеспечение

(лицензионное)

По выбору

библиотек

Принтер

(струйный или лазерный)

1


Для распечатки необходимых пользователю

и библиотекарю материалов;

осуществление минимальной

издательской деятельности

Сканер 1
Копир или ксерокс 1
Музыкальный центр 1

Для проведения массовых мероприятий

на современном уровне

Телевизор 1

Для проведения массовых мероприятий

на современном уровне

Видеомагнитофон

или пишущий  DVD-R/RW

1

Для проведения массовых мероприятий

на современном уровне

Телефон

Минимум

1 номер

 

 

 

 

7.4. Персонал детских библиотек

 

Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках определяется в зависимости от основных показателей и объёма деятельности библиотеки.

 

В центральных региональных детских библиотеках в соответствии с их уставами персонал должен обеспечивать реализацию их основных отличительных функций (мемориальную, перераспределения фондов, научно-методическую и пр.) и диапазон услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам – основным категориям пользователей.

 

В муниципальных библиотеках нормативы обеспечения кадрами зависят от основных показателей обслуживания пользователей – количества детского населения в зоне обслуживания, количества пользователей, количества посещений, количества книговыдач.

 

На директора центральной (региональной, муниципальной) библиотеки, его заместителей, художника и других специалистов, не занятых непосредственно в обслуживании читателей, нормативы нагрузки по числу пользователей, посещений и количеству населения не распространяются.

 

В штатном расписании центральной детской библиотеки должны быть предусмотрены штатные единицы, обеспечивающие психологическое консультирование пользователей, создание информационных продуктов и услуг (оператора, инженера, программиста, дополнительная ставка библиографа и т. п.), технический персонал. В библиотеках, имеющих транспорт, должна быть предусмотрена штатная единица водителя соответствующей категории.

 

Не менее 50% штатного персонала детской библиотеки должны быть дипломированными специалистами в области библиотечного дела, библиографии, педагогики, психологии, информационных технологий.

 

Все сотрудники должны чётко представлять цели, задачи, проблемы и перспективы развития своей организации, ознакомлены со своими правами и обязанностями. Специалисты детской библиотеки должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками в области библиотечного дела, психологии, педагогики, детской литературы и детского чтения.

 

Администрация библиотеки и её учредитель обеспечивают реализацию программы непрерывного образования всего персонала. Каждый сотрудник один раз в пять лет должен проходить переподготовку. Необходимо также предусмотреть систематическое обучение работников информационным технологиям. Полезно предусматривать возможности командировок специалистам библиотеки для обмена опытом, участия в общероссийских, зарубежных, межрегиональных библиотечных и иных мероприятиях. Финансовые средства, выделяемые для целей обучения персонала, должны составлять не менее 0,5% от статей бюджета, выделяемых на персонал, исключая заработную плату.

 

Аттестация работников детской библиотеки проводится в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

 

 

 

7.5. Финансовые средства

 

1. Финансирование детских библиотек осуществляется за счёт федеральных средств (Российская государственная детская библиотека), средств субъектов Российской Федерации (центральные региональные детские библиотеки) и муниципальных бюджетов (муниципальные детские библиотеки) в соответствии с целями и задачами данных учреждений, а также за счёт целевых средств, грантов, привлечённых финансов от спонсоров, доходов от разрешенной законодательством предпринимательской деятельности.

 

2. Обязательные бесплатные, гарантированные законом «О библиотечном деле» услуги, оказываемые библиотеками физическим и юридическим лицам в соответствии их уставами или положениями, должны финансироваться учредителем в объёме, необходимом для осуществления поставленных задач.

