Такая вот история...

 

История коллекции работ Марии Васильевны Иноземцевой.


Иноземцева Мария Васильевна.


Юбилей библиотеки – это прекрасный повод вспомнить коллег – друзей и учителей. Сказать им «спасибо» за Гайдаровку, доставшуюся нам в наследство. Наследство богато: фонды универсальные, но при этом уникальные: с вкраплениями дореволюционных детских книг, с интересной коллекцией книг и журналов 20-40-х годов. В библиотеке собрана целая библиотека автографов детских писателей, среди которых есть и автограф Аркадия Гайдара.

Но есть коллекция, в полной мере ещё не осмысленная. Она нам досталась вроде как случайно. В подарок. Это не книги, а графика, и даже не книжная. Дарителем выступила Галина Абрамовна Бальская, много лет общавшаяся с художницей – Марией Васильевной Иноземцевой, получившая её работы в наследство.

Галину Абрамовну в городе знали все: долгие годы она работала в нашей библиотеке заведующей методическим отделом, а её близкую подругу – Татьяну Степановну Лукичёву – директора Гайдаровки – знали далеко за пределами Москвы. Художница Мария Васильевна Иноземцева была любимой тёткой Татьяны Степановны. У всех троих женские судьбы не вполне сложились – детей ни у кого не было. В 1982 году умирает Мария Васильевна, в 1991 году – Татьяна Степановна. Так Галина Абрамовна становится наследницей работ.

Первоначально возникла идея организовать экспозицию в выставочном зале библиотеки, что и было осуществлено в феврале 2008 года. На вернисаже Галина Абрамовна объявила о своём решении передать коллекцию в дар Гайдаровке. Для нас это была неожиданность. Но Галина Абрамовна торопилась «отдать картины в хорошие руки». Спустя полгода её не стало.


Так библиотека стала обладателем графических работ художника. Пришлось делать заново практически все паспарту, утрачены многие даты создания работ. И первая выставка вопреки всем правилам оказалась неатрибуцированной. Есть законченные работы, есть этюды, эскизы. Осталась тетрадь с северными зарисовками. Сохранилось несколько каталогов персональных выставок художницы, любительских фотографий с Белого моря, где путешествовала и рисовала Мария Васильевна.

Иноземцева Мария Васильевна.


 

Несколько слов о художнике:


Мария Васильевна Иноземцева родилась в Москве 24 января 1910 года. Первыми художественными впечатлениями девочка была обязана своему деду Ивану Устиновичу Матвееву, известному московскому коллекционеру, в доме которого бывали И.Е.Репин, М.А.Врубель и другие художники.

Художественное образование М.В.Иноземцевой началось в 1930-м году, когда ей было 20 лет, в студии широко известного в Москве художника и педагога Ф.И.Рерберга, где она сравнительно недолго занималась рисунком и впервые познакомилась с ксилографией.

Иноземцева Мария Васильевна.


В 1932 году Марию Васильевну принял в ученицы Алексей Ильич Кравченко, выдающийся ксилограф. После занятий у А.И.Кравченко в течение нескольких лет Мария Васильевна стала работать самостоятельно, выполняя ответственные заказы и принимая участие в крупных московских выставках.

Иноземцева Мария Васильевна.


В конце 30-х годов она училась в институте повышения квалификации при горкоме графиков, где преподавали такие крупные художники-графики, живописцы и искусствоведы, как В.А. Фаворский, А.А. Осмёркин, М.М. Курилко, П.П. Алякринский, Н.Э. Радлов, А.А. Сидоров, М.В. Алпатов. Большое влияние на её творчество оказал К.Н. Истомин – Мария Васильевна считала его вторым своим учителем после Кравченко.

Со второй половины 40-х годов, будучи уже известным художником, Мария Васильевна ушла в оформительское искусство; она работала в музее-усадьбе Абрамцево, государственном музее Л.Н.Толстого в Москве, в Музее землеведения Московского университета и в Музее Большого театра СССР, выполняя художественное оформление постоянных экспозиций.

С 1959 года вновь началась постоянная, систематическая и углублённая работа М.В.Иноземцевой над станковым рисунком и ежегодные творческие поездки в Псковскую, Новгородскую, Ярославскую, Вологодскую, Архангельскую и Мурманскую области, в Соликамск и в Ленинград.

Мария Васильевна вначале рисовала графитным и цветным карандашами, изредка писала акварелью и гуашью, но потом перешла на чёрный фломастер, великолепно используя его возможности – бархатистость изменчивой линии, каскады штрихов, дающих нюансы тональности, сочные заливки, контрастирующие с белой бумагой. Рисунки её лаконичны, сильно обобщены в стремлении к типичности того или иного пейзажного образа, и в то же время в них видна конкретность определенного места.

С 1939 года работы Марии Васильевны Иноземцевой экспонировались на различных выставках, в том числе на Географическом факультете МГУ, во Дворце культуры МГУ. Многие работы М.В.Иноземцевой находятся в музеях и картинных галереях: в Государственном музее А.С.Пушкина, Доме-музее Ф.М.Достоевского (Санкт-Петербург), Шушенской народной картинной галерее, в художественных музеях Саратова, Костромы, Вологды.

Иноземцева Мария Васильевна.


Иноземцева Мария Васильевна.

Такая вот история!

 

 

 

Татьяна Рудишина.

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!