Занятие 3.

Третье занятие


 

Игра «Что? Где? Когда?» по четырём книгам проекта.

 

Вступление

 


В игре «Кто? Где? Когда?» принимают участие несколько команд, которые поочерёдно садятся за игровой стол, крутят волчок и отвечают на вопросы. Вопросы оцениваются по усмотрению учителя или библиотекаря, но мы рекомендуем за полный ответ присуждать 3 балла, за неполный – 2, за приблизительный – 1. В конце игры баллы суммируются и определяется победитель.

 

1. Когда и где произошла первая драка спортивных болельщиков? Чем она закончилась? Какая цветовая символика присутствовала в спортивной форме? Из какой книги вы узнали об этом?

(В книге Раисы Кирсановой «Ленты, кружева, ботинки» рассказывается о первой массовой драке болельщиков, которая произошла около двух тысяч лет назад в городе Помпеи незадолго до извержения Визувия. Из книг римского философа Марка Аврелия мы узнали, что две тысячи лет назад на римских ипподромах уже была известна цветовая символика – там бы болельщики «синих» и «зелёных»).

 

 

2. Перед вами на подносе лежат продукты, которые входят в повседневное меню россиян. Определите, какие из них входили в наш рацион издавна, а какие пришли на Русь из других стран в средние века.

(Предлагаются пшено, мёд, редька, лук, черника, свёкла, морковь - исконно русские продукты и пришедшие позднее рис, сахар, картошка, апельсин, абрикос, кофе, чай. Из книги Александры Григорьевой «Путешествие по чужим столам»).

 

 

3. Перед вами карточки двух цветов: синие и красные. На синих карточках – названия продуктов, на красных – стран, где их традиционно употребляют. Разложите их попарно.

(макароны – Италия; лягушки – Франция; пауки, муравьи – Испания; крокодилы – Куба; конина – Казахстан. Из книги Александры Григорьевой «Путешествие по чужим столам»).

 

 

4. Перед вами на столе четыре блюда, популярные у разных народов – салат «Оливье», суши, макароны и шашлык. К этим блюдам предлагаются следующие приправы – васаби, сыр, майонез и аджика. Как вы используете приправы?

(шашлык нужно приправить аждикой, макароны – сыром, суши – васаби, а салат – майонезом. Из книги Александры Григорьевой «Путешествие по чужим столам»)

 

 

5. Во многом представления о возникновении мира у китайцев и финнов, членов греческой секты орфиков и плёмен северо-западной Африки совпадают. Подобный сюжет мы видим в финском эпосе «Калевала» и индийском, повествующем о рождении Брахмы. Если вы внимательно прочитали книгу Анастасии Гостевой «Большой взрыв и черепахи» для вас не составит труда ответить на вопрос – как эти народы представляли себе рождение Вселенной.

(по представлению этих народов изначально было Космическое яйцо).

 

 

6. В книге Анастасии Гостевой «Большой взрыв и черепаха» рассказывается о мировом дереве древних китайцев – Паньтао или Синьтао. Что это за дерево? Какие легенды с ним связаны? Как его использовали в хозяйстве?

 

(Это персиковое дерево. В огромном персиковом дереве на горе Душо, по преданию, находятся ворота духов, поэтому китайцы считают его священным. Из его древесины издавна изготавливали фигурки богов и различные амулеты. Ветками персикового дерева хлестали больного лихорадкой, чтобы изгнать духов болезни.)

 

 

7. Существует легенда о царстве амазонок. Каков был уклад жизни в этом государстве? Каким способом он поддерживался? Как погибло это легендарное царство?

 

(Родоначальница амазонок Лисиппа решила, что всеми домашними делами должны заниматься мужчины, а править и управлять государством – женщины. Для этого девочек с малолетства приучали скакать на лошадях и обращаться с оружием, а мальчиков при рождении калечили. Амазонок победил Геракл. Это был один из его двенадцати подвигов. Об этой легенде рассказывает в своей книге «Семья у нас и у других» Вера Тименчик).

 

 

8. В книге Веры Тименчик «Семья у нас и у других» рассказывается о распространённом у некоторых народов обычае похищения невесты.

Чем настоящее похищение отличается от фиктивного и что следует за этими действиями в том и другом случае?

 

(фиктивное похищение совершается с согласия невесты и молчаливого согласия родственников. После фиктивного похищения взаимоотношения между семьями жениха и невесты остаются хорошими, а после настоящего нередко перерастают в многолетнюю вражду).

 

 

9. В любой семье всегда существует распределение обязанностей среди его членов. В начале двадцатого века в Германии существовало правило трёх «К». Что это за правило?

 

(Эти «К» были «Kinder», «Kuche», «Kirche», то есть дети, кухня, церковь. Это предопределяло роль женщины исключительно как домашней хозяйки. Об этом говорится в книге Веры Тименчик «Семья у нас и у других».

 

 

 

10. Почти все русские царицы имели отчество «Фёдоровна». Неужели все их отцы были Фёдорами? Что вы об этом думаете?

 

(Почти все русские цари из династии Романовых женились на принцессах-иностранках, и когда те становились русскими царицами, то принимали православие и венчались на царство. Традиционно их венчали иконой Божьей Матери, которая называлась «Фёдоровская», и в честь этой иконы им давали отчество. Об этом можно прочитать в книге Веры Тименчик «Семья у нас и у других»).

 

 

 

11. Что такое «кружевные перемирия»? Когда и где они существовали?

 

(В книге Раисы Кирсановой «Ленты, кружева, ботинки» повествуется о «кружевных перемириях» - перерывах в ведении боевых действий в Европе во время тридцатилетней войны 1618-1648 годов для приведения в порядок военной формы, украшенной кружевами).

 

 

 

12. Раиса Кирсанова в книге «Ленты, кружева, ботинки» рассказывает о том, как люди выходили из положения во время дождя до изобретения резины. Кто выходил на улицу, используя вместо галош разные приспособления - «ходули», «сабо», «цокколи», «гета»? И что такое «таби»?

 

(«Цокколи» – высокие деревянные подставки -- использовали венецианки, «сабо» – француженки, «гета» – подставки в виде скамеечек – японцы, мужчины и женщины, «ходули» – деревянные башмаки на подставках – женщины на Северном Кавказе. «Таби» – носки с отдельно вывязанным большим пальцем носили японцы с подставками «гета»,которые держались на ноге наподобие наших «вьетнамок», однако такие носки были известны ещё в Древнем Египте.)

 

 

 

При подготовке были использованы: анкета ЦДБ № 24 ЦБС «Пресненская» ЦАО Москвы и разработка беседы по книге

«Семья у нас и у других» библиотекаря ЦГДБ имени А.П. Гайдара Марии Далецкой.

 

 

Рекомендации подготовлены методистом ЦГДБ им. А.П.Гайдара

Людмилой Николаевной Муравьевой

+7-495-255 -84-82;

8-916-597-46-94

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!