 

3. Бюджетные средства библиотек могут быть направлены на следующие цели:

 

  • содержание персонала библиотеки (оплата труда с начислениями, выплата надбавок, премий, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);
  • комплектование (приобретение новых книг, периодических изданий, аудио-видеоматериалов, документов на CDROM и других носителях информации);
  • обеспечение средствами сохранности и безопасности фондов;
  • внедрение информационных технологий, автоматизацию библиотеки (приобретение, замена, ремонт и обновление компьютерного и иного технического оборудования, расходы на программное обеспечение и др.);
  • информационно-библиографическую деятельность (создание и ведение каталогов, баз данных, в том числе на электронных носителях), обработку документов;
  • осуществление научно-методической деятельности (проведение исследований, издания библиотеки, командировки, консультации, организация мероприятий по повышению квалификации библиотекарей, работающих с детьми);
  • организацию библиотечного пространства, оборудование помещений (приобретение мебели, материалов, предметов дизайна и т.п.);
  • проведение массовых мероприятий, организацию выставок;
  • содержание здания (аренда, коммунальные платежи, текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание зданий и прилегающих территорий).

 

Сумма затрат на эти цели должна составлять примерный годовой бюджет библиотеки, отраженный в смете доходов и расходов учреждения.

 

4. Библиотеки, осуществляющие дополнительные функции или виды деятельности по согласованию с учредителем или по его заказу, обеспечиваются соответствующими дополнительными материальными ресурсами, в том числе на основе муниципального и государственного заказа.

 

5. Детские библиотеки – субъекты гражданских правоотношений – обладают правом собственности на производимую ими интеллектуальную продукцию и на взимание с пользователей платы за оказываемые дополнительные услуги в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

8. Связи с общественностью


 

В основе всей работы библиотек с общественностью лежит изучение интересов и потребностей различных слоёв населения в услугах детской библиотеки, соответствие деятельности детской библиотеки интересам детей, защита прав детства.

 

Детской библиотеке необходима стабильная программа поддержки со стороны органов власти и общественности в целях укрепления её положения в обществе и понимания ими целей и задач деятельности библиотеки. Эта программа может включать в себя следующие направления:

 

  • Работа с населением. Главная задача библиотек – продуманная PR-кампания: широкое информирование населения, в первую очередь, детей, их родителей, учителей о возможностях детской библиотеки, предоставляемых услугах, режиме работы, местонахождении, проведение акций в поддержку детского чтения; привлечение детей в библиотеки и т. п.
  • Работа с органами власти, с учредителем, с органами управления имуществом, другими подразделениями администрации (Комитетом по делам молодежи, органами управления образованием и т. д.). Главные задачи детской библиотеки – привлечение внимания руководителей к проблемам развития библиотечного обслуживания детей в регионе, необходимого и достаточного ресурсного обеспечения для реализации основных задач детских библиотек; утверждение библиотечных программ и проектов по привлечению детей к пользованию библиотеками, проведение крупных акций по пропаганде книги, чтения и библиотеки;
  • Взаимоотношения с учреждениями и организациями, общественными организациями. Главные партнеры детской библиотеки – школа и школьная библиотека, другие детские учреждения (ясли, детские сады, учреждения дополнительного образования, общественные фонды в помощь детству и т. п.), универсальные и публичные библиотеки;
  • Связи со средствами массовой информации;
  • Поиск спонсоров. Создание и претворение бизнес-планов, проектов, привлекающих в библиотеку дополнительные внебюджетные средства;
  • Организация попечительских советов, обществ «Друзей библиотеки», других общественных образований в помощь развитию детской библиотеки и улучшения её имиджа.

 

 

 

9. Законодательные и нормативные акты и документы, использованные при разработке Руководства

 

 

При подготовке «Руководства для детских библиотек России» использованы:

 

Законодательные и нормативные акты Российской Федерации

 

 

Конституция Российской Федерации : принята 12 дек. 1993 г.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4: по состоянию на 10 февр. 2008 г.

 

Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78–ФЗ (с изм. от 22 авг. 2004 г.; с изм. от 3 июня 2009 г.).

 

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 № 149–ФЗ.

 

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003 г. № 131–ФЗ.

 

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103–ФЗ, от 22.08.2004 № 122–ФЗ, от 21.12.2004 № 170–ФЗ).

 

Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266–1 (с изм. от 13 янв. 1996 г.)

 

Конвенция о правах ребёнка (ратифицирована Верхов. Советом СССР 13 июня 1990 г. Вступила в силу для Рос. Федерации 15 сент. 1990 г.).

 

Социальные нормы и нормативы по обеспеченности населения учреждениями культуры и искусства : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 13 июля 2007 г. № 923–р.

