Яндекс.Метрика

Финал IV Московского конкурса детских отзывов и рецензий на новые книги

Завершился Четвёртый московский конкурс детских отзывов на книги

 

новинки 2013 года.

 

 

Завершён конкурс, окончена церемония награждения победителей и финалистов конкурса. Подведены итоги.

 

 

По мере поступления информации мы размещали её в нашем библиотечном блогосообществе, таким образом, список финалистов был обнародован нами ещё в начале января (ознакомиться с полным списком в номинациях "Дети" и "Руководители детским чтением").

 

 

 

 

 

Мы ещё раз поздравляем и благодарим всех финалистов, и всех взрослых, помогавших


(а не выполнявших работу вместо!) юным конкурсантам!

 

 

Праздничная церемония состоялась в нашей библиотеке традиционно под Старый новый год, 12 января. В числе почётных гостей были директор ЦГДБ им. А.П. Гайдара Татьяна Юрьевна Калашникова, генеральный директор Издательской группы «Гранд-Фаир» Рифат Гиясович Саразетдинов, представители издательств, чьи книги попали в финал в этом году: Марина Кадетова («КомпасГид»), Виталий Кивачицкий («ЖУК»).

 

Р.Г. Саразетдинов и Т.Ю. Калашникова, в частности, вручили главные призы - букридеры - двум нашим победителям, самым "вдумчивым читателям" 2013 года 5-класснику Никите Фарафонову (отзыв на книгу И. Шпиленка "Мои камчатские соседи: 370 дней в Кроноцком заповеднике") и 9-класснице Нике Рыжовой (отзыв на книгу Э. Барсело "Хранилище ужасных слов"):

 

 

Победительницей среди взрослых стала Мария Костюкевич, написавшая великолепный отзыв на книгу Марины Аромштам "Как дневник. Рассказы учительницы".

 

Финалисты 2013 года

 

Немного конкурсной статистики этого года:

 

Количество Дети Взрослые
- участников 87 7
- финалистов 35 7

 

 

Взрослые, к сожалению, пока отдают предпочтение "незримому" присутствию в детских работах перед самостоятельным участием. Даже несмотря на то, что в этом году мы расширили конкурсную трактовку понятия "руководитель детским чтением", по праву включив в него родителей.

 

Главные недостатки детских работ остаются прежними: недостаточное внимание к прочитанному, что мешает как следует обдумать работу; применение готовых отзывов (фраз, фрагментов), взятых из необъятного Интернета и выданных за собственные; невнимание к выходным данным книги (название, автор, иллюстратор, издательство). К существенным необходимо отнести и стилистические недостатки: штампы, клише (явно подсказанные взрослыми), стереотипное понимание сущности отзыва, не имеющего ничего общего со школьным сочинением.

 

Зато в работах в номинации РДЧ недостатков было так мало, что очень трудно оказалось выделить одного победителя (увы, пришлось это сделать, поскольку условия конкурса - есть условия и никуда тут не денешься). Так что в этом году хочется ещё раз и отдельно сказать большое спасибо семерым взрослым, решившим написать полноценную творческую работу. С удовольствием будем ждать ваших отзывов в следующем году!

 

К вопросу заимствований, или - попросту - воровства чужих отзывов из Интернета приходится возвращаться снова и снова. Очень приятно, что постоянные участники учли наши прошлогодние комментарии и замечания по этому поводу. Но до новичков информация упорно доходит в неполном виде. Хотя самое главное и необходимое о конкурсе сказано в его Положении, которое от года к году практически не претерпевает никаких принципиальных изменений, кроме того, что ссылается каждый раз на новый выпуск Каталога "Сто новых книг для детей и подростков".

 

Поэтому мы вынуждены ещё раз очень настойчиво повторить: уважаемые коллеги! Пожалуйста, присоединяясь к нашему конкурсу, внимательно прочитайте Положение о нём! И помните, что в него могут быть внесены некоторые изменения. От вашей внимательности зависит судьба отзывов - ваших собственных, или ваших читателей-детей. Потому что каждый год находится хотя бы один отзыв, написанный на книгу, вообще не имеющую к каталогу никакого отношения. Такие отзывы, как бы хороши они ни были, не рассматриваются вообще.

 

В нашем конкурсе, помимо читателей, побеждают и книги. Среди них выделяются лидеры - книги, о которых написано наибольшее количество отзывов. Такие книги можно назвать хитами года (сезона), книгами-победителями года, или ещё как угодно, но смысл один: эти книги оказываются наиболее любимыми или наиболее востребованными в этом году.

Конкурс-2013 обнаружил три такие книги, вот они:

 

 

Тройка эта формировалась постепенно, буквально с первого до последнего дня приёма работ. Безусловный лидер, который появился почти с самого начала работы жюри - "Хранилище ужасных слов" (Э. Барсело, издательство "КомпасГид"). К этой книге быстро присоединилась новая повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак, проверенного временем и любовью подростков дуэта, - "Я хочу в школу!" (издательство "Время"). И уже практически в момент окончания срока приёма конкурсных работ появился третий лидер "Он упал на траву" Виктора Драгунского (издательство "Самокат").

