Возможности социальной реабилитации детей с ОВЗ в условиях детской библиотеки

В.А. Лазарева

 

Возможности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями



жизнедеятельности в условиях детской библиотеки

 

 

Ещё до 19 века обучение детей, имеющих нарушения в развитии, считалось сложным и из ряда вон выходящим предприятием. Существовала уверенность, разделяемая наукой, что обучать их наравне с другими детьми невозможно, поэтому долгое время ими не занимались вообще. Огромной проблемой для общества считалось содержание и забота об этих людях. Во времена Римской империи эта проблема решалась довольно просто, детей, родившихся с дефектами, уничтожали. С приходом христианства, отношение к таким людям качественно поменялось. Но всё равно проблема содержания оставалась далёкой от решения. Слепые, глухонемые, калеки, умственно неполноценные люди пополняли ряды нищих и попрошаек, живя за счёт милости окружающих. Существует мнение, что слепым, например, приходилось легче. Благодаря тому, что они умели говорить, они быстрее адаптировались. Их воспринимали достаточно дружелюбно, как равных, но кому просто не повезло (как, например, солдатам, потерявшим зрение в войнах). Глухонемые и калеки считались обузой, попечение о них в лучшем случае ложилось на плечи общественных организаций. Но даже тогда никто не помышлял о их полноценной интеграции в общество. Сейчас, например, глухих даже учат говорить, чтобы они могли полноценно общаться.

 

Хочется сказать, и это очень важно, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности делятся, прежде всего, на две условные группы. Это люди с врожденными дефектами и люди с приобретенными дефектами. Первая группа – самая незащищенная в плане социальной адаптации. Очень долго их ничему не учили, потому что считали это невозможным. Как слепого научить читать? Как глухому разъяснить Писание? Какой работник из человека с церебральным параличом? Зачем имущественные права умственно неполноценному? Долгое время эта категория людей считалась неперспективной для социальной жизни общества. Поэтому и социальный статус у них с рождения был самым низким.

 

Система образования для данной категории детей – это достижение преимущественно 19 и 20 веков. С принятием Всеобщей декларации прав человека, защищающих права самых разных слоёв населения, инвалиды получили возможность получить наиболее полноценное образование и широкие возможности к социальной интеграции в общество.

 

Как обучение, так и социальная реабилитация детей-инвалидов – сложный процесс. Большинство детей нуждаются в специальных методах обучения, потому что обычные методы неприемлемы. Так, для слепых был изобретен шрифт Брайля, чтобы они могли самостоятельно читать, для слабослышащих – специальные слуховые аппараты, для глухих – жестовая речь, в отечественной практике разработаны методики обучения звуковой речи. Дети с проблемами интеллектуального развития обучаются по скорректированным учебным программам, для них разработаны специальные методики.

 

Педагогические и психологические исследования позволили узнать много нового о закономерностях отклоняющегося развития, благодаря чему разработаны эффективные методики обучения. На сегодняшний момент наука делит детей с нарушениями развития на различные категории. Перечислим основные категории, с которыми могут работать библиотеки.

 

1 группа. Дети, нуждающиеся в адаптации пространства библиотеки под их нужды.

  • С детским церебральным параличом (им необходим свободный доступ к отделам библиотеки).
  • Слепые и слабовидящие (нужны аудиокниги, увеличители текста и пр.).

 

2 группа. Дети, нуждающиеся в специально адаптированных под особенности их развития методах подачи материала.

  • Дети с задержкой интеллектуального развития.
  • Дети слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие.
  • Дети с проблемами развития речи.
  • Дети с нарушениями в эмоциональной сфере и дети с психическими отклонениями.

 

Практика показывает, что наиболее эффективно библиотека работает с коррекционными школами и (гораздо реже) детскими садами, находящимися поблизости. Организация выезда детских групп из таких учреждений часто затруднена, поэтому их территориальное соседство с библиотекой представляется очень важным для продолжительного и успешного сотрудничества.