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» : утв. Постановлением Гл. гос. санитар. врачом Рос. Федерации 30 мая 2003 г., № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

 

 

Общественно-профессиональные документы и документы неправительственных организаций


 

Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки / Рос. библ. ассоц. ; [подгот. под рук. Л.В. Куликовой]. – Новоуральск : ЦГБ, 2002. – 23 с.

 

Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки : [новая ред.] / Рос. библ. ассоц. ; [подгот. под рук. Л.В. Куликовой]. – СПб. : Рос. нац. б-ка, 2008. – 26 с.

 

Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках, 1994 // Информ. бюл. РБА. – 1995. – № 2. – С. 85–89.

 

Манифест Российской библиотечной ассоциации о публичной библиотеке, 2003 // Информ. бюл. РБА. – 2003. – № 27. – С. 41–42.

 

Манифест ИФЛА об Интернете / пер. с англ. О.Н. Мяэотс // Информ. бюл. РБА. – 2002. – № 23. – С. 37–38.

 

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по Манифесту ИФЛА об Интернете = IFLA/UNESCO Internet Manifesto Guidelines / Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений, Рос. библ. ассоц. – СПб. : Рос. нац. б-ка, 2007. – 72 с.

 

Манифест ИФЛА о поликультурной библиотеке [Электронный ресурс] // Library services to multicultural populations section : [web-site] / IFLA. – [2008]. – Режим доступа: http:// archive.ifla.org/VII/s32/pub/MulticulturalLibraryManifesto-ru. pdf (10.05.2009).

 

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек, 2002 / Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений, Секция публ. б-к, Рос. библ. ассоц. ; предисл. В.Р. Фирсова. – СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. – 112 с.

 

Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ (края, области) / Рос. библ. ассоц. // Информ. бюл. РБА. – 2003. – № 27. – С. 42–52.

 

Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек (централизованных библиотечных систем) / Рос. библ. ассоц. // Информ. бюл. РБА. – 2005. – № 34. – С. 48–55.

 

Руководство для детских библиотек [Электронный ресурс] / пер. с англ. О. Мяэотс и Т. Усковой // Libraries for children and young adults section : [web-site] / IFLA. – [2005]. – Режим доступа: http://www.ifla.org/files/libraries-for-children-and-ya/publications/ guidelines-for-childrens-libraries-services-ru.pdf (10.05.2009).

 

Руководство по библиотечному обслуживанию детей до трёх лет [Электронный ресурс] / пер. с англ. О. Андреевой // Libraries for children and young adults section : [web-site] / IFLA. – [2007]. – Режим доступа: http://archive.ifla.org/VII/d3/ pub/Profrep101.pdf (10.05.2009).

 

Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований : документ принят Конференцией РБА, XII Ежегод. сессия, 16 мая 2007, Брянск // Информ. бюл. РБА. – 2008. – № 47. – С. 91–113.

 

При подготовке документа были учтены предложения и замечания, высказанные специалистами Удмуртской Республиканской детской библиотеки, Мурманской, Саратовской, Псковской областных детско-юношеских библиотек, Алтайской, Краснодарской, Пермской краевых детских библиотек, Белгородской, Брянской, Нижегородской, Оренбургской, Тюменской областных детских библиотек и др. детских библиотек.

 

 

Принято Конференцией

Российской библиотечной ассоциации.

XIV Ежегодная сессия,

г. Вологда, 21 мая 2009 г.

 

 

 

 

______________

1 Общедоступными.

2 Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований : документ принят Конференцией РБА, XII Ежегод. сессия, 16 мая 2007, Брянск // Информ. бюл. РБА. 2008. № 47. С. 91–113.

3 В случае, если в городском округе одной из детских библиотек не присвоен статус центральной библиотеки.

4 Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки : принят Конференцией РБА, XII Ежегод. сессия, 22 мая 2008 г., г. Ульяновск // Информ. бюл. РБА. 2008. № 48. С. 54.

5 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» : утв. Постановлением Гл. гос. санитар. врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

6 Там же.

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!

Быть образованным просто! Начинайте изучать чешский язык и поступайте для обучения в Чехию.