 

 

 

Репортаж о том, как проходил финал, можно посмотреть в нашем блогосообществе, фотоальбом о финале конкурса выложен на нашей странице в Фейсбуке и чтобы не повторяться, мы уделим внимание на вопросам методического характера.

 

Пожалуй, самая сложная и неприятная проблема, которую за все 4 года существования конкурса не удалось ощутимо изменить - списывание готовых отзывов из Интернета. Оно происходит в разных формах и в разном объёме, с участием взрослых или без их участия. Возможно, "совместное списывание" - самое страшное с точки зрения последствий для конкретного человека и формирования его образа мыслей. Если ребёнок списывает сам, всё-таки, получается, он проводит своеобразную поисковую и оценочную работу (оставим на время за скобками этическую сторону этого действия). Но когда идёт совместное со взрослым списывание, т.е. признание взрослым человеком на глазах у детей допустимым и приличным делом присвоить себе созданное чужими руками, да, возможно, ещё и получить за это приз - вот тут надо бить тревогу. По-видимому, результатом подобного совместного творчества явилась работа, которую мы приводим ниже:

 

 

С трудом верится, что пятиклассник, пересказывающий сюжет (см. начало отзыва), вдруг придумал ввести грамотно сформулированный запрос и, получив десятки ссылок в ответ, выбрал именно то, что мы находим в его работе: глубокую, красивую цитату, составленную из слов, явно не вошедших ещё в его постоянный лексикон. Но выбрать мало, надо ещё и "вшить" найденное в свой текст-пересказ. В общем, есть все основания подозревать тут участие взрослой руки. Тем грустнее факт:

 

1. Библиотекарей считают неспособными по стилю различить читательский пересказ сюжета и фрагмент, принадлежащий перу  замечательного русского писателя.

 

2. Взрослый человек считает допустимым выдать за результат детской мысли об одном писателе слова совсем другого писателя на основании лишь того, что все трое пишут о герое-собаке. Для справки: в приведённой работе по "Картофельной собаке" Юрия Коваля использована цитата из Леонида Андреева (имеется в виду его рассказ "Кусака"), а также выдержки из методических разработок уроков по этому рассказу.

 

Здесь самое время задуматься: так для чего же нужны всевозможные конкурсы и викторины, обзоры книг и произведений авторов, игры и буктрейлеры, в конце концов - все те материалы, которые создают детские библиотекари и учителя? Не для того ли, чтобы во-первых и главных прививать вкус и нравственные критерии юным душам и сердцам? Так что, дорогие участники конкурса, коллеги-библиотекари и учителя литературы! До следующего конкурса - чуть меньше года. У нас есть время на обдумывание вопроса о допустимости с нравственной точки зрения присвоения чужих идей, а также вопроса халатного отношения к самому содержанию детских работ, где порой обнаруживаются просто чудовищные ошибки и несбыточные надежды конкурсантов (к примеру, ожидание автором работы новых "рассказов" Александра Чудакова).

 

Подробное обсуждение итогов конкурса происходило на одной из наших Литературных пятниц - 24 января 2014 г. Поэтому мы продолжим тему материалом, подготовленным специально для этого семинара.

 

Комментарий к слайду № 10. "Проблема библиотекаря и учителя".

 

Это тоже одна из болезненных тем современности. Нам бы хотелось призвать вас, уважаемые коллеги, поразмышлять над имеющейся проблемой, которая заключается в неоднозначности результатов участия взрослых в подготовке детских конкурсных работ. Вот те проблемные точки, на которые мы предлагаем обратить внимание в будущем:

 

- (чрезмерное) участие взрослого в творческой работе ребёнка уменьшает его внутреннюю мотивацию;

 

- взрослый, инициалы которого стоят под работой ребёнка (учитель или библиотекарь), должен хотя бы раз полностью прочесть работу, за которую он отвечает;

 

- наверное, не стоит оставлять фактологические или орфографические ошибки в работах детей; но когда речь идёт о собственной точке зрения, собственном впечатлении или мнении ребёнка - тут нежелательно внесение поправок в детский отзыв;

 

- так много говорится о плохом комплектовании библиотек. Но это не повод опускать руки. Есть Интернет с его великим множеством хороших и полезных ресурсов (о которых мы стараемся рассказывать как можно чаще!). Есть другие библиотеки. Наверное, проблема не столько в том, что в какой-то конкретной библиотеке может не оказаться нужных книг. Скорее проблема в том, что библиотекарь не знает, куда обратиться, где найти если не сами книги, то хотя бы информацию о них. В конце концов, книжные магазины ещё никто не отменял.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!