 

Но даже после решения чисто организационных проблем, детские библиотеки часто испытывают трудности в определении направлений работы со сложным контингентом детей. Зачастую они ограничиваются обеспечением доступа к книжному фонду посредством достаточно дорогостоящей специальной аппаратуры, организацией комфорта перемещения людей с ограничениями по библиотеке. Это поистине огромный шаг в преодолении технических барьеров, о которых и не мечтали в прошлом. Но современная практика показывает, что этого недостаточно. Сейчас как никогда актуальны проблемы социальной адаптации и реабилитации детей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

 

Мы считаем, что кроме организации свободы доступа к фонду, библиотека имеет в своем арсенале множество возможностей для культурно-просветительской работы с данной категорией читателей. Однако, если материальное оснащение обычно не представляет серьёзных проблем кроме технических, то определение приоритетов работы как правило вызывает трудности иного характера.

 

В нашей библиотеке накоплен достаточно большой опыт работы в этой области, которым мы хотим поделиться на страницах сборника. Прежде всего, работу с данной категорией читателей в нашей библиотеке мы традиционно делим на индивидуальную, и групповую.

 

Библиотекарь, обслуживающий читательские запросы ребёнка с трудностями развития, осуществляет индивидуальный подход к ребёнку, уделяя ему особое внимание при подборе книг, помогает советом, обсуждает понравившуюся книгу… Ему в свою очередь помогает советами психолог, потому что иногда довольно сложно правильно понять поведение детей с особенностями развития. Неоценимый вклад в проведении индивидуальной работы может оказать детский психолог. Он осуществляет:

 

  • Индивидуальное консультирование подростков и взрослых, имеющих отклонения в развитии.
  • Индивидуальное консультирование родителей детей, имеющих трудности развития.
  • Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими трудности в развитии.

 

Также в библиотеке создана обширная информационная база данных для семей, воспитывающих детей с отклонениями развития. В рамках этого направления работы:

  • В помощь семьям, воспитывающих детей с отклонениями, разрабатываются тематические выставки, на которых представлены книги по детской психологии, коррекционной педагогике, логопедии, специальной психологии, популярные развивающие и коррекционные методики, рассчитанные как на неподготовленного читателя, так и на специалистов. В процессе комплектования фонда литературой, необходимой для реализации данного направления работы, используются рекомендации психолога.
  • Психолог разрабатывает справочно-информационные материалы по проблемам развития, воспитания, обучения и социальной реабилитации детей с отклонениями. Родители могут узнать, в каких психологических и коррекционных центрах Москвы они могут получить квалифицированную помощь, в какую школу можно отдать их ребёнка, какие права и льготы им положены, какие колледжи и вузы работают с детьми, имеющими отклонения и многое другое.

 

Для организованных групп детей из коррекционных школ проводятся занятия по творчеству детских писателей, москвоведению, экологии, привлечению к чтению. Занятия традиционно разрабатываются совместно с психологом. В них обязательно включены методы, помогающие сделать литературное занятие интересным и познавательным. Это, например, тематические видеопоказы с непременным обсуждением фильмов, творческие задания, викторины. На таких занятиях широко используются игровые методики, театрализация по книгам. Также психолог проводит собственные занятия, направленные на развитие психических и личностных возможностей социальной адаптации данной категории детей.

 

Особое внимание уделяется работе с детьми из общеобразовательных школ по воспитанию толерантности. На занятиях с психологом дети узнают о проблемах, сопровождающих жизнь людей, имеющих отклонения, учатся быть внимательными и чуткими к ним. Используя огромные возможности библиотерапии, психолог воспитывает в детях понимание душевных переживаний особенного человека. Таким образом постепенно исчезает отчуждённость в отношениях, исчезает страх перед «не такими», создается почва для расширения контактов, что несомненно положительно сказывается на социальной адаптации детей с отклонениями развития.

 

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что работа с данной категорией детей не ограничивается рамками только лишь библиотечного обслуживания. Она возможна по всем направлениям библиотечной деятельности как культурного центра. Библиотека, несомненно, может дать много интересного и нужного, если сама будет стремиться больше узнать о своих особых читателях и понять их особые потребности.

 

Интересные ссылки:



http://www.logoped.ru

http://dcp-net.ru/

http://www.downsideup.org/

http://www.7ya.ru/

http://children-psy.ru/

http://children.csa.ru/disgraf.shtml

http://www.mkb10.ru

http://www.bebihelp.kiev.ua

http://www.dyslexia.ru

http://about-my-sun.narod.ru/

http://www.psychiatry.ru/

http://www.childpsy.ru/

http://www.defectolog.ru/

http://nastenka.ru/

http://www.ucheba.ru/vuz-article/7086.html

http://www.un.org/russian/disabilities/

http://psyparents.ru/

http://special.psypublica.ru/